Битва на реке Снове
- 1 year ago
- 0
- 0
По́ловцы , кипча́ки (самоназвание — кыпча́ки ( кыпчак [ лар ]), позднее использовался этноним тата́ры ( татар [ лар ])) ; в европейских и византийских источниках — кума́ны ( лат. cumani, comani , греч. kο[υ]μάνοι ) — кочевой тюркоязычный народ , проживавший в историческом регионе, известном как Половецкая степь или Дешт-и-Кипчак .
В венгерских источниках называются кунами .
В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков . Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная , таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша , которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) .
При образовании Золотой Орды (середина XIII века) кыпчаки ассимилировали малочисленные монголоязычные племена и передали им свой язык . Позже кыпчакский язык лёг в основу современной кыпчакской группы языков ( татарского , сибирско-татарского , башкирского , крымскотатарского , караимского , крымчакского , карачаево-балкарского , кумыкского , ногайского , казахского , киргизского , каракалпакского ) .
Согласно традиционной точке зрения , половцы, кипчаки и куманы — названия одного народа.
По другим версиям, кыпчаки состояли из двух крупных ветвей : половецко-кыпчакской и куно-кыпчакской; половцы состояли из западной ветви — половцев-саров и восточной — кунов . По версии Ю. А. Евстигнеева , куманы, куны и половцы (сары) были разными народами. По версии С. А. Плетнёвой , кипчаки (шары, половцы) и куманы (западнее Днепра) были разными народами.
На территории Восточной части Кыпчакской степи жили следующие шестнадцать кипчакских племён: борилу, токсоба , иетиоба, дуртоба, ал-арс (ал-ас), бурджоглу, манкуроглу, йимак, таг, башкурт , куманлу, базанак (баджанак), баджна, карабориклу, уз, джортан. Западные кыпчаки делились на одиннадцать племён: токсоба, , бурджоглы , ельборили, кангароглы, анджоглы, дурутоба , кулабаоглы, джортан, караборикли, котан .
Куманами половцы называются в западноевропейских и византийских источниках (в частности, Анна Комнина в связи с битвой при Левунионе сообщает, что куманы и печенеги говорили на одном языке ). Плетнёва С. А. локализует куманов западнее Днепра по отсутствию там каменных изваяний, встречающихся в низовьях Дона, Донца и вдоль северного побережья Азовского моря — местах кочевий сары-кипчаков (половцев).
Куны , как и сары, участвовали в «цепной миграции» кочевых племён в 1030-е годы, постоянно являясь их восточными соседями. Существует версия о принадлежности донских половцев-токсобичей к кунам.
В XI—XIII веках имя куны встречается эпизодически в венгерских и русских источниках наряду с куманы в значении кипчаки, половцы и венгерские половцы .
Куны ( токсобичи ) в составе кыпчаков отождествляются со средневековым монгольским племенем татар . По И. Маркварту и В. В. Бартольду , они представляли собой монгольский компонент в составе кыпчаков. Ибн-Халдун объяснял межплеменные распри кыпчаков разностью происхождения племён: «племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар». По Ан-Нувайри , «старинное соперничество» между кыпчакскими племенами токсоба и дурут, завершилось переходом токсобичей на сторону монгольских завоевателей и разгромом дурутов . Согласно В. В. Ушницкому, аргументом сторонников монгольского происхождения кимаков и кыпчаков являются сообщения средневековых мусульманских источников о татарском происхождении кимакского династийного рода .
Изначально предполагали, что этноним «половцы» связан со словом «поле» (в значении «жители степи, степняки»). Первым такое мнение высказал в XVI веке Сигизмунд Герберштейн . Разделялось оно и первыми русскими историками: например, в начале XIX века эту версию высказывал А. М. Щекатов : «Название половцев дали им русские — как некоторые полагают от полей , по которым они кочевали».
Позднее, к кыпчакам использовался этноним тата́ры ( татар [ лар ]) . Это было связано с тем, что все тюркское население Российской империи именовалось этим этнонимом.
В современной историографии наиболее распространено объяснение, что слово «половец» происходит от слова половый , то есть «изжелта-белый, желтоватый» . Эту точку зрения впервые выдвинул А. Куник в 1875 году. «Солома» на церковнославянском языке — плава , а «соломенный» — плавый , и, соответственно, слова половый, plavý и plowy в современных русском , чешском и польском языках означают одно и то же — соломенный цвет. Славянское название кипчаков происходит от этих слов с прибавлением -цы/-чи ( половцы , plavci и plawci ). В немецких и армянских источниках в отношении половцев иногда использовались аналогичные названия ( фальб и хардеш ), обозначавшие «бледновато-жёлтый, соломенно-жёлтый цвет» . Половцев тюркоязычные племена называли сары-кипчак («жёлтые кипчаки»), то есть «половцы» — это славянский перевод тюркского этнонима . Д. А. Расовский в статье «Происхождение половцев» (1935 год) отмечал, что версия, указывающая на белокурость кипчаков, долго оспаривалась, поскольку у критиков этой версии сложился стереотип о том, что половцы и тюрки вообще не могут быть белокурым народом, но в итоге её начали считать общепринятой .
По мнению Е. Ч. Скржинской , этноним половьци происходит от слова половици. Жители правобережья Днепра , где находился Киев , называли так кочевников с левобережья, с «той стороны» — «оного полу». Аналогичное выражение половици употребляется в Новгородской первой летописи старшего извода (в статье за 1219 год) по отношению к новгородцам с противоположного берега Волхова . Встретив в Новгородских летописях слово половицы в значении «бережане, люди, живущие на определённой стороне реки», она делает вывод, что половьци древнерусских летописей — это куманы, размещавшиеся «в поле Половецком », то есть по левому берегу Днепра. Впрочем, половцы размещались не только по левому берегу Днепра — их кочевья могли переходить и на правый берег (особенно после заключения соглашений с русскими князьями, с которыми зачастую даже и роднились). Новгородское же слово половици следует, исходя из новгородского произношения, читать как половичы , то есть действительно «живущие по определённой стороне реки». Тем не менее никакого отношения к слову половьци оно не имеет; здесь налицо лишь своеобразное проявление омонимии : в первом случае корень полъ + овичи , во втором — половъ + ци (то есть славянское обозначение кипчаков) .
Слово «кыпчак» ( qïvçaq ) на древнетюркском языке означает «злосчастный», хотя состоит из корня qïv («счастье, удача») и аффикса çaq (аффикс склонности к основе), что должно давать слово со значением «удачливый, склонный к счастью», а не происходить от слов qïvsïz («несчастный») и çaq («период, время») .
На многих тюркских языках (например, татарский , крымскотатарский ) слово кипчак означает «колесо» или «колесница». Рифкат Ахметьянов указывает на то, что, по мнению Заки Валиди, это слово образовано либо из слова кубы , значащего сухую степь — Гоби — и указывает на то, что слово могло быть образовано из кыв или кывы , значащего «пустой, полый» .
По мнению исследователей, которые считает кипчаков потомками динлинов , покорённых племенами хунну в конце I века до н. э., этноним «кипчак» упоминается в китайских хрониках в форме кюе-ше в 201 году до н. э. и позднее в форме циньча или кин-ча ( вэньянь 欽察 ). Согласно этому мнению, циньча — это стандартная китайская транскрипция XIII—XIV веков для этнонима «кипчак» .
Термин кюеше , или цзюеше , упомянутый в 201 год до н. э., воспринимается как первое упоминание кипчаков той частью исследователей, которая считает их потомками покорённых племенами хунну в конце I века до н. э. динлинов , однако, по мнению С. Г. Кляшторного , эта версия не оправдана фонетически .
В « Сборнике летописей » Рашид ад-Дина сохранились генеалогические легенды о происхождении кипчаков. По легенде об Огуз-хане , мифический мальчик, которому дали имя «кипчак» , родился в дупле во время неудачного похода огузов против племени ит-бараков. У Рашид ад-Дина говорится также, что кипчаки были одним из 24 племён огузов .
Предки кипчаков — си́ры ( са́ры , ша́ры , сюеяньто китайских источников) кочевали в IV—VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Называются в числе 15 уйгурских племён. В 630 году ими было образовано государство. Конкретно с именем «Кипчак», и, вероятно с самым ранним случаем фиксации этого этнонима, мы встречаемся в надписи, выбитой на каменной стеле, обнаруженной Рамстедом в Центральной Монголии южнее реки Селенги в 1909 году. В литературе эта эпитафия получила название « ». Текст, выбитый на нём, является частью погребального комплекса Бильге-кагана , одного из основателей Восточно-тюркского каганата в монгольских степях. В четвёртой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кипчаки властвовали над нами 50 лет…» . Каганат был затем уничтожен другими племенами и китайцами в середине VII века. Поэтому значительная часть знати сиров была уничтожена уйгурами, а остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи Восточного Казахстана, сиры поменяли самоназвание на кипчак («злосчастные») .
После разгрома уйгурами Восточно-тюркского каганата (744 год) кипчаки находились в составе Кимакского каганата , на территории современного северо-западного Казахстана. Они граничили на востоке с кимаками , на юге — с огузами , и на западе — с хазарами .
В IX веке впервые фиксируются мусульманскими географами, в частности ибн Хорда́дбехом:
«Страна тюрок-тугузгузов — самая обширная из тюркских стран. Граничат они с ас-Сином, ат-Туббатом и карлуками. [Затем идут] кимаки, гузы, чигили, тюргеши, азкиши, кыпчаки, киргизы, которые имеют мускус, карлуки и халаджи [обитающие] по ту сторону реки».
— Ибн Хордадбех . Книга путей и стран // Пер. с араб., коммент., исслед., указ. и карты Н. Велихановой; АН АзССР, Институт востоковедения. — Баку: Элм, 1986. — С. 66.
К середине IX века достигли гегемонии над кимаками, к середине X века поглотили их .
В начале XI века кипчаки вплотную придвинулись к северо-восточным границам Хорезма , вытеснив огузов из низовьев Сырдарьи и заставив их переселиться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья . К середине XI века кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана , за исключением Семиречья . Восточная граница их осталась на Иртыше , западные пределы достигли Волги , на юге — района реки Талас , а северной границей служили леса Западной Сибири .
Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производили постоянные нападения на южную Русь . Они опустошали земли, захватывали скот и имущество, забирали пленных. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское , Киевское и Рязанское княжества, Поросье и Северская земля . Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных .
К 1055 году относится их первое появление у русских границ. Половецкий хан Болуш с ордой вошёл в пределы Переяславского княжества и был встречен переяславской дружиной с князем Всеволодом Ярославовичем во главе. Встреча прошла мирно — обменявшись подарками, стороны разошлись в свои пределы. На тот момент половцы ещё не искали военного противостояния с русскими княжествами, так как продолжали воевать в степи с представителями местных степных народов. Но спустя короткое время ситуация поменялась: в 1061 году Всеволод Ярославович потерпел поражение от хана Искала , Переяславская земля подверглась разорению. В сентябре 1068 года половцы в битве на реке Альте разбили войско Ярославичей и разорили приграничные земли. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из русских князей) приобрели регулярный характер. В 1078 году половцы участвовали в битве на Нежатиной Ниве , где погиб Изяслав Ярославич Киевский.
В 1093 году половцы одержали победу в битве на реке Стугне над соединёнными войсками Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича Переяславского. После этого половцы поддерживали Олега Святославича в его борьбе за черниговское наследство , в том числе заставив в 1094 году Владимира Мономаха оставить Чернигов, но в 1096 году потерпели первое сокрушительное поражение от русских, хан Тугоркан погиб.
В 1099 году Давыд Игоревич на реке Вяр , недалеко от Перемышля , с помощью половецких ханов Боняка и Алтунопы нанёс поражение венгерскому войску во главе с королевичем Кальманом (в русских летописях — Коломан).
Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления называемые змиевыми валами и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков , известных под именем чёрных клобуков . Центром черноклобуцких поселений было Поросье на южной границе Киевского княжества. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей, участвовали практически во всех их вооружённых предприятиях.
Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли. Когда такие походы становились общерусскими мероприятиями (впервые при Святополке и Мономахе, затем при Изяславе Мстиславиче , Мстиславе Изяславиче, Святославе Всеволодовиче, Романе Мстиславиче ), они неизменно оканчивались успешно. Примером неудачных сепаратных наступательных действий является поход героя « Слова о Полку Игореве », Игоря Святославича в 1185 году.
В начале XII века, после Долобского съезда (1103 год), половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом на Кавказ , за Волгу и Дон . На Кавказе половцы поступили на службу к грузинскому царю Давиду Строителю . Они помогли очистить Грузию от турок-сельджуков .
После смерти Владимира Мономаха (1125 год) половцы вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей, как правило на стороне суздальских и северских против волынских . Обе стороны старались привлечь в процессе борьбы за престол половцев-кыпчаков. Из Ольговичей особое старание в этом показал князь Всеволод Ольгович , который в 1128 и в 1135 годы пытался захватить Киев. В 1135 году активное участие в этой попытке принял хан крупной (около 20 тыс. чел.) половецкой орды Башко́рд , пришедший на призыв Всеволода.
Известно, что молодая вдова черниговского князя Владимира Давыдовича , взяв с собой маленького сына в поисках защиты от притеснения и единовластия в Чернигове Изяслава Давыдовича, приходит к Башкорд-хану и выходит за него замуж. Об этом имеется запись в Ипатьевской летописи от 1159 года: «Приде Изяславу болши помочь приде к нему Башкорд в 20.000 (то есть, с двадцатитысячным войском) отчим Святослава Володимиреча: бе бо мати его бежала в Половци и шла за ним».
Половцы-кыпчаки участвовали в разгромах Киева в 1169 и в 1203 годах. Затем наступил недолгий период в общем мирного сосуществования и частичной христианизации половецкой знати. Историк и этнолог Л. Н. Гумилёв полагал, что половцы принимали участие в этногенезе украинцев .
В 1091 году половцы вместе с русским князем Василько Ростиславичем оказали помощь Византии в войне с печенегами , которые были уничтожены, включая пленных, в битве при Лебурне . Впрочем, в 1092 году половцы поддержали византийского самозванца Лжедиогена и вторглись на территорию Византии. В 1095 году половецкое войско потерпело сокрушительное поражение, сам самозванец был захвачен в плен византийскими войсками и половцы были вынуждены вернуться в свои кочевья.
Половцы оказали значимое влияние на Второе Болгарское царство и были надёжным союзником болгар в период становления второго царства . Половцы были участниками самых знаменитых сражений болгарских царей из династии Асень , являлись союзниками в лучшие годы второго царства болгар и были одним из народов, ассимилированных болгарами в Средневековье .
Первое упоминание половцев в Болгарии встречается в 1186 году, когда царь Иван Асень I внезапно перешёл Дунай с большой вспомогательной армией из половцев, чем сорвал подавление восстания болгар императором Исааком II Ангелом . В 1190 году Исаак II Ангел отправил специальный флот, целью которого было препятствовать половцам прийти на помощь осаждённым болгарам. Тем не менее слух о том, что блокада Дуная прорвана и половцы перешли Дунай, посеял панику среди византийцев и способствовал дальнейшему поражению императорских войск . Во время правления младшего брата царей Асеня и Петра — Калояна , те половцы, которые были союзниками болгар, превратились в подданных, занимали высочайшие должности в государстве, участвовали в управлении . Жена Калояна была дочерью половецкого хана, а её брат половец Манастр являлся болгарским полководцем, одним из самых приближённых соратников Калояна . Тем не менее внезапная смерть Калояна во времени осады Солуна часто приписывается Манастру.
В 1204 году венгерский король Имре пожаловался папе Иннокентию III , что царь Калоян использовал против него «языческую армию», имея в виду половцев .
Половцы принимали также решающее участие в знаменитой Битве под Адрианополем , в которой были разгромлены войска IV Крестового похода и пленён император Латинской империи .
Иоаннис, король Блакии, шёл на помощь тем, кто был в Андринополе, с огромным войском: он привёл с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куменов, которые были нехристями…
В этой битве половецкая конница сыграла решающую роль: сделав два заманивающих манёвра два дня подряд, половцам удалось вызвать на преследование тяжёлую кавалерию графа Луи де Блуа, а за ним и всю рыцарскую конницу. Половцам удалось заманить их в места, в которых их ожидали в засаде болгары. Так погибло всё рыцарское войско .
Половцы успели в последний момент подоспеть к небольшой армии Ивана Асеня II в знаменитой для болгар Битве при Клокотнице в 1230 году. Тем самым они в очередной раз вписали своё имя в историю, так как Ивану Асеню II удалось победить многократно превышавшую количеством воинов эпирскую армию и взять в плен очередного императора — деспота Эпира , Феодора Комнина со всей его семьёй .
Зимние кочевья емеков (вопрос идентификации остаётся открытым, подробнее см. в статье Кимаки ) находились в низовьях Сырдарьи и Приаралье , на границах Хорезма , где у них был город Сыгнак . Восточнее емеков, гранича на Иртыше с найманами , кочевали канглы . Во второй половине XII века хорезмшах Ала ад-Дин Текеш женился на половецкой княжне из племени канглы Теркен-хатун , после чего часть канглы переселилась в Хорезм, половецкая знать заняла видное место в администрации Хорезма: в частности, брат Теркен-хатун Каир-хан был наместником в Отраре в начале XIII века. Примерно в то же время часть емеков была поселена хорезмшахами на своих землях. Монгольское завоевание Средней Азии формально стартовало с расправы Каир-хана над монгольским посольством (1218).
В 1221 году после завершения хорезмского похода сын Чингисхана Джучи должен был пройти севером Каспия в Восточную Европу на соединение с корпусом Субэдэя и Джэбэ , следовавшим с Кавказа, но поход был отменён по причине болезни Джучи. Однако монголы нанесли поражения половцам ольбери, и они участвовали в цзиньском походе Угэдэя в 1232 году (перешли на сторону чжурчжэнэй) .
В 1222—1223 годах половцы оказали помощь аланам против монголов, но после обращения монголов и дачи ими откупа покинули своих союзников. Затем половцы были разгромлены монгольским войском сначала на Дону, затем вместе с русскими князьями, к которым обратились за помощью (см. битву на р. Калке ). В 1229 году половцы были разбиты на Урале монголами, начавшими новый поход на Европу.
По версии некоторых исследователей , опирающейся на сведения первоисточников, монголам удалось установить союзные отношения с одним из мощнейших половецких племён, кочевавшим на Дону — токсобичами , которые в отличие от, например, тертробичей (дурут) были не тюркского, а монгольского происхождения (от татар ).
После европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды , внеся вклад в формирование таких этносов, как казахи , каракалпаки , татары , крымские татары , ногайцы , сибирские татары и башкиры . Часть их выселилась в Закавказье , часть на Русь , часть на Балканский полуостров (в Болгарию ) и в Византию (во Фракию и Малую Азию ). Наконец, часть половцев перебралась в Египет , поступив на службу в египетское войско; некоторые египетские султаны были половецкого происхождения (Например султан Бейбарс I ). Кипчаков издавна и очень часто использовали как наёмные военные части. Происходило это оттого, что половцы были отличными наездниками, превосходными стрелками из лука и храбрыми воинами. Примером использования их в качестве личных гвардейцев могут быть мамлюки . Эта практика сложилась с древних времён, когда Ахемениды , Аршакиды , Сасаниды набирали своих тяжёлых кавалеристов из скифов , сарматов , согдийцев и других племён Великой Степи.
В Грузии кипчаки участвовали в междоусобиях правителей. К началу XIV века относится последнее упоминание в письменных источниках о кипчаках, принимавших участие во внутрифеодальных войнах правителей Грузии. После этого времени кипчаки больше не упоминаются в грузинских источниках, так как, по-видимому, они этнически смешались с грузинским и другими народами Закавказья .
В 1239 году венгерский король Бела IV принял 40 тысяч половцев под предводительством хана Котяна , бежавших от монголов; наследник венгерского престола Иштван женился на Елизавете , дочери Котяна. Половцы заняли в Венгрии видное положение, в частности, они охраняли границы королевства, но перед монгольским вторжением в Венгрию (1241) венгерская знать убила хана Котяна вместе с сыновьями, а большая часть половцев ушла в Болгарию. Последнее упоминание про куманов содержится в «Краковских компилятивных анналах» ( Annales cracovienses compilati ):
«1285. Князь Лешек вместе с квоманами (quomanis) победил краковских рыцарей. Краков сгорел. Князь Конрад бежал».
По данным казахстанского антрополога О. И. Исмагулова , краниологически племена Дешт-и-Кипчак характеризовались смягчённым вариантом южносибирской расы , с примерно равным сочетанием европеоидных и монголоидных черт . К аналогичным выводам приходит И. Р. Газимзянов, который определяет уровень монголоидной примеси для половцев в 41,5 %. По этому показателю, как и по уровню уплощения лицевого скелета, половцы гораздо менее монголоидны, чем современные монголы , но более монголоидны, чем средневековое население Волжской Булгарии . Л. Т. Яблонский считает антропологический тип кыпчакских (половецких) племён аналогичным городскому населению Золотой Орды: в целом европеоидный с монголоидной примесью, сочетающий большие размеры лица, уплощённость его в горизонтальной плоскости наряду с профилированным переносьем и сильно выступающими носовыми костями .
Заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы , профессор Виктор Звягин, изучив с помощью новых технологии останки владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского ( XII век ), мать которого была половчанкой, пришёл к такому выводу :
Мнение проф. М. М. Герасимова (1949 год) о наличии монголоидных особенностей внешности Андрея Боголюбского, основанное на визуальном анализе краниологических данных, является субъективным, не подтверждается результатами настоящего исследования. Выводы: исследуемый череп достоверно принадлежал мужчине европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа .
По словам Аль-Омари (XIV век) монголы , захватившие Половецкие степи , и кипчаки изначально принадлежали к разным расам , потом в результате смешанных браков монголы приняли кипчакские черты . Аль-Марвази и Матфей Эдесский , описывая приход половцев в Восточную Европу, называют их племенем «жёлтых» ( аш-шариййату Марвази сравнивают с тюркским sarı «жёлтый»). Согласно русскому переводу « Юань ши », выполненному Иакинфом Бичуриным , войско монгольского хана Мункэ покорило северный народ киньча (кипчаков), имеющий голубые глаза и рыжеватые волосы .
Однако, по мнению большинства советских учёных, основная масса тюркоязычных племён кимако-кипчаков была с примесью монголоидности черноволосой и кареглазой [ страница не указана 1263 дня ] .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
Проверить информацию.
|
У половцев определены Y-хромосомные гаплогруппы G2a-PH1780 и С2-Y11990 .
В настоящее время не существует данных палео-ДНК по половцам и кипчакам, чтобы можно было однозначно сказать об их гаплогруппах и потомках сегодня. Более того, половцы составляли один из народов Дешт-и-Кипчака наряду с кунами, куманами и другими народами. В настоящее время родовые племена кипчак, кыпшак, кыпсак встречаются среди ногайцев, казахов , башкир , татар, крымских татар, киргизов , алтайцев и других народов. Для них характерны гаплогруппы R1b-M73, DYS390=19 (у казахов, башкир, крымских татар), R1b-Z2103 (у крымских татар, казахов, башкир), R1b-M73, DYS390=21/22 (у башкир, татар), R1a-SUR51 (у башкир), J2-Z387 (у башкир, татар), C-L1370 (у казахов, татар, киргизов), N1c-P43 (у башкир, туркмен), E1b-V13 (у ногайцев, татар, башкир, крымских татар), G2a-L1264 (у башкир) и другие. Среди венгров есть этнические группы — плавцы и кунок , которые являются потомками половцев и кунов. Этнические группы куман , кубан , куба — встречаются среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов.
Среди казахов — кыпшак , среди башкир — кыпсак , среди киргиз , среди алтайцев — алтай-кыпчак , среди узбеков — ферганские кипчаки , другие кипчак-узбеков. Также среди каракалпаков есть род кыпшак. Встречается род в племени Таймани народа Чараймаки в Афганистане . Токсоба — подрод казахского рода Байбакты Младшего жуза .
Кипчакские племена XI—XII веков, согласно сведениям письменных мусульманских источников, были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов, а область их расселения самая обширная .
Согласно Ан-Нувайри, у половцев было много различных племён. В XIII веке это токсоба, йета, бурджоглы, бурлы, кангуоглы (кангароглы) , андоглы, дурут, карабароглы, джузан, карабирикли, котян . Ибн Хальдун тоже перечисляет одиннадцать племён половцев с небольшими поправками в их написании. Он называет следующие: токсоба, сета, буржоглы, эльбури, канаарлы, оглы, дурут, калабаалы, джерсан, карабирикли и кунун.
Русские летописи XI—XII веков выделяют следующие группы половцев: лукоморских западнее Днепра и бурчевичей (соответствуют буржоглы либо эльбори, ольберам ) восточнее Днепра (1193 год), читеевичей (начало 1180-х и конец 1190-х; соответствие етобе , етебичам 1185 года ), а также бурновичей, токсобичей, колобичей, тертробичей (соответствие дурут ), тарголовцев и улашевичей (1185), ямяковских восточнее Волги (1184, соответствие йемекам , подчинённым кипчакам и известным только после исчезновения из источников имени кимаков ).
По данным археологии, являющиеся признаком сары-кипчаков каменные изваяния локализуются по среднему и нижнему течению Северского Донца и в северном Приазовье, тем самым охватывая прежде всего центры кочевий лукоморских половцев (р. Молочная ) и бурчевичей (р. Волчья ) (не затрагивая, в частности, кочевья токсобичей между Донцом и Доном) . Это согласуется по отдельности как с версиями, выделяющими куманов западнее этого региона, так и с версиями, выделяющими кунов восточнее его.
По предложенному Кляшторным С. Г. делению на 5 территориальных групп, регион с каменными изваяниями соответствует днепровской группе (с крымской подгруппой); на запад от него — дунайская (с балканской подгруппой), на восток — донская (с предкавказской подгруппой), затем казахстанско-приуральская (включая ) и алтайско-сибирская.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Орды половцев возглавлялись ханами. К их именам традиционно прибавлялось слово кан или хан ( Тугор кан , Шару кан ). Курени, состоявшие из рядовых воинов, возглавлялись главами, имена которых оканчивались прибавлением аффиксов опа , оба , епа . Другими социальными категориями, зафиксированными в русских летописях , были так называемые «колодники» и «челядь». Имелись также и «чаги» — женщины-служанки. Колодники были военнопленными, исполнявшие у половцев функции домашних рабов и находились на низшей ступени социальной лестницы. Главы больших семейств-«кошей», принадлежавших к куреням, назывались «кошевыми». Курени состояли из семей-аулов, или, по-русски, «кошей» (от тюркс . кош , кошу — «кочевье, кочевать»), которые, в свою очередь состояли, из представителей 2—3 поколений и прислуги (военнопленные, разорившиеся родственники и соплеменники). Богатые аулы по количественным параметрам могли не уступать куреням. В XII веке аул стал основной ячейкой половецкого общества. Аулы могли находиться на разных ступенях иерархической лестницы по разным причинам (богатство или принадлежность к родовой аристократии). Аулы объединялись в орды на съездах кошевых путём вручения главе («кошевому») наиболее сильной и влиятельной семьи (а заодно и куреня) власти над всеми остальными семьями.
У половцев был типичный военно-демократический строй . Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Процесс консолидации разрозненных кочевых орд в отдельные племенные объединения завершился в конце XI века. Каждая орда, как и входившие в неё более мелкие подразделения-курени, имели собственные участки земли с входившими туда зимниками, летниками и маршрутами кочёвок между ними. Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей. Курени по этническому составу могли принадлежать не только половцам, но и соседним народам (например, болгарам ). Главами орд были ханы , по традиции одновременно являвшиеся и главами определённых куреней. По мнению С. Плетнёвой, размер обычной орды не превышал 40 000 человек (тогда как, в средних по населению княжествах Руси, например Рязанском, проживало около 100 000 человек). В первой половине XII века существовало около 12—15 половецких орд. Размер кочевья каждой половецкой орды не превышал 70—100 тысяч км 2 . Необходимость вести эффективные военные действия против Руси, Византии и Болгарии привела к появлению у половцев союзов орд, которые были крупными политическими объединениями. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каханом/каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы.
Богатства, добытые половцами в результате набегов и походов, распределялись между знатью, руководившей походом. Рядовые воины получали лишь малую часть добычи. При неудачном стечении обстоятельств (неудачный поход, падёж скота) рядовые общинники разорялись и попадали в зависимость к аристократам. Таким образом, вследствие сильного экономического разделения у половцев из среды родовой аристократии формировалась собственная феодальная знать. Простые пастухи, не обладавшие большими стадами и пастбищами, как правило, попадали в экономическую зависимость от аристократов, дававших им скот «на выпас» при условии выплаты половины приплода.
Половцы были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд городов: Сыгнак , Джент , Барчынлыкент — на Сырдарье , — на Иргизе , Саксин — в низовьях реки Волги , Шарукань — недалеко от современного Харькова , Севендж — на северокавказской реке Сунже .
По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Занятиями половцев были кочевое скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов) и ремесло . Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Есть версия, что городов половцы не строили, хотя в их землях упоминаются города Шарукань , Сугров , , заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань был столицей западных половцев. Есть версия, что продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии, в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии . В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс . Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука , обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.
Половцы (кипчаки) исповедовали тенгрианство . Эта религия основана на культе Тенгри-хана (Вечного Синего Неба). Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай , которая олицетворяла земное начало . Также они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верование существовало и у торков ), которого кипчаки считали своим предком-тотемом.
Кроме Ханов-жрецов была у половцев и специальная жреческая прослойка — шаманы . Шамана половцы называли кам , отсюда произошло и слово « камлание ». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами .
Существует три круга ценнейших памятников половецкого мира, отражающие богатый духовный мир их создателей:
Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами , который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу.
|
Проверить информацию.
|
О половецких воинах известно не столь много, однако их военную организацию современники считали довольно высокой для своего времени. В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие . Военная организация половцев развивалась поэтапно. Византийские историки отмечают, что половецкие воины сражались луками , дротиками и кривыми саблями . Колчаны носились на боку. По сообщениям крестоносца Роберта де Клари, кипчакские воины носили одежду из овечьих шкур и имели каждый по 10—12 лошадей. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды лёгкой кавалерии, вооружённой луками . Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, ламеллярные панцири и шлемы с антропоморфными железными или бронзовыми личинами и бармицами . Тем не менее, основой войска продолжали оставаться отряды легковооружённых конных лучников. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжёлых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая ещё со времён жизни их в районе Алтая , либо в более поздние времена у византийцев (см. греческий огонь ). Используя эту технику, половцы брали и хорошо укреплённые города.
Половецкие войска отличались манёвренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом , состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы стойко оборонялись, окружая свой стан повозками. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. Они действовали, в основном, против слабо защищённых деревень, но редко атаковали укреплённые крепости. В полевом бою половецкие ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды в авангарде для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил. В качестве великолепной военной школы, где половцы оттачивали мастерство маневрирования, половцам служила облавная охота. Тем не менее недостаточное количество профессиональных воинов нередко приводило к поражениям половецких армий.
Разгром племён торков и печенегов завершили пришедшие с востока кипчаки, получившие на Руси название «половцы», а в Западной Европе «куманы».
В степях в те годы происходила смена господствующих орд: печенеги были отодвинуты к Дунаю, их место временно заняли торки, а с востока уже надвигались несметные племена кипчаков-половцев…
Есть достаточно оснований полагать, что куны — никто иные, как восточная ветвь половцев, западной же ветвью были половцы-сары.
куны и куманы (команы) — самостоятельные, хотя и этнически родственные, этносы (племенные общности). Они — выходцы из разных мест Великой степи — куны из «земли Кытай», крайней, восточной части степи, куманы из центральной её части (Западный Казахстан). Не «земляки» они и половцам, ибо сары (половцы) — выходцы из Семиречья.
шары — по мнению всех учёных, занимавшихся кочевыми объединениями эпохи средневековья, это кипчаки, или половцы…пришедшие в днепро-донские степи кипчакские и кимакские орды очень быстро, буквально через одно, от силы два поколения, стали иным народом с изменённым физическим и отчасти культурным обликом…этнос, давший имя новому этническому образованию…шары — «жёлтые» кипчаки…Куманы занимали земли западнее Днепра, они значительно чаще, чем половцы, сталкивались с Византией и другими западными государствами
Всё это заставляет отодвинуть на одно, а, может быть, и более столетия, констатирование у Половцев имени Кипчак , и позволяет допустить, что Кипчаки уже издавна были одним из родов Половцев (то есть Кимаков-Кунов) и что гегемонии над Кимаками-Кунами они достигли к сер. IX ст., когда начали вытеснять с низовьев Сыр-Дарьи Огузов и продвигаться к причерноморским степям… С середины X в. окончательно исчезает имя кимаков; последние, очевидно, были поглощены кипчаками.
в конце X в. от массы кимаков отделились кипчаки [+352]. Они двинулись на запад, в роскошные степи Причерноморья, где стали известны под именем куманов и русским названием — половцев [+353]…Как мы уже сказали, кипчаки (куманы) были частью племенного союза кимаков.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|