Interested Article - Маклюэн, Маршалл

Ге́рберт Ма́ршалл Маклю́эн ( англ. Herbert Marshall McLuhan , [məˈkluən] , 21 июля 1911 31 декабря 1980 ) — канадский культуролог , философ , филолог и литературный критик . Получил широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество (например, в концепции « глобальной деревни », «абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам» ).

Маклюэн придумал выражение «средство передачи информации — это сообщение» в первой главе своей книги «Понимание медиа: Расширения человека» и термин «глобальная деревня». Он предсказал появление Всемирной паутины почти за 30 лет до ее изобретения . В конце 1960-х годов он занимал видное место в медиадискурсе, однако в начале 1970-х годов его влияние стало ослабевать . В годы после его смерти он продолжал оставаться спорной фигурой в академических кругах . Однако с появлением Интернета и Всемирной паутины интерес к его работам и перспективам возобновился .

Биография

Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта , Канада ) в методистской семье. Маршалл — это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении . Его родители, Элси Наоми ( англ. Elsie Naomi ) и Герберт Эрнст ( англ. Herbert Ernest ), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Кроме Маршалла у них был ещё один сын — Морис, который родился в 1913 году . Мать Маклюэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала Первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклюэна имел небольшой бизнес в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег , административный центр канадской провинции Манитоба .

В 1928 году Маршалл Маклюэн поступил в Университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе (English studies). Во время обучения начал публиковать небольшие заметки в периодической печати. Так, уже в 1930 году в студенческой газете университета Манитобы появилась первая статья Маклюэна под названием «Макалуэй — вот это человек» . Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл Кембриджского университета ( Англия ). Там он обучался под руководством известных представителей нового критицизма А. А. Ричардса (I. A. Richards) и (F. R. Leavis). В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете ( Мэдисон , США ) на должности ассистента .

Маршалл Маклюэн в Кембриджском университете
Колледж Св. Михаила университета Торонто . Скульптура в центре символизирует Св. Михаила .

В 1937 году Маршалл Маклюэн принял католичество . С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939—1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса ( Сент-Луис , США). Там он познакомился со своей будущей женой Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году . Брак Маршалла и Корины был счастливым. Они вырастили шестерых детей .

В декабре 1943 года Маклюэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени» (The Place of Thomas Nash in the Learning of his Time) . После этого в 1944 году Маклюэн возвращается в Канаду, где в 1944—1946 годах преподает в Колледже Успения (Assumption College) в городе Виндзор , провинция Онтарио . Переехав в Торонто в 1946 году , он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто . С университетом Торонто связаны основные научные и творческие достижения Маршалла Маклюэна. Именно там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг . Огромное влияние на направление научных исследований Маклюэна оказало знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом . В 1953—1955 годах Маклюэн был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда . Затем в 1963 году основал Центр культуры и технологии .

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклюэна получила большое признание. В 1964 году он стал членом научного Королевского общества Канады , а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклюэн был назначен советником Комиссии по общественным отношениям Ватикана .

В конце 60-х годов здоровье Маклюэна стало стремительно ухудшаться. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инсульт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Основные работы

Маршалл Маклюэн является автором значительного количества статей и книг, многие из которых написаны в соавторстве. Среди основных работ, вышедших отдельными изданиями, следует выделить следующие: «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» ( 1951 ), « Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего » ( 1962 ), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» ( 1964 ), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» ( 1967 , в соавторстве с ), «Война и мир в глобальной деревне» ( 1967 , в соавторстве с ), «От клише к архетипу» ( 1970 , в соавторстве с ), «Город как учебная аудитория» ( 1977 , в соавторстве с и ).

Взгляды и направление исследований Маршалла Маклюэна претерпели эволюцию. Если на ранних этапах деятельности его можно отнести к «традиционным» литературоведам, которые подвергают критике современное общество, ставя ему в вину упадок интереса к классической литературе, пассивность масс, технологическое манипулирование их сознанием и т. п., то в дальнейшем критический пафос исчез. Начиная с 1950-х годов Маклюэн «предложил изучать массовую культуру в её собственных терминах, а не с точки зрения классической традиционной культуры. Культуре было дано определение системы коммуникаций, и Маклюэн отказался от анализа интеллектуального и морального содержания культуры, то есть от качественного, ценностного подхода» . При этом, Маклюэну удалось сделать необыкновенно интересные наблюдения в области влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество. Удивительным образом литературный критик стал одним из самых авторитетных авторов в области теории коммуникации .

Механическая невеста: Фольклор индустриального человека (1951)

Первая крупная работа Маршалла Маклюэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» стала одной из первых в области исследований популярной культуры . Интерес к критическому исследованию поп-культуры был вызван книгой известного британского литературного критика и культуролога «Культура и окружающая среда», вышедшей в 1933 году . Также большое влияние оказал крупный американский социолог Дэвид Рисмен , который консультировал Маклюэна по проблеме общества потребления . Название книги «Механическая невеста» было взято из инсталляции дадаиста Марселя Дюшана « Новобрачная, раздетая догола её холостяками, даже » .

Как и все последующие работы, первая книга Маршала Маклюэна написана в мозаичном стиле. Она состоит из множества небольших глав, которые необязательно читать последовательно. Дело в том, что «для исследования своего предмета — массовой культуры и массовой коммуникации — Маклюэн использует его язык и стиль» . Основной формой подачи сообщений средствами массовой коммуникации является, по Маклюэну, мозаика , и такой же способ изложения используется им в других работах. На одной странице его сочинений можно встретить, например, цитаты из Шекспира и бульварной газеты и многое другое.

Во введении к книге Маклюэн отмечает, что современный фольклор является продуктом интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: рекламных агентов , писателей , сценаристов , художников , режиссёров , дизайнеров , журналистов , учёных и т. п. Все они изо дня в день создают в массовом сознании ощущение неполноты понимания происходящего. Состояние «неудовлетворённости» в массовом сознании необходимо для поддержания «престижной» формы массового потребления. Задача Маклюэна в этой книге сводится к показу скрытых форм воздействия на массовое сознание в различных формах массовой коммуникации: рекламе, телевизионных передачах, кино и т. п. .

Каждая глава книги является изолированным произведением и посвящена анализу того или иного аспекта популярной культуры. Одна из глав, «Механическая невеста», дала название всей книге. В ней автор рассматривает проблему взаимосвязи секса и технологий в современной культуре. В качестве примера приводится реклама колготок «На пьедестале». В этой рекламе показаны ноги в колготках, стоящие на пьедестале. В результате «значение секса ненормально преувеличивается благодаря использованию рыночных механизмов и технике индустриального производства… Отношение к сексу как поведенческой проблеме, редуцирующее сексуальный опыт до уровня механических и гигиенических проблем, подспудно присутствует и проявляется во всём. Это делает неизбежным разлад между физическим удовольствием и функцией воспроизводства потомства, а также является причиной гомосексуализма» .

Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего (1962)

Книга « Галактика Гутенберга » получила премию правительства Канады и сделала имя Маклюэна очень известным в среде научной общественности . В этой книге Маклюэн даёт ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии (преимущественно, письменность и книгопечатание ) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе. Во многом эту работу следует рассматривать как продолжение исследований Гарольда Инниса. Согласно Маршаллу Маклюэну, Иннис «стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий и сопровождающий появление средств массовых коммуникаций. „Галактику Гутенберга“ можно понять как подстрочный комментарий к работе Инниса» .

Этапы развития цивилизации по Маклюэну

  • дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;
  • письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;
  • современный этап («электронное общество», « глобальной деревни », задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства .

Понимание Медиа: Внешние расширения человека (1964)

Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа» стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. По мнению Маклюэна, средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания ( контента ). Основная идея заключается в том, что средство коммуникации влияет на человека и общество само по себе.

The Medium is the Massage: An Inventory of Effects (1967)

Когда эта книга появилась в продаже, многим показалось, что в последнем слове названия сделана ошибка, и что настоящим названием книги является знаменитый афоризм Маклюэна «the medium is the message» («средство коммуникации является сообщением»). Однако, за счёт смены одной буквы в слове «massage» появилось, как минимум, два новых смысла: «средство коммуникации как массаж» и «средство коммуникации как век масс» (Mass Age) . Книга стала результатом сотрудничества Маршалла Маклюэна с известным дизайнером и фотографом Квентином Фиоре, который при помощи коллажей и фотографий оформил афоризмы и основные идеи Маклюэна.

Война и мир в глобальной деревне (1968)

«Война и мир в глобальной деревне» Маршалла Маклюэна и Квентина Фиоре — это коллаж изображений и текста, который иллюстрирует влияние электронных средств массовой информации и новых технологий на человека.

В книге «Война и мир в глобальной деревне» М. Маклюэн выдвигает тезис, согласно которому появление новых технологий изменяет сенсорное восприятие человеком окружающей среды, разрушая его самоидентификацию и вынуждая к адаптации и видению мира в «зеркале заднего вида». Автор называет такой процесс перехода от одного сенсорного восприятия к другому само-ампутацией, которая вызывает боль и культурную хандру. Он сравнивает нивелируемые технологиями сенсорные способности с ампутированным органом, который продолжает вызывать фантомные боли. Так, технология становится продолжением человеческого тела и его нервной системы.

Согласно автору, попытки восстановить утраченную самоидентификацию приводят к войнам, в то время как любая война стимулирует новые технические разработки, которые оказываются внедренными в среду и провоцируют новую утрату самоидентификации. Отсюда: «Готовность к войне характеризуется современной социальной системой».

Человек не способен осознавать сотворенную им среду, пока он в ней находится, так как он подобен рыбе в воде, не способной ничего знать о воде из-за отсутствия анти-среды. Откуда следует, что прежняя среда становится зримой только тогда, когда ее уже сменила новая технология.

От Клише к Архетипу (1970)

Сотрудничая с канадским поэтом , Маклюэн подходит к различным значениям словесного клише и архетипа. Один из основных аспектов общей концепции Маклюэна, представленный в этой книге, который редко замечается, — это введение нового термина, который фактически приходит на смену глобальной деревне: глобальный театр .

Глобальная деревня (1989)

В своей посмертной книге «Глобальная деревня: трансформации мировой жизни и СМИ в 21 веке» (1989) Маклюэн в сотрудничестве с Брюсом Р. Пауэрсом обеспечивает прочную для понимания культурных последствий технологических достижений, связанных с подъемом всемирной электронной сети . Это основная работа Маклюэна, поскольку она содержит наиболее обширную разработку его концепции и дает критический анализ стандартных моделей коммуникации 20-го века, таких как модель Шеннона-Уивера .

Влияние

Работы Маршалла Маклюэна продолжают оказывать значительное разностороннее влияние на науку, культуру, философию. В кинематографе следы его идей отчетливо проявились в творчестве Дэвида Кроненберга и особенно в фильме « Видеодром ». В 1977 году Маклюэн сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена « Энни Холл ». В художественной литературе последователей идей Маклюэна также немало, в том числе среди представителей киберпанка . В научном сообществе Маклюэн, наряду с Гарольдом Иннисом, рассматривается в качестве основателя современной теории средств коммуникации . В философии идеи Маклюэна иногда сближают с постмодернизмом, хотя сам он от него дистанцировался.

Некоторые высказывания о Маршалле Маклюэне

  • Писатель и публицист Том Вулф предположил, что Маклюэн, возможно, наиболее значимый мыслитель со времен Ньютона, Дарвина, Фрейда, Эйнштейна и Павлова.
  • Бывший премьер-министр Канады Пьер Трюдо , встречавшийся с Маклюэном, сказал: «Я думаю, что у него была гениальная интуиция».
  • Исследователь глобальных инфокоммуникаций Мануэль Кастельс отводил Маклюэну место «великого провидца, который … революционно изменил понимание восприятия и мышления в сфере коммуникаций».
  • Французский философ Ги Дебор написал в комментариях к Обществу спектакля : «Маклюэн, первый апологет спектакля (к слову сказать, такой идиот, с каким, наверное, никто уже в XX веке не сравнится), в 1976 году вдруг резко сменил свою точку зрения, когда обнаружил, что „всевластие СМИ ведёт к иррациональности“, и, опомнившись, стал вопить, что с этим де надо что-то делать». (глава XII, 4-й абзац)

Фильмы о Маршалле Маклюэне

  • Поминки по Маклюэну ( англ. McLuhan’s Wake ), реж. Кевин Макмэхон
  • Азбука Маршалла Маклюэна ( англ. Marshall McLuhan’s ABC ), реж. Дэвид Соубельман
  • Исследования Маклюэна ( англ. The McLuhan Probes ) реж. Дэвид Соубельман
  • Вне орбиты ( англ. Out Of Orbit ) реж. Карл Бессэ
Медиаведение
Понятия
Исследователи
Направления использования
Учреждения

Научные труды

На английском языке

  • McLuhan M., The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. — N.Y.: The Vanguard Press, 1951.
  • McLuhan M., The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — Toronto: University of Toronto Press , 1962.
  • McLuhan M., Understanding Media: The Extensions of Man. — N.Y.: McGraw Hill, 1964.
  • McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. — N.Y.: Random House, 1967.
  • McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. — N.Y.: Bantam, 1968.
  • McLuhan M., Parker H. Through the Vanishing Point: Space in Poetry and Painting. — N.Y.: Harper & Row, 1968.
  • McLuhan M., Culture is Our Business. — N.Y.: McGraw Hill, 1970.
  • McLuhan M., Watson W. From Cliche to Archetype. — N.Y.: Viking, 1970.
  • McLuhan M., Hutchon K., McLuhan E. — City as Classroom: Understanding Language and Media. The Book Society of Canada Limited, 1977.

На русском языке

Монографии

  • Маршалл Маклюэн. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — М. : Академический проект , 2005. — 496 с. — ISBN 5-902357-28-4 .
    • Маршалл Маклюэн. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2013. — 496 с. — (Концепции). — 500 экз. ISBN 978-5-98426-125-8 , 978-5-8291-1479-4.
  • Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. — М. : Кучково поле, 2007. — 464 с. — ISBN 978-5-901679-58-6 .
  • Маршалл Маклюэн, Квентин Фиоре. Война и мир в глобальной деревне. — М. : АСТ, Астрель, 2012. — 226 с. — ISBN 978-5-17-075829-6 . — ISBN 978-5-271-39408-9 .

Статьи

  • Маршалл Маклюэн. С появлением Спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры // Кентавр / пер. В. П. Терин. — М. , 1994. — № 1 . — С. 20—31 .
  • Маршалл Маклюэн. Телевидение. Робкий гигант = The Timid Giant // Телевидение '87 / пер.: В. П. Терин. — М. .
    • Маршалл Маклюэн. = The Timid Giant // Современные проблемы личности : журнал / пер.: Григорьева Аркадьева. — М. : Издательство «Искусство», 2001. — № 1 . — С. 138—148 .
  • Маршалл Маклюэн. = Press: Government by Newsleak // Отечественные записки : журнал / пер. Руслана Хестанова. — 2003. — № 4 .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #118729977 // (нем.) — 2012—2016.
  2. McLuhan: Hot & Cool, NY, Signet Books published by The New American Library, Inc., 1967, p. 286
  3. McLuhan, Marshall. Understanding media : the extension of man. — Routledge & Kegan Paul, 1975. — ISBN 0-7100-1819-3 . Ошибка: некорректно задана дата установки (исправьте через подстановку шаблона)
  4. .
  5. Plummer, Kevin . www.torontoist.com (4 июня 2011). Дата обращения: 20 сентября 2011. 31 января 2023 года.
  6. Stille, Alexander (2000-10-14). . The New York Times . p. 9. из оригинала 31 января 2023 . Дата обращения: 10 марта 2011 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  7. Beale, Nigel (2008-02-28). . The Guardian . London. из оригинала 31 января 2023 . Дата обращения: 21 марта 2011 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  8. . 1 January 1996. " от 3 ноября 2012 на Wayback Machine ." Wired 4(1). Retrieved 24 June 2020.
  9. Boxer, Sarah (2003-04-03). . Critic's Notebook. The New York Times . p. 1. из оригинала 31 января 2023 . Дата обращения: 10 марта 2011 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  10. В русских источниках можно встретить искажения фамилии Маклюэна как «Мак-Люхан» или использование имени Герберт.
  11. Gordon, W. Terrence. Marshall McLuhan: Escape into Understanding: A Biography. Basic Books, 1997. — С. 99-100.
  12. Вулф Г. Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца // Русский журнал. 2001. 19 апреля.
  13. Gordon, pp. 69-70.
  14. Уитцель М. Человек, который видел будущее // Элитариум, www.elitarium.ru
  15. от 7 декабря 2008 на Wayback Machine // « Кругосвет »
  16. Тюрина И. Великое пророчество: Философская концепция Маршалла Маклюэна // Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. — М.: Фонд «Мир», Академический Проект, 2005. — с. 9.
  17. Уитцель М.
  18. Козлова Н. Н. Критика концепции «массовой культуры» Маршалла Маклюэна. Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С. 9.
  19. Козлова Н. Н. С. 7.
  20. McLuhan M. The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. — N.Y.: The Vanguard Press, 1951.
  21. McLuhan M. The Mechanical Bride. P. 99.
  22. Тюрина И. Указ. соч. — С. 12.
  23. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — С. 103
  24. Тюрина И. Указ. соч. — С. 14.
  25. Тюрина И. Великое пророчество: Философская концепция Маршала Маклюэна // Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. — М.: Фонд «Мир», Академический Проект, 2005. — с. 10.
  26. Meyrowitz J. Medium Theory // Communication Theory Today / Ed. by David Crowley and David Mitchell. — Stanford: Stanford University Press, 1994.

Литература

На английском

На русском

Ссылки

  • — на английском
  • — на английском
  • — на русском
Источник —

Same as Маклюэн, Маршалл