Interested Article - Бодаревский, Николай Корнилиевич

Никола́й Корни́лиевич Бодаре́вский ( 24 ноября [ 6 декабря ] 1850 , Одесса 1921 , там же ) — русский (по другому определению — украинский ) живописец , популярный портретист и жанрист позднего академизма . Академик Императорской Академии художеств (c 1908), член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1884; экспонент с 1880), член Товарищества южнорусских художников (с 1900) .

Биография

Николай Бодаревский родился 24 ноября ( 6 декабря ) 1850 года в Одессе в дворянской семье. Окончил рисовальную школу Одесского товарищества поощрения изящных искусств, находившуюся в ведении Императорской Академии художеств.

С 1869 по 1873 год учился в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи П. М. Шамшина , Т. А. Неффа , В. П. Верещагина .

Во время учёбы в 1871 году получил четыре серебряные медали: две малые и две большие медали Академии «За успех в рисовании», в 1873 — две малые золотые за картину «Давид играет на гуслях перед Саулом» .

В 1875 году Бодаревскому Академией присвоено звание классного художника 1-й степени за картину «Апостол Павел объясняет догматы веры перед царём Агриппой» .

С 1880 по 1918 год Бодаревский был экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок , с 1884 года — членом Товарищества .

В 1908 году художнику было присвоено звание академика Императорской Академии художеств .

Бодаревский умер в 1921 году и был похоронен на первом (старом) городском кладбище Одессы . Могила художника не сохранилась. В 1934 году кладбище было закрыто, а в 1935 вместе с храмом «Во имя всех святых» было снесено

Сестра — Бодаревская, Екатерина Корнелиевна — тоже была художницей.

Творчество

Наряду с В. М. Васнецовым , М. В. Нестеровым , А. П. Рябушкиным , Н. Н. Харламовым и другими живописцами, Бодаревский участвовал в создании художественного убранства Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) . По живописным эскизам художника созданы 16 мозаик : «Святой Владимир», «Святая Мария Магдалина», «Святая Царица Александра», «Николай Чудотворец», «Богоматерь с двумя ангелами», «Архидьякон Лаврентий», «Господь Эммануил», «Святой Архидьякон Стефан», два серафима и четыре архангела (мозаики иконостасов), а также «Предательство Иуды» и «Христос перед Пилатом» (мозаики юго-западного пилона) .

Работы художника в Соборе Воскресения Христова (Спас на Крови)
(мозаики изготовлены в мозаичной мастерской братьев А. А. и В. А. Фроловых )
Христос перед Пилатом Святая Мария Магдалина Николай Чудотворец Святой Владимир Святая царица Александра Поцелуй Иуды

В 1889 году директор и главный вдохновитель строительства Большого зала Московской государственной консерватории Василий Ильич Сафонов лично заказал у академика живописи Бодаревского четырнадцать портретов выдающихся композиторов, для украшения Большого концертного зала на 1700 мест. К открытию Большого зала в марте 1901 года, картины были закончены Бодаревским и установлены на свои места . Овальные лепные рамы к картинам были исполнены А. А. Аладьиным . В 1953 году портреты Мендельсона , Гайдна , Глюка и Генделя были сняты в рамках кампании « борьбы с космополитизмом » и заменены на портреты Римского-Корсакова , Мусоргского , Даргомыжского и Шопена работы художников М. А. Суздальцева и Н. П. Мещанинова . В 1999 году портреты Мендельсона и Гайдна были случайно обнаружены комендантом Большого зала консерватории . Картины были отреставрированы и установлены у центрального входа в партер . В 2008 году под портретами были установлены мраморные доски . Местонахождение портретов Глюка и Генделя работы Бодаревского неизвестно .

В 2005 году полотно Бодаревского «Крестьянская украинская девочка» (1892) было продано с аукциона в Лондоне 86 тысяч фунтов стерлингов .

Работы художника в Большом зале Московской государственной консерватории

Людвиг ван Бетховен

П. И. Чайковский

Франц Йозеф Гайдн

М. И. Глинка

Феликс Мендельсон

Франц Петер Шуберт

Роберт Шуман

Рихард Вагнер

Отзывы современников о творчестве художника

«Обнаженная в мастерской», (ранее 1921), холст, масло частное собрание
Выставка не открывалась без того, чтобы Волков не поссорился с Бодаревским, и очень крупно. Доходило дело до того, что некоторые иногда опасались: не подерутся ли Волков с Бодаревским.

Портретист Бодаревский Николай Корнильевич был тяжким крестом для передвижников. В молодости подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Товарищества, но скоро как-то распустился, перевел все на заработок, на деньги. Его портреты нравились буржуазному обществу, главным образом дамам. Он до иллюзии точно выписывал модные платья, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков.

Строил Бодаревский из себя художника-барина какой-то высшей марки. Необычайно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, постоянная задолженность. Затеи нелепые: строил себе дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. Во всем был сумбур и художественная пошлость. Но какой барин! Высокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с надменным выражением лица. Как будто приказывал: "Эй, человек! подай мне!"

Передвижники не выносили его, но по уставу не могли исключить из своей среды, так как преступлений он все же не совершал. Только когда ставил вещи, спускавшиеся до уровня порнографии, товарищи протестовали и убирали их с выставки.

В этих случаях Волков выступал застрельщиком, говорил Бодаревскому откровенные, крайне обидные для авторского самолюбия слова и приказывал рабочим снимать непозволительные по правилам передвижников картины Бодаревского. Конечно, атмосфера разражалась грозой, доходившей чуть не до поединка, особенно на обедах, устраиваемых перед открытием выставки.

Я. Д. Минченков, « Волков Ефим Ефимович »


И во всей русской живописи сегодняшнего дня нет ни одной картины. Выставки — громадные папки открыток или ученических тетрадей, из которых изредка пристальным глазом отметишь рядом с мясом Бодаревского лапоть Гончаровой над двумя-тремя розами Машкова .


Когда к передвижникам влилась новая струя из Московского общества художников Бялыницкий-Бируля , Жуковский , Петровичев , Туржанский и другие, за которых, к слову сказать, самым ярым ходатаем был Репин , — для новых пришельцев явился совершенно недопустимым Бодаревский. Мало кто теперь помнит этого ужасного художника, специализировавшегося на женских портретах и являвшегося воплощением пошлости. Все его красавицы точно сошли с конфетных или папиросных коробок, только в увеличенном виде. Но он был старым членом Товарищества передвижников , и отделаться от него было трудно. Однако его картины, большие, яркие и крикливые, портили всю физиономию выставки. Большая часть художников обратилась к Репину как к наиболее чтимому и авторитетному члену общества с просьбой очистить выставку от Бодаревского. Репин огорчился.

— О, о, о... нельзя же... как-то нужно... по-товарищески... Да бог с ним — пусть висит!

Художники замолчали. На другой день назначен был обход — еще до вернисажа. Репин пришел. Выставка была очень удачна. Репин ходил от картины к картине, но все беспокойно возвращался к полотну Бодаревского, словно его тянуло. Вдруг не выдержал: подошел к Бодаревскому и, дернув его за рукав, умоляющим тоном воскликнул:

— Николай Корнилиевич! Уберите, не сердитесь, уберите... Портит все... и портит вам!

Так и заставил его убрать картину.

Т. Л. Щепкина-Куперник , «Поздние воспоминания»

Галерея


Примечания

  1. // Нива : иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. — СПб. , 1913. — , № 46 (16 ноября). — С. 917.
  2. , с. 20.
  3. Надежда Гришина. . Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева (24 ноября 2008).
  4. . Одесская Епархия, Украинской православной церкви Московского патриархата . Дата обращения: 15 апреля 2011. 27 июля 2012 года.
  5. , S. 164; , с. 364; , p. 105.
  6. , S. 61.
  7. Рогинская Ф. Г. // . — М. : Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. ISBN 5-87685-054-3 .
  8. Бодаревский, Николай Корнилиевич // = Новый энциклопедическій словарь / под общей редакцией почётного академика К. К. Арсеньева. — СПб. : Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (С.-Петербург). — Т. VII «Бобровниковъ — Брачное право». — С. 131. — 975 с. 29 октября 2013 года.
  9. Дмитрий Преображенский. // Одесский вестник : газета. — Одесса, 2007. — № 258—259 (24 ноября).
  10. , с. 210.
  11. .
  12. , Примечания, с. 329.
  13. // Мир православия : Ежемесячная газета. — Таллин: «Тарбеинфо», 2010. — Вып. сентябрь , № 9 (150) . 13 марта 2016 года.
  14. Сирота В. А. . Одесская Епархия, Украинской православной церкви Московского патриархата (20 декабря 2022). Дата обращения: 15 апреля 2011. 5 октября 2013 года.
  15. Первые кладбища Одессы / редактор и составитель М. Б. Пойзнер. — 1-е. — Одесса: ТЭС, 2012. — 640 с. — 1000 экз. — ISBN 978-966-2389-55-5
  16. . Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Дата обращения: 3 апреля 2011. Архивировано из 27 июля 2012 года.
  17. . Музей Памятник «Спас-на-крови». Дата обращения: 3 апреля 2011. 27 июля 2012 года.
  18. . Музей Памятник «Спас-на-крови». Дата обращения: 3 апреля 2011. 12 января 2012 года.
  19. Фролов В. А. . Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Дата обращения: 20 апреля 2011. Архивировано из 27 июля 2012 года.
  20. Гуревич Е. // Литературная газета : общественно-политический еженедельник. — М. : ОАО Издательский Дом «Литературная газета», 2001. — № 36 (5847) 5 — 11 сентября 2001 года . — ISBN 978-5-9533-2953-8 . — ISSN . 24 августа 2003 года.
  21. Гуревич Е. Л. // Российский музыкант : музыкальная газета. — М. : Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2001. — Вып. март , № 2 (1201) . — С. 1, 3 . 16 июня 2011 года.
  22. Анисимов А. В. На рубеже веков // . — М. : Московский рабочий, 1984. — 176 с. 1 июня 2012 года.
  23. Митрофанов А. Г. Кузница флейтистов // / Редактор-составитель Н. Т. Акинян. — М. : Ключ-С, 2007. — С. 81—112. — 288 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-93136-046-1 . 21 августа 2017 года.
  24. . События . Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (12 декабря 2008). Дата обращения: 10 апреля 2011. 27 июля 2012 года.
  25. Буткевич Д. / Дмитрий Буткевич // Независимая газета . — М. : Независимая газета, 2005. — № 268 (3666) (9 декабря).
  26. , с. 82—83.
  27. Маяковский В. В. : [Журн. «Новая жизнь», П.—М., май 1914 г.] // Полное собрание сочинений : в 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Гос. изд. худ. литературы, 1955. — / Подготовка текста и примечания В. А. Катаняна; редактор тома З. Паперный. — С. 286–293. — 464 с. — 200 000 экз.
  28. Щепкина-Куперник Т. Л. Поздние воспоминания // . — М. : Захаров, 2005. — 528 с. — 2000 экз. ISBN 5-8159-0522-4 . 6 августа 2011 года.
  29. . Дата обращения: 13 августа 2017. 13 августа 2017 года.

Литература

Документы и воспоминания
  • : Собр. карт., портр., этюдов и эскизов, собр. в Петербурге. — СПб. : Тип. В. С. Борозина, 1913. — 8 с.
  • Минченков Я. Д. / Я. Д. Минченков. — 4-е изд. — Л. : Художник РСФСР, 1963. — С. 82, 83, 268, 271, 329, 330. — 361 с., 56 л. ил. — 25 000 экз.
Очерки жизни и творчества
  • Письмак Ю. : (страницы творческой биографии) : [ рус. ] = Pictorul Nikolai Bodarevsky : (file din biografia de creaţie) / Юрий Письмак // Arta. — Chișinău : Institutul Patrimoniului Cultural al Academiei de Științe a Moldovei, 2017. — Vol. 26, no. 1. — P. 48–54. — ISSN .
  • Постернак О. : [ 19 марта 2015 ] / Ольга Постернак // Наше наследие : иллюстрированный историко-культурный журнал. — М. , 2004. — № 70. — С. 136–139. — 5000 экз. ISSN .
  • Седых С. А. Николай Корнильевич Бодаревский — передвижник с привкусом Салона / С. А. Седых (Одесса) // Филокартия : журнал по филокартии и отраженным на открытках вопросам истории и культуры. — М. , 2014. — № 2 (37) (март). — С. 27–31. — 600 экз.
  • Шестимиров А. А. Забытые имена : Русская живопись XIX века / Александр Шестимиров. — М. : Белый город, 2004. — С. 274–281. — 479 с. : ил., цв. ил. — (Энциклопедия мирового искусства). — 3000 экз. ISBN 5-7793-0832-2 . — OCLC .
Собрания произведений
  • Живопись второй половины XIX века : А — М : [каталог / авт.-сост. Я. В. Брук ; авт. вступ. ст. Л. И. Иовлева; отв. ред. Л. И. Иовлева]. — М. : Красная площадь, 2001. — С. 77–79. — 527 с. : ил., цв. ил. + 28 см.. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Живопись XVIII–XX веков ; т. 4, кн. 1). — № 104–107. — ISBN 5-900743-56-X .
  • Живопись. Вторая половина XIX века : А — И : каталог / Авт.-сост.: Лада Вихорева и др; Авт. вступ. ст. Григорий Голдовский; авт.-сост. биогр. и кат. сведений: Надежда Большакова и др. — СПб. : Palace Editions, 2014. — С. 65–66. — 178, [6] с. : ил., цв. ил., портр. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог ; т. 5). — № 338–341. — ISBN 978-5-93332-507-9 .
Словари и энциклопедии
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. IV. — С. 210.
  • // Березна — Ботокуды. — М. : Советская энциклопедия, 1950. — С. 364. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов ; 1949—1958, т. 5).
  • Бодаревский, Николай Корнильевич // Аавик — Бойко / сост.: О. Э. Вольценбург , Л. А. Беспалова, Т. Н. Горина … [и др.]. — М. : Искусство, 1970. — С. 440. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] / Акад. художеств СССР , НИИ теории и истории изобраз. искусств ; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер, Б. В. Веймарн … [ и др. ] ; 1970—, т. 1).
  • Булгаков Ф. И. // : (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия : биографии, портреты художников и снимки с их произведений : в 2 т. / Ф. И. Булгаков. — СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1889. — Т. 1 : А — К. — С. 48. — [2], IV, 234 с. : ил. — OCLC .
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 20. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • Коновалов Э. Г. Словарь русских художников : новый полный биографический : [дополненный и переработанный] / Э. Г. Коновалов. — М. : Эксмо, 2012. — С. 73–74. — 618, [1] с. — 2000 экз. ISBN 978-5-699-53614-6 . — OCLC .
  • // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 105. — 728 p. — ISBN 2-7000-0150-8 . — OCLC .
  • Neumann W. / W. Neumann // Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart : unter Mitwirkung von 320 Fachgelehrten des In- und Auslandes, : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Prof. Dr. Ulrich Thieme und Prof. Dr. Felix Becker. — Leipzig : W. Engelmann, 1910. — . — S. 164. — 600 S. — OCLC .
  • Rothamel J. Bodarevskij, Nikolaj Kornil'evič (Bodarevs'kyj, Mykola Kornylovyč) / J. R. // Allgemeines Künstlerlexikon : Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / Saur; [Chefred.: Eberhard Kasten et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1996. — Bd. 12 : Bobrov — Bordačev. — S. 61–62. — XIV, 680 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 3-598-22752-3 (Bd. 12). — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Бодаревский, Николай Корнилиевич