Interested Article - Леонхардт, Густав

Густав Ле́онхардт ( нем. Gustav Leonhardt ; род. 30 мая 1928 , дер. Гравеланд, близ Хилверсюма 16 января 2012 , Амстердам ) — нидерландский клавесинист , органист , дирижёр, музыковед. Один из наиболее крупных и влиятельных музыкантов- аутентистов XX века.

Очерк биографии и творчества

В 1950 окончил «Схола канторум» («Schola Cantorum») в Базеле, где учился игре на органе и клавесине (класс Э. Мюллера). Как клавесинист дебютировал в Вене в 1950 Искусство фуги » И. С. Баха ). В 1959-82 органист Валлонской церкви в Амстердаме. В 1955 основал и до 1990 возглавлял « барочный оркестр » Leonhardt-Consort (в раннем составе на виолончели играл Н. Арнонкур ). Выступал и записывался с Альфредом Деллером , ансамблями La Petite Bande С. Кёйкена и Collegium Vocale Ф. Херревеге , с Ф. Брюггеном , В. Гиельми , Оркестром века Просвещения и другими крупными аутентичными коллективами. Профессор по классу клавесина в Венской академии музыки (1952-55), в консерватории имени Я. П. Свелинка в Амстердаме (1954-88, после ухода на пенсию продолжал проводить там мастер-классы). В 1969-70 приглашённый профессор Гарвардского университета. В 1967 выступил как киноактёр, сыграв роль Баха в фильме Ж.-М. Штрауба «Хроника Анны Магдалены Бах». На протяжении жизни неоднократно принимал участие в международных фестивалях старинной музыки, в том числе дважды (в 2007 и в 2011) — в российском фестивале Earlymusic .

Помимо исполнительства в поздние годы занимался также музыковедением, написал книгу «Клавишные инструменты в барочной Европе» (2003). Завершил исполнительскую карьеру в 2011 , дав концерт в парижском театре «Bouffes du Nord» .

Репертуар и дискография

В обширном репертуаре Леонхардта (солиста и дирижёра), главным образом, сочинения композиторов эпохи барокко, реже позднего Возрождения и венской классики. В числе композиторов (по алфавиту) И. С. Бах , К. Ф. Э. Бах , У. Бёрд , Д. Букстехуде , Г. Ф. Гендель , И. Кунау , Ф. Куперен , Л. Куперен , К. Монтеверди , И. Пахельбель , Г. Пёрселл , Ж. Ф. Рамо , Я. П. Свелинк , Д. Скарлатти , Г. Ф. Телеман , Ж. Б. Форкре , Дж. Фрескобальди , И. Я. Фробергер , Г. Шютц . Первые аудиозаписи Леонхардта на крупных лейблах относятся к 1962 г.

Кантаты Баха

Крупнейший проект в дискографии Леонхардта — аудиозапись всех церковных кантат И. С. Баха, осуществлённая совместно с Н. Арнонкуром в 1971—89 гг. В рамках этого проекта Леонхардт записал кантаты № 7-10, 12-14, 16, 22. 23, 32, 33, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 54-56, 66, 67, 73, 74, 77, 79, 88-92, 98, 100, 103, 106, 107, 113, 114, 117, 127—129, 132—135, 143, 144, 149—151, 157—159, 164—166, 170, 172, 175, 176, 180, 181, 184, 187, 195, 197, 198. В записях под управлением Леонхардта принял участие международный коллектив исполнителей — барочный оркестр «Леонхардт-консорт», хор Королевского колледжа (Кембридж), хор « Collegium Vocale » (Гент), хоры мальчиков Бад-Тёльца и Ганновера , певцы , К. Эквилуц, М. фон Эгмонд, М. ван Альтена, Р. Якобс , Х.-Ф. Кунц, М. Шоппер, А. Краус, Х. ван дер Камп, Дж. Элвес. Сопрановые партии (как и в записях других кантат цикла — Арнонкуром) были поручены солистам хоров мальчиков. В 1990—96 гг. (независимо от Арнонкура) Леонхардт записал с Оркестром века Просвещения также комплект светских кантат Баха — BWV 173a, 201, 205, 208, 211, 213, 214, 215.

Исторические органы

Другой большой проект Леонхардта — антология «Аутентичные органы Ренессанса и барокко» (Die authentischen Orgeln aus Renaissance und Barock), которая была записана в 1970-83 гг. и выпущена на 7 грампластинках (лейбл Seon) . В антологию вошла редко исполняемая музыка старых мастеров Нидерландов (Я. П. Свелинк), Германии (Г. Муффат, М. Векман, Г. Шейдеман, И. К. Ф. Фишер, И. К. Керль и др.), Италии (Б. Пасквини, Дж. М. Трабачи, Б. Стораче, Т. Мерула, Дж. Б. Мартини и др.), частично также сочинения Баха, все исполненные на так называемых исторических органах Нидерландов, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии. В поздние годы выходили и другие записи барочной (преимущественно) музыки на исторических органах разных стран .

Реконструкции опер и ораторий

Большое значение имела подвижническая деятельность Леонхардта по возвращению в репертуар редко исполняемых опер и кантатно-ораториальных сочинений эпохи барокко, среди которых оперы А. Кампра («Галантная Европа»), Ж. Ф. Рамо («Пигмалион», «Заид») и А. Гретри («Суд Мидаса»).

Огромная дискография Леонхардта целиком не описана и не издана на современных звуконосителях. Крупнейшая подборка (21 CD) была выпущена на лейбле Teldec (тематическая рубрика «Das alte Werk») к 80-летию музыканта в 2008 г. .

Признание

Премия «Эразм» ( 1980 ). Почётный доктор ряда университетов Европы и США. Командор французского ордена искусств и литературы ( 2007 ), бельгийского Ордена Короны (2007).

Сочинения

  • Zur Interpretation auf Originalinstrumenten / Аннотация к аудиозаписи полного комплекта Бранденбургских концертов И. С. Баха. Запись выпущена на комплекте LP фирмой RCA/Seon в 1977 году. Текст аннотации Леонхардта перепечатан в 2013 году Д. Морони .
  • The keyboard in baroque Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  • The principle of varietas in Sweelinck’s variation works // Sweelinck Studies, ed. by Pieter Dirksen // Proceedings of the Sweelinck Symposium, Utrecht 1999. Utrecht: STIMU, Foundation for Historical Performance Practice, 2002. ISBN 90-72786-09-2 .

Примечания

  1. Gustav Leonhardt // (нидерл.)
  2. Gustav Leonhardt // — 2005.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #124708692 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . Дата обращения: 20 августа 2012. 10 февраля 2015 года.
  5. Переиздана на CD (Sony/Seon) в 1999 году.
  6. Например, тематическая подборка «Исторические органы Австрии» (записи 1995 г., лейбл Sony)
  7. (Early Music, No.11, 2008, p.664-667).

Литература

  • Drillon J. Sur Leonhardt. Paris: Gallimard, 2009. ISBN 978-2-07-012467-1 .
  • Moroney D. Gustav Leonhardt’s ‘authenticity’ // Early Music, 41 (2013), pp. 86–98.

Ссылки

  • (англ.)
  • (итал.)
Источник —

Same as Леонхардт, Густав