Interested Article - Нижегородский государственный художественный музей

Нижегоро́дский госуда́рственный худо́жественный музе́й (сокр. НГХМ ) — один из старейших музеев России, крупнейший музей изобразительного искусства в Нижегородской области . Открыт 25 июня ( 7 июля ) 1896 года, став одним из первых общедоступных музеев в русской провинции.

Экспозиция располагается в трёх зданиях, являющихся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения:

История создания

Н. А. Кошелев
Дмитриевская башня в день открытия Нижегородского художественного музея

Нижегородский художественный музей принадлежит к числу старейших и первых в России общедоступных музеев. Инициаторами создания музея выступили профессор Академии художеств Н. А. Кошелев и сын известного фотографа А. О. Карелина — художник А. А. Карелин , а также местная творческая интеллигенция.

Музей был основан по решению Городской думы в 1894 году (протокол заседания Городской Думы от 14 июля 1894 года «Об устройстве художественного музея в Нижнем Новгороде»). К этому времени в Нижнем Новгороде официально существовали три музея: Земский естественно-исторический, Епархиальное церковное древлехранилище при духовной семинарии и Петровский исторический музей .

Открытие художественного музея было приурочено к проведению в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки и состоялось 25 июня (7 июля) 1896 года. В честь открытия музея были выпущены памятные медали — 25 серебряных и 300 бронзовых — для тех, кто принимал непосредственное участие или сделал пожертвования на создание музея. В числе первых посетителей музея, 19 (31) июля 1896 года, была императорская чета — Николай II и Александра Федоровна , которым были преподнесены две специально отлитые золотые медали.

Первоначально музей был открыт в Дмитриевской башне Кремля , в составе двух отделов — исторического и художественного . Одновременно в башне была развёрнута выставка Общества художников исторической живописи , посвящённая Смутному времени , часть экспонатов которой предназначалась в дар новому музею.

Коллекция

Основу первоначальной коллекции музея составили живописные полотна, подаренные Н. А. Кошелевым и А. А. Карелиным, а также известными петербургскими и московскими художниками: И. Е. Репиным , К. Е. Маковским , А. П. Рябушкиным , А. П. Боголюбовым , И. Ф. Тюменевым , М. П. Боткиным , А. Н. Новоскольцевым , В. В. Матэ . Из Академии художеств в музей были направлены картины К. В. Венига , А. И. Мещерского , П. О. Ковалевского . От А. О. Карелина поступили картины ступинской школы.

После 1917 года источниками поступления экспонатов стали национализированные дворянские собрания (Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых и др.), Государственный музейный фонд, Государственная закупочная комиссия. Значительное число произведений было приобретено самим музеем.

Большую роль в формировании музейного собрания сыграл Максим Горький , передавший в дар музею из личного собрания полотна Н. К. Рериха , М. В. Нестерова , Б. М. Кустодиева .

Внешние видеофайлы
По залам Нижегородского государственного художественного музея

Сегодня собрание НГХМ насчитывает более 12 тысяч произведений отечественного и зарубежного искусства (иконопись, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство), среди которых памятники национального и мирового значения.

Коллекция древнерусского искусства включает в себя иконы XIV—XIX вв., лицевое шитьё, художественное серебро, книжную миниатюру. Декоративно-прикладное искусство представлено произведениями мастеров нижегородских художественных промыслов — хохломской , городецкой росписи и лаковой миниатюрой.

Гордостью музея являются произведения русских живописцев XVIII—XIX вв.: Ф. С. Рокотова , К. П. Брюллова , А. К. Саврасова , И. И. Шишкина , И. Е. Репина , И. И. Левитана , Ф. А. Малявина , К. А. Коровина , В. А. Серова , Н. К. Рериха , Б. Н. Кустодиева ; работы мастеров русского авангарда: М. Ф. Ларионова , Н. С. Гончаровой , О. В. Розановой , К. С. Малевича , В. В. Кандинского ; произведения современных художников.

Коллекция западноевропейского искусства включает в себя произведения XV — нач. XX вв. ведущих национальных художественных школ Италии, Германии, Фландрии, Нидерландов, Голландии, Франции, Англии. Западноевропейская коллекция включает работы известных мастеров этих школ: итальянской — Д. М. Креспи , Б. Белотто , французской — Ж. Ф. Милле , Л. А. Г. Буше, немецкой — Л. Кранаха Старшего , голландской и фламандской — Я. Викторса , Д. Тенирса Младшего , Я. Йорданса , образцы европейской гравюры XVII—XVIII веков, фарфор Мейсенской , Венской, английской мануфактур XVIII века, знаменитый Севрский фарфор XIX столетия .

Здания музея

С течением времени музей сменил несколько зданий:

Дом военного губернатора

Губернаторский дом в Кремле, 1910 гг. Фото Максима Дмитриева
Губернаторский дом в 2021 году

Трёхэтажный дом военного губернатора начал строиться напротив северной стороны Спасо-Преображенского собора весной 1837 года и был закончен в конце 1841 года. Место его расположения было указано лично Николаем I во время пребывания в Нижнем Новгороде в 1834 году.

Здание создано по проекту архитектора И. И. Шарлемань в стиле позднего классицизма. До 1838 г. надзор за строительными работами осуществлял А. Л. Леер , затем работы продолжались под руководством А. И. Шеффера и А. Е. Турмышева. Главные фасады губернаторского дома были обращены: северный — на Волгу, южный — к собору. На первом этаже располагались жилые комнаты членов губернаторской семьи, на втором — императорские покои (на случай прибытия царской семьи в Нижний Новгород): гостиная, столовая, кабинет, спальни, буфет и ещё несколько комнат. На третьем этаже располагалась церковь Святого Духа, которая была устроена в угловой северо-восточной части. Её освящение состоялось 18 сентября 1845 г., епископ Нижегородский и Арзамасский Иоанн совершил в ней первую литургию. По бокам дома были выстроены два флигеля: в восточном, вытянутом вдоль кремлёвской стены, располагались губернская канцелярия и квартиры чиновников, в западном (не сохранился) размещалась гарнизонная гауптвахта. От дома к флигелю шла кованая железная решетка, поставленная на каменном цоколе. В губернаторском дворце жили и работали 14 нижегородских генерал-губернаторов, сменяя друг друга вплоть до 1917 года.

В 1852 году с западного фасада дома военного губернатора был разбит зимний сад, в котором среди южных деревьев и растений были устроены грот и фонтан. Губернаторский сад спускался по горе от самого дома к северной стене кремля, от Георгиевской башни до Ивановских ворот.

История дома военного губернатора в Нижегородском кремле связана с именами многих знаменитых исторических персонажей. В 1858 году здесь в гостях у нижегородского генерал-губернатора А. Н. Муравьева произошла встреча известного французского писателя Александра Дюма-отца с прототипами его романа «Учитель фехтования»: декабристом Иваном Анненковым и его женой Полиной Гёбль .

В 1894—1896 гг. во время ремонта дома губернатора по проекту архитектора Н. И. Иванова был выполнен металлический зонт над парадным входом и овальные пандусы подъездов, что несколько изменило архитектурный облик здания. Последующие перестройки касались, главным образом, перепланировки внутренних помещений.

После 1917 года в здании располагались обком и горком КПСС, которые впоследствии переехали в новое здание, построенное на месте снесённого Успенского собора . В 1990 году здание дома губернатора было передано Нижегородскому государственному художественному музею.

В доме губернатора расположена постоянная экспозиция русского искусства XIV—XIX веков, проходят различные выставки.

Дом Д. В. Сироткина

Дом купца Сироткина

Главный усадебный дом купца 1-й гильдии, нижегородского городского головы Дмитрия Васильевича Сироткина построен по проекту московских зодчих братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных в 1913—1916 гг. в стиле неоклассицизма. Этот стиль более всего отвечал желанию заказчика — возможности размещения в нём впоследствии музея. Строительство особняка продолжалось 635 дней, с 14 августа 1913 года по 15 ноября 1916 года.

Сравнительно небольшой по размерам двухэтажный особняк имеет идеальные пропорции, интересные архитектурные приёмы: глубокая лоджия на втором этаже, полуротонда на боковом фасаде с колоннами ионического ордера. Внутреннее убранство дома Сироткина также подчинено идее гармонии: дубовый паркет и лестница, высокие окна, колонны, лепнина, великолепные потолочные росписи. На первом этаже помещались входной вестибюль, библиотека с примыкающей к ней бильярдной, конторы, комнаты ручного труда, комнаты прислуги и кладовые. Комнаты второго этажа имеют анфиладную планировку: столовая, гостиная, кабинет хозяина, личные покои хозяев — две спальни, разделённые раздвижной перегородкой. Дальние комнаты второго этажа с окнами во двор предназначались для прислуги. В отдельном дворовом пристрое размещалась кухня, соединённая с домом небольшим переходом.

Самому Сироткину практически не пришлось пожить в этом доме, он покинул Нижний Новгород вскоре после революции. Рассказывают, что в эмиграции он как-то поинтересовался судьбой своего дома и, узнав, что в нём разместился музей, остался очень доволен: оценили, сберегли!

К. Е. Маковский. Воззвание Минина. 1896 год

В 1930-е годы в одноэтажном строении, примыкавшем к юго-западной части здания, располагалась реставрационная мастерская музея. В 1968 году над пристройкой появился павильон, предназначенный для экспозиции одной картины — « Воззвание Минина » Константина Маковского , самого большого произведения в русском искусстве на тему отечественной истории (7 × 6 метров).

В стенах дома художественный музей просуществовал до 1992 года, когда начался его первый со дня постройки капитальный ремонт и реставрация. Лишь в 2009 году после семнадцатилетнего перерыва дом Сироткина вновь был открыт для посетителей; помимо вышеупомянутой картины «Воззвание Минина», здесь открыта крупномасштабная экспозиция западноевропейского искусства XV — начала XX веков.

Бывшее здание Нижегородского выставочного центра

Примечания

  1. Разделение объединённого городского музея на два самостоятельных, художественный и исторический , произошло 1 октября 1934 года.
  2. В Книге поступлений предметом номер один была записана картина Н. А. Кошелева «Погребение Христа» — огромное полотно (четыре на пять с половиной метров), которое долгое время не выставлялось по идеологическим соображениям и сильно пострадало, будучи навёрнутым на вал.

Ссылки

Источник —

Same as Нижегородский государственный художественный музей