Interested Article - Джаз-фьюжн

Джаз-фьюжн (также джаз-рок , джаз-рок-фьюжн или фьюжн ; англ. fusion «сплав») — музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп , рок , фолк , регги , фанк , R&B , хип-хоп , электронная музыка и этническая музыка . Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.

В конце 1960-х джазмены стали смешивать различные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и ритмами соула и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку (например, King Crimson в альбоме Lizard (1970) или Caravan в альбоме Waterloo Lily (1972)). 1970-е стали десятилетием наибольшего развития фьюжна, хотя стиль хорошо представлен и в более поздние времена. Будучи, скорее, систематизированным музыкальным стилем, фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная традиция или подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также считается фьюжном.

Фьюжн-музыка обычно инструментальна, часто со сложными тактовыми размерами , метром , ритмом и удлинёнными композициями, содержащими импровизации. Многие выдающиеся фьюжн-музыканты узнаваемы по высокому уровню техники, сочетающемуся со сложными композициями и музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в других западных музыкальных формах.

Фьюжн-музыка обычно получает мало эфирного времени на радио в США , вероятно, из-за сложности своего звучания, отсутствия вокала и длинных композиций. Европейское радио более дружественно к фьюжн-музыке, также в Японии и Южной Америке присутствует значительное количество поклонников этого стиля музыки. Некоторые интернет-радиостанции представляют фьюжн, включая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo! Launchcast.

Истоки фьюжн

В середине 1960-х Джулиан Эддерли ( Julian «Cannonball» Adderley ) стал исполнять музыку, сочетающую джаз и поп . В конце 1960-х Майлз Дэвис и The Tony Williams Lifetime использовали такие инструменты, как электрогитара , бас-гитара и электрическое фортепиано , для создания музыки, сочетающей джаз с роком. Позже Херби Хэнкок ( Herbie Hancock ), Джо Завинул , Ян Хаммер ( Jan Hammer ) и Чик Кориа ( Chick Corea ) стали применять синтезаторы .

Джазовые музыканты следовали достижениям поп-музыки и тоже начали использовать улучшенный монтаж на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные эффекты к дополнению к композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970) включают длинные (более 20 минут) композиции, которые никогда не записывались непосредственно музыкантами в студии, а музыкальные темы различной длины отбирались из записанных импровизаций и монтировались в единое целое. Это считается краеугольным камнем записей этого стиля.

Многие рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна . В 1966 году Пол Баттерфилд ( Paul Butterfield ) и Майк Блумфилд ( Mike Bloomfield ) записали длинную импровизационную пьесу «East-West».

Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джими Хендрикс , The Allman Brothers Band в США и King Crimson , Soft Machine , Yes (которые исполнили «I See You» группы The Byrds в фьюжн-стиле) и Cream в Великобритании. Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats , в 1969 году . Он продолжал иногда записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры (например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo ), став значимым представителем стиля.

Некоторые известные джаз-рок группы также имели значительный успех в конце 1960-х и начале 1970-х, включая американские Blood, Sweat & Tears , Chicago , Steely Dan , , , и британские Traffic , Colosseum и .

Расцвет джаз-рока: 1970-е гг

В конце 60-х — начале 70-х гг. джаз-рок развивался параллельно с другим «усложнённым» направлением рок-музыки — прогрессивным роком (прог-рок). Степень музыкальной экспрессии и множество исполнительских приемов были взяты из рок-музыки. За счет смешения исполнительских приёмов рока и экспрессии, экспериментальности джаза , группам удалось добиться расширения спектра передаваемых ощущений. Одним из первых стал экспериментировать в этом направлении Фрэнк Заппа .

Некоторые группы ( Blood, Sweat and Tears , Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бэндов , ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки. Другие группы, опираясь на фри-джаз , стали больше экспериментировать с электрическим звучанием инструментов, различными направлениями музыки, усложнять мелодию, ритм ( Martin Kratochvil & Jazz Q , The Blue Effect ). Джаз-фьюжн постепенно становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много внимания импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до виртуозности. Самыми значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией, считаются группы Mahavishnu Orchestra , Soft Machine , Weather Report , Return To Forever , Brand X ,

Джаз-фьюжн в СССР и России

Одним из первых исполнителей музыки фьюжн в СССР и России стала группа « Арсенал », созданная в 1973 году саксофонистом Алексеем Козловым [ источник не указан 249 дней ] . В 1982 году бывший клавишник этой группы Вячеслав Горский создал свою группу «Квадро». Первый советский альбом в стиле джаз-фанк /фьюжн «Лабиринт. Джазовые композиции» был записан в 1974 году ансамблем Мелодия под управлением Георгия Гараняна и выпущен в том же году всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» (С60 05277) [ источник не указан 249 дней ] .

Московская группа « ДК » являлась одной из ведущих джаз-рок групп СССР начала 1980-х годов [ источник не указан 249 дней ] . Сам бывший лидер группы, Сергей Жариков , объяснил, что джаз-рок был одним из самых «почитаемых» музыкальных стилей, часто играемых в советских Домах Культуры:

Ну, мы стали играть джаз-рок. Почему джаз-рок? Потому что, чтобы репетировать, надо иметь базу. В Москве в Домах культуры было где-то десять директоров, старых лабухов, а все остальные комсомольцы. И вот хорошая база, это где сидел такой старый джазист. А чтобы туда прописаться, на эту базу, надо уметь играть джаз, то есть то, что ему (директору) нравится. И мы стали играть джаз, чтобы получить базу. Это было до смерти Андропова.

Жариков на радио Финам FM

Некоторые важные фьюжн-альбомы

1960-е

1970-е

1980-е

  • Жан-Люк Понти «Civilized Evil» (1980)
  • Жан-Люк Понти «Mystical Adventures» (1982)
  • Жан-Люк Понти «Individual Choice» (1983)
  • Эл Ди Меола «Electric Rendezvous» (1982)

Примечания

  1. от 10 февраля 2012 на Wayback Machine (чешск.)
  2. от 18 января 2017 на Wayback Machine в Киевская городская библиотека (КГБ)
  3. . Дата обращения: 14 июня 2022. 14 июня 2022 года.
  4. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 12 декабря 2014 года.
  5. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 7 июля 2012 года.
  6. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 13 октября 2014 года.
  7. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 22 декабря 2014 года.
  8. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 15 декабря 2014 года.
  9. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 1 апреля 2015 года.
  10. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 9 декабря 2014 года.
  11. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 19 мая 2016 года.
  12. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 28 декабря 2014 года.
  13. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 18 октября 2014 года.
  14. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 22 декабря 2014 года.
  15. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 12 декабря 2014 года.
  16. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 12 февраля 2015 года.
  17. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 11 декабря 2014 года.
  18. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 27 декабря 2014 года.
  19. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 2 января 2015 года.
  20. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 21 декабря 2014 года.
  21. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 18 февраля 2015 года.
  22. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 19 февраля 2015 года.
  23. . Дата обращения: 12 декабря 2014. 14 февраля 2015 года.
Источник —

Same as Джаз-фьюжн