Джазовый вокал
- 1 year ago
- 0
- 0
Джазовый стандарт ( англ. jazz standard ), неформально эвергрин ( англ. evergreen ) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня , реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи . Количество джазовых стандартов точно не установлено . Основной массив песен, ставших джазовыми стандартами, фигурирует в « Великом американском песеннике ». Одним из последних добавлений к классическому джазовому репертуару стали бразильские босса-новы А. К. Жобина .
Джазовый стандарт реализуется музыкантом- солистом или джазовым ансамблем (при спонтанном ансамблевом музицировании музыкальную пьесу-прототип должны знать все участники ансамбля). В ходе обработки джазмен варьирует (обычно в сторону усложнения) не только мелодию , но и гармонию , ритм , фактуру и другие элементы пьесы-прототипа, которые он индивидуально выделяет как наиболее характерные. В некоторых случаях при обработке тема может вовсе не звучать, а джазовый стандарт опознаётся знатоками и ценителями джаза по характерным гармониям, фактурным оборотам (например, basso ostinato ), ритмическому рисунку и т. п.
Большинство джазовых стандартов — популярные песни 1920-х — 1940-х годов, выпущенные нью-йоркскими издательствами Tin Pan Alley , песни из бродвейских мюзиклов , из голливудских и (реже) европейских кинофильмов . Те же популярные песни использовались и «по прямому назначению» — они исполнялись эстрадными певцами без какой-либо джазовой обработки. Наиболее репертуарные песни такого рода в традиционной поп-музыке получили название «поп-стандартов». Некоторые ходовые джазовые стандарты создавались как инструментальные пьесы ( Misty , , Take the A train , ’Round Midnight etc.) джазменами. Позднее для повышения коммерческой привлекательности они были подтекстованы, при этом подтекстовка не изменила характер и джазовой гармонии, заложенный в инструментальном оригинале. Известны также джазовые стандарты, которые пришли из академической музыки , латиноамериканской босса-новы , музыки популярных групп (например, « Битлз »).
Знать наиболее ходовые стандарты считается в среде джазменов обязательным. Издаются специальные сборники стандартов, так называемые jazzbooks и realbooks . Такие сборники содержат обычно лишь тему (на жаргоне музыкантов — «нитку») и аккордовую цифровку, а полная реализация пьесы отдаётся на откуп импровизирующим музыкантам.
Ниже следуют избранные джазовые стандарты в хронологическом порядке (указаны только композиторы, поскольку стихи не являются предметом джазовой обработки).