Interested Article - Йог-Сотот

Сын Йог-Сотота из рассказа « Ужас Данвича » в представлении художников.

Йог-Сото́т ( англ. Yog-Sothoth ) — вымышленное божество в произведениях американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта и последователей «Мифов Ктулху» . Впервые Йог-Сотот упоминается в романе « Случай Чарльза Декстера Варда ». Это Древний бог , обитающий вне нашего мира, вне пространства и времени, ему ведомо прошлое, настоящее и будущее. По своей сути, Йог-Сотот является олицетворением страхов на метафизическом уровне. Предположительно, Йог-Сотот заперт за пределами Вселенной , в которой мы живём, а все происходящие в нём события лишь миг для него. Мистики говорят о Йог-Сототе, как о всезнающем божестве, «Хранителе Врат» меж мирами, который сам является и «Вратами», и «Ключом». Персонажи Лавкрафта произносят имя Йог-Сотота, как элемент защитного заклинания или для обозначения сверхъестественных явлений.

Йог-Сотот в творчестве Лавкрафта

Лавкрафт всего несколько раз упоминает Йог-Сотота, но ни разу не использует точные слова, которые хотя бы как-то уточняют его вид. Лавкрафт описывает только неоднозначные мифы, а его роль остаётся тайной. В произведениях повторяются лишь общие сведения: это космическая сущность, что представляет собой воплощение всего невообразимого, выходящего за рамки нашего восприятия и известного нам мира. Мистик Ибн-Шакабао написал в древней книге заклинание для призыва Йог-Сотота, называя его: «Тот, кто заглянет в Прошлое». Старый Уэйтли называл его «Ключ и стража врат». Мудрецы говорят, что Йог-Сотот олицетворяет собой часть процесса мироздания. Увидеть его или узнать слишком много о нем — значит навлечь на себя беду.

Впервые Йог-Сотот упоминается в романе « Случай Чарльза Декстера Варда » (1927): доктор Вилетт использует имя Йог-Сотота, как элемент могущественного заклинания, совершая круговые движения указательными пальцами обеих рук. В дневнике вампира Карвена изображена парная формула Йог-Сотота, состоящая из двух столбцов: « Голова дракона » и « Хвост дракона ». Это всезнающее божество, которое знает прошлое, настоящее и будущее. Йог-Сотот соприкасается со всем временем и пространством, но предположительно заперт за пределами Вселенной, в которой мы живём. Джозеф Карвен пишет в письме Саймону Орну, что нашёл ключ для призыва Йог-Сотота в книге «Liber-Damnatus» Ибн Шакабао:

Но я не готов к суровой участи, как я говорил, и долго искал каким путём возвратиться после гибели. Прошлой ночью я напал на слова, призывающие ЙОГ-СОТОТА, и в первый раз узрел сей лик, о коем говорит Ибн Шакабао: И ОН упомянут в IX псалме в его "Книге Проклятых", что содержит ключ. Когда Солнце перейдёт в пятый дом, а Сатурн окажется в благоприятном положении, начерти пентаграмму огня и трижды произнеси IX стих. Повторяй сей стих каждый раз в Страстную Пятницу и в канун Дня Всех Святых, и предмет сей зародится во Внешних сферах. И из семени Древнего возродится «Тот, кто заглядывает в Прошлое», хотя и не ведает что ищет.

В рассказе « Ужас Данвича » (1928) на миг в небе появляется некая сущность и, вероятно, это самый известный случай, когда в наш мир проник Древний бог. Старый Уэйтли исполнил особый ритуал из « Некрономикона », что позволяет открыть врата существам из Иного мира . Его дочь Лавиния родила близнецов, наделённых силой Йог-Сотота, которые имели аномальную структуру тела, ужасный запах и признаки, характерные для чудовищ, отписанных в «Некрономиконе». В своей нечеловеческой природе Уилбур Уэйтли имел чешуйчатую оболочку и щупальца , торчащие из живота. Его невидимый брат-близнец был размером с дом, имел множество глаз, желеобразное тело, похожее на куриное яйцо с дюжиной ног, оно напоминало осьминога и сороконожку . Йог-Сотот имеет с ними некоторую связь, природа которой неизвестна. Тем не менее, они, вероятно, каким-то образом связаны с ним, поскольку Уилбур Уэйтли, получеловек, пытался призвать существ Извне, которые уничтожат все человечество, а также способны заставить гигантского брата-близнеца воспроизводиться. Старый Уэйтли говорит о Йог-Сототе следующее:

Йог-Сотот знает Врата. Йог-Сотот и есть Врата. Йог-Сотот это и Страж врат и Ключ к ним. Прошлое, настоящее и будущее слились воедино в нём. Он знает, где Древние совершили прорыв в прошлом, и где Они явятся вновь. Он знает, где Они ступали по Земле, и где Они всё ещё ступают, и почему никто не может увидеть Их там. Обиталище Их как раз там, где порог, что ты охраняешь. Йог-Сотот - вот ключ к тем воротам, где встречаются сферы.

В повести « Хребты Безумия » (1931) студент теряет рассудок и твердит о Йог-Сототе и прочем, когда видит нечто в облаках над руинами древнего города. В повести « Шепчущий во тьме » фольклорист говорит о мифах в «Некрономиконе», что описывают эпохи, предшествующие появлению человека на Земле — циклах Йог-Сотота и циклах Ктулху.

В рассказе « Ужас в музее » (1932) Йог-Сотот описывается как собрание (мешанина) множества светящихся как солнце шаров:

Перед глазами возникли гибельные очертания таинственного Йог-Сотота — беспорядочное нагромождение переливающихся шаров, исполненных космической угрозы.

В рассказе « Врата серебряного ключа » (1934) Лавкрафта и Хоффмана Прайса описана космическая природа Йог-Сотота, которому поклоняются ракообразные Юггота, и называют его «Находящийся-за-Краем» ( англ. Beyond-One ):

Это было Всё-в-Одном и Одно-во-Всём безграничном Бытие, — не просто суть единого пространственно-временного континуума, но и вкупе с абсолютной животворящей сущностью всего безграничного бытия — последний, всеобъемлющий, не имеющий границ, превосходящий любые фантазии и расчёты математики. Возможно, он был тем, кого древние тайные культы Земли шёпотом назвали ЙОГ-СОТОТ, и был известен под именами других божеств; которому поклонялись ракообразные инопланетяне с Юггота как Находящемуся-за-Краем, и кого летучие разумы из спиральных туманностей знают по непереводимому Знаку.

В рассказе « Обитающий во Тьме » (1936) писатель взывает к Йог-Сототу и видит « Трёхдольчатый горящий глаз ».

Йог-Сотот в произведениях других писателей

Кеннет Грант предположил, что описание Лавкрафтом Йог-Сотота как конгломерата «злокачественных сфер», возможно, было вдохновлено сферами Клипота

Последователи «Мифов Ктулху» эксплуатировали Древних богов Лавкрафта и дополняли разнообразные описания Йог-Сотота в своих произведениях.

Афоргомон

Кларк Эштон Смит описывает Афоргомона в своих произведениях, который по спорному утверждению, является воплощением Йог-Сотота. Афоргомон — бог времени, повелевающий пространством, сверхсущество, почитаемое во многих народах. О его внешности ничего не известно, потому что Афоргомон показывается только тем, кто разгневал его, а после его появления прогневавшие уже ничего не могут рассказать. Известно, однако, что его появление сопровождается слепящим светом. Афоргомон — смертельный враг Ксексанота, одного из Внешних богов ( англ. Outer Gods ), придуманных Смитом.

В письме от Смита к Лавкрафту, им была описана схема родового древа божеств. Смит приписал богам семейные отношения — например, сделал Наг и Йеб прародителями Ктулху , а его кузеном стал Йог-Сотот. Смит пишет, что это всезнающий бог, он знает тайны Древних ( англ. Old Ones ), своей силой своей едва ли не превосходящий Азатота , а мудростью — Йига .

Лавкрафт в письме к Кларку Эштону Смиту («Письмо 617» в «Избранных письмах») описал генеалогическое древо Азатота . Данная идея не была использовано в его творчестве . В этой схеме, Йог-Сотот — потомок Безымянной мглы, что происходит от Азатота. Йог-Сотот породнился с Шуб-Ниггурат , чтобы произвести двойных божеств Наг и Йеб , в то время, как Наг произвел на свет Ктулху посредством партеногенеза .

Затаившийся у порога

В повести « Затаившийся у порога » Августа Дерлета и Говарда Лавкрафта, герой называет Йог-Сотота как «Затаившийся у порога» ( англ. Lurking in the Threshold). Герой говорит, что Йог-Сототу вообще не известно про существование времени и пространства, и описывает его следующими словами:

«…огромные шары света, массой двигавшиеся к отверстию; когда лопнул один шар, то из него потекла протоплазма, чёрная плоть, соединявшаяся воедино, формируя то отвратительное ужасное существо из космоса, исчадие тьмы доисторических времён, аморфное чудище со щупальцами, таившееся у порога, чьё обличье состояло из мешанины шаров; несущего погибель Йог-Сотота, пенящегося, как первобытная слизь в молекулярном хаосе, вечно за пределами бездонных глубин времени и пространства».

«Затаившийся у порога» Август Дерлет

Умр-ат-Тавил

В рассказе « Врата серебряного ключа » Хоффмана Прайса и Лавкрафта, персонаж Рэндольф Картер называет имя Йог-Сотот и Умр-ат-Тавил в одном смысле. В арабском языке имя должна быть Тавиль-ат-Умр. Подобную ошибку применил Фрэнк Герберт с «Дар-эс-Балат» (верно Дар-эль-Балат) . Лавкрафт ни разу не использовал примеры на арабском языке. Умр-ат-Тавил самый Древний, Древнейший из Живущих, Всесодержащий — это, предположительно, воплощение Йог-Сотота, но доказательство тому нет. Йог-Сотот властвует вне пространства и времена за Воротами Серебряного Ключа, над всемогущими Древними богами, обитающими там. Тавил ат-Умр считается благодушным богом, в отличие от злого проявления Афоргомона, и даже помогает главному герою.

Йог-Сотот описывается как человекоподобное существо под странной, пенистой вуалью. Если он решает снять вуаль, то тот, кто посмотрит на него, сойдёт с ума. На его космическую природу намекает этот отрывок из рассказа «Врата серебряного ключа»:

Безграничное Бытие воплощало Всё-в-Одном и Одно-во-Всём, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчёты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как На-ходящийся-за-Краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.

«Врата серебряного ключа» Хоффман Прайс

Другие

Андерс Фейджер, шведский писатель ужасов, в рассказе «Путешествие бабушки» ( англ. Mormors resa ) описывает племя существ, похожих на собак или волков (аналог «гулей» из мифов Лавкрафта), которые приносили людей в жертву Йог-Сототу, чтобы стать «другим». В рассказе «Артефакт герра Геринга» Фейджера Йог-Сотот призван защитить пару ведьм от отца Дагона .

В цикле рассказов Джона Джейкса про похождения Брэка-варвара, написанных в жанре «меча и магии», ключевую роль играет верховное божество зла Yob-Haggoth, в русском переводе Йог-Саггот.

Вдохновение

Мифология Древнего Египта часто служит фоном для Лавкрафтовских ужасов , а также её использовал Эдгар По , последователем которого является сам Лавкрафт. Книга врат описывает, что существуют врата в «Иной мир», что охраняют божества. В литературе Древнего Египта описано, что в Мире грёз обитают демоны и злые духи, которые часто меняют свой облик. Такая форма обращение, как «Тот, кто заглянет в Прошлое», указывает на облик, в котором находится божество в данный момент — что характерно для религии Древнего Египта .

В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » мудрецы в Стране снов изображают рукой защитный «Знак Старших Богов», описывающий внешний вид богов, возможно, похожий на защитные знаки, что изображает божество Мин или другие магические знаки. В рассказе « Ужас Данвича » Лавиния родила ребенка от Йог-Сотота ночью во время ритуала — как и Великая жрица Хереду-Анх ночью в храме родила Имхотепа от его внеземного отца, — Ра .

Лавкрафт собирался ввести такое обозначение как Йог-Сотерия (подобное эзотерия ) — что говорит о планах на будущие произведения относительно Йог-Сотота, что остались незавершенными.

Примечания

  1. Harms, Daniel; Gonce, John Wisdom. The Necronomicon Files (неопр.) . — (англ.) , Maine : (англ.) , 1998. — С. 109. — ISBN 1578632692 .
  2. Lovecraft, H. P. (1967). Selected Letters of H. P. Lovecraft IV (1932–1934) . Sauk City, Wisconsin: Arkham House. Letter 617. ISBN 0-87054-035-1
  3. These 'alternate' spellings are . The definite article al only takes the form at before a word beginning in t . The form should be Tawil al Umr . For a similar error see Frank Herbert 's Dar es Balat (were it proper Arabic it would be Dar el Balat ) which is erroneously formed by analogy from Dar es Salaam in which the article es is assimilated to the initial /s/ of Salaam .

Литература

  • Harms, Daniel (1998). «Yog-Sothoth». The Encyclopedia Cthulhiana (2nd ed.). Oakland: Chaosium. pp. 345-7. ISBN 1-56882-119-0 .
  • Pearsall, Anthony B. (2005). «Yog-Sothoth». The Lovecraft Lexicon (1st ed.). Tempe: New Falcon. pp. 438-40. ISBN 1-56184-129-3 .
  • Petersen, Sandy; Willis, Lynn; Hamblin, William (1992). «In Rerum Supernatura». Call of Cthulhu (5th ed.). Oakland: Chaosium. pp. 189-92. ISBN 0-933635-86-9 .
Источник —

Same as Йог-Сотот