Песнь немцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Расселение на восток ( нем. Ostsiedlung ) — процесс миграции , расселения немецкого населения из центральных и западных областей Германии и Рейна на Север и Восток Центральной Европы и далее в Восточную Европу — от Словении на юго-востоке до современной Эстонии ( Ревель — Таллин ) на северо-востоке Европы.
Германская экспансия на протяжении истории Германии была разносторонне направленной. На севере экспансия франкского, а позднее германского государства была обращена в сторону Дании и скандинавских стран со времён Карла Великого (ум. в 814). Завоевателями здесь выступали феодалы, рыцари-крестоносцы и купцы немецких городов, объединённые в Ганзу . На западе завоевания германского государства начались при Генрихе I (ум. в 936). Там до времени правления французского короля Людовика XIV постоянными объектами германской экспансии являлись Бургундия , Эльзас , Лотарингия и устье Рейна . На юге германская экспансия, начавшаяся при Карле Великом и продолжавшаяся до объединения Италии в середине XIX века, выражалась, в частности, в походах германских правителей на Рим ( нем. Romfahrt ). На востоке германская экспансия была направлена на славян , венгров и народы Прибалтики . Восточное направление экспансии отличалось от других тем, что территориально-политическая экспансия сопровождалась здесь экспансией демографической. Если на других направлениях (против Дании, Франции и Италии) германская экспансия заканчивалась спадом и отступлением, на восточном направлении она продолжалась вплоть до окончания Второй мировой войны в XX веке. Историками XIX века эта тенденция была определена как «натиск на Восток», или в обиходном варианте названия — « Дранг нах Остен » .
В 1147 году состоялся Вендский крестовый поход ( Wendenkreuzzug ), в котором приняло участие 150-тысячное германо-польское войско под предводительством Генриха Льва . Пунктом сбора войск саксонских князей при участии польских и датских феодалов стал Магдебург . Покорив языческие славянские племена ободритов и лютичей , крестоносцы заставили их принять христианство; массовое уничтожение славянского населения облегчило процессы ассимиляции и колонизации немецкими поселенцами.
Первое появление немцев в Прибалтике относится к началу второй половины XII века. Это были вестфальцы и любчане , которые уже раньше имели свои торговые склады на Готланде , в Висби . Сношения немцев с жителями Прибалтики имели сначала характер исключительно торговый, торговля была меновой. Те из немцев, которые оставались в Прибалтике, поддерживали деятельные сношения со своими соотечественниками; немецкая колонизация принимала все более и более широкий размах.
С торговлей вскоре соединилась и миссионерская деятельность Мейнарда , в конце XII века. Он был первым епископом Ливонии (1186—1196), который начал проповедовать в Икесколе . Новая епископия находилась в зависимости от бременского архиепископа. Распространение христианства встречало в Прибалтике большие препятствия со стороны местного языческого населения. Мейнард неоднократно обращался за помощью к римскому папе; Целестин III обещал ему свое покровительство, проповедовал крестовый поход против ливонских язычников, обещал отпущение грехов всем участникам такого похода.
Более успешной была сначала деятельность второго епископа Ливонии, Бертольда (1196—1199). В 1198 г. большое крестоносное войско высадилось у устья Двины и успешно повело борьбу с язычниками . Но в следующем году немцы были разбиты, а епископ убит.
Окончательное водворение христианства выпало на долю третьего епископа Ливонии, Альберта фон Буксгевдена (1199—1229). Вооружённый апостол ливов , как называли Альберта, заручился помощью и дружбой датского короля Кнуда VI , и ему без особенного труда удалось смирить ливов. Весною 1201 г. он основал новый город — Ригу ; первым жителям её он даровал преимущества и перенёс свою туда епископскую кафедру. Для утверждения и распространения христианства на востоке Балтийского моря Альберт основал здесь в 1202 году духовно-рыцарский орден, названный орденом меченосцев .
В 1208 году началось завоевание меченосцами Эстонии .
До 1236 года орден меченосцев не нападал на Литву , хотя сами литовские племена организовывали походы против латгалов , Ордена и епископов или участвовали в них вместе с ливами , земгалами и русскими . Чтобы завоевать Литву или хотя бы её ослабить, а также пресечь помощь литовцев поверженным племенам балтов, 9 февраля 1236 года Папа Григорий IX объявил крестовый поход против Литвы. 22 сентября того же года состоялась битва при Сауле , окончившаяся поражением меченосцев. В 1237 году из остатков ордена меченосцев был создан Ливонский орден как отделение Тевтонского ордена в Ливонии .
В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого . Поддавшись уговорам своей русской жены (внучки Игоря Святославича Северского ) , князь попросил помощи у тевтонских рыцарей , обещав им владение городами Кульм и Добрынь , а также сохранение за ними захваченных территорий. Фридрих II санкционировал начинание золотой буллой 1226 года .
Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1231 году , обосновавшись на правом берегу Вислы . Здесь была построена первая крепость, давшая рождение городу Торн . В добринской земле закрепился Добринский орден . При продвижении на север был основан ряд замков, в том числе Мариенвердер , Рагнит, Тильзит, Велау, Георгенбург, Дурбен, Кандау, Велюн. Вступив на прусские земли, крестоносцы основали замок Бальга . В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг .
Стратегия рыцарей была в основном следующей: они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побежденные использовались в качестве союзников в последующих войнах. Именно это дало возможность очень немногочисленным поначалу тевтонским рыцарям успешно одолеть во много раз превосходящие силы пруссов, и устоять во время общепрусских восстаний 1242—1244, 1260—1262 и 1278—1280 годов, несмотря на помощь, оказываемую пруссам литовцами и князьями Гданьского Поморья.
Замки Орден возводил на месте прусских замков, бывших одновременно племенными центрами. С колонизацией Орденом эти замки не потеряли своё привычное для местного населения значение, став административными центрами подконтрольных территорий.
Расселение началось в XII веке с переселения немцев из района среднего Рейна — через Эльбу и прихода в земли восточнее « Саксонского вала » ( лат. Limes Saxoniae — бывшей границы между саксонцами и ободритами), заселённые в то время западно-славянскими племенами вагров и ободритов в восточном Гольштейне . Переселение продолжилось в последующие века поселением, независимо друг от друга, разных сословий немецкого общества — свободных крестьян (бауэров), мещан-горожан (бюргеров) и немецкого дворянства, в том числе рыцарства.
Начиная с XII века началось поселение немецких крестьян-колонистов на земли Чешского королевства . Особенно этот процесс усилился во время правления Пржемысла Оттокара I . Немец по матери, он стремился укрепить свои позиции в Священной Римской империи , сближаясь с немецкими князьями. Для этого он стал давать земельные владения немецким феодалам, стремясь заручиться их поддержкой. Кроме того, в Чехии начали селиться и монахи различных духовных орденов ( францисканцы и доминиканцы ), а также члены духовно-рыцарских орденов, в первую очередь, Тевтонского ордена и тамплиеры . Для немецких колонистов в их поселениях вводилось так называемое «немецкое право», для них существовали свои особые судьи.
Пясты в XIII веке охотно принимали в свои владения немецких поселенцев, которые приносили с собой передовые по тем временам экономические отношения. Постепенно славянское население в Силезии начало онемечиваться. Этот процесс усиливается в последующие столетия — когда Силезия попала под власть Чехии, входившей в то время в Священную Римскую империю . Онемечивание продолжилось, когда Силезия стала частью Пруссии , а потом и Германской империи . В результате к началу XX века Силезия в значительной степени являлась германоязычной территорией и, хотя доля славянского населения была все еще достаточно высока, немецкий был общеупотребительным.
Время | Основные волны экспансии в Средние века и Новое время |
---|---|
IX век | Борьба феодалов Восточно-Франкского королевства с Великой Моравией . Натиск на хорватские земли, включая Далмацию . |
X — начало XI века | Наступление Священной Римской империи на полабских и прибалтийских славян, Польшу и Чехию. |
2-я пол. XII — нач. XV века | Завоевание саксонскими и бранденбургскими феодалами полабских и прибалтийских славян; Тевтонским орденом — пруссов . Наступление немецких феодалов, купцов, церкви, Ливонского ордена и Ордена меченосцев на Восточную Прибалтику. Завоевание Габсбургами словенских земель. |
XVI—XVIII века | Подчинение Чехии, Венгрии и Хорватии государству Габсбургов . Дальнейшая экспансия на восток Бранденбурга-Пруссии , поглотившей в результате разделов Польши (1772, 1793, 1795) значительную часть польских земель. |
При осуществлении экспансии в разное время германские захватчики опирались на различную идеологию. В раннее средневековье политика завоеваний и захватов объяснялась идеологией распространения христианства в среде язычников, хотя захвату подвергались и христианские балто-славянские территории, где уже укоренилось православие . В XII—XIII веках экспансия в Прибалтике и Пруссии прикрывалась идеологией крестоносцев. В средние века существовали социально-правовые доктрины с опорой на ленное право . Патримониальная доктрина позволяла Люксембургской династии , Габсбургам , Гогенцоллернам и другим немецким родам предъявлять наследственные права на Чехию, Силезию, Поморье и Венгрию. В эпоху Просвещения для оправдания захватов служили «интересы государства».
Разработанная в историографии теория давности оседания германцев в Центральной Европе давала исторические основания для занятия территорий, когда-то колонизированных немцами. С этой теорией связано появление теории движения на Восток ( нем. Ostbewegung ). Это движение которое рассматривалось как закономерное явление в германской истории. Теория гегемонии давала право германцам господствовать над славянами как представителями низших рас. Геополитическая теория также призвана была объяснить восточно-европейскую экспансию Германии: «пространственная политика» государства обеспечивало « жизненное пространство ». Культурная миссия германского народа по отношению к славянам называлась культуртрегерством ( нем. Kulturträgertum ) .
В немецкой историографии нет единого мнения относительно германской экспансии на востоке. Для немецких историков завоевание полабских славян рассматривалось как проникновение цивилизации и культуры в земли варваров. Германский историк Генрих Зибель в 1859 году, выступив с осуждением итальянской политики средневековой Германии, подлинной задачей германского народа назвал «колонизацию Востока». В 1862 году он заявлял: «…Завоевания на Востоке во всех отношениях отвечали национальным интересам… Германия смогла прочно укорениться на некогда германской и лишь недавно ставшей славянской земле… На фундаменте, заложенном Оттонами, произошло удвоение германской территории и немецкого населения, что в любом отношении следует оценивать как величайшее достижение нашего национального роста». C ним были согласны и другие германские историки, деятельность которых протекала одновременно с созданием Союза содействия германизму в восточных провинциях и Пангерманского союза . В 1930-е годы представление о германской экспансии на востоке сочеталось с разжиганием ненависти к Польше и Чехословакии .
Польские, чешские, словацкие и югославские историки в целом осуждали германскую экспансию на восток, который, по их мнению, сыграл негативную роль в судьбе их народов. В завоевании полабских славян они усматривали их гибель и уничтожение. Историк К. Шайноха в 1861 году впервые выступил против германской экспансии в Центральной Европе. Собранный им материал свидетельствовал о преступлениях германцев против славян в средние века. Писатель Г. Сенкевич перенёс немецко-польский антагонизм из историографии в художественную литературу. Антигерманские настроения поляков в XIX веке сопровождались антипольской политикой Пруссии. В борьбу против « Дранг нах Остен » включились историки Ян Кохановский , Вацлав Собеский и многие другие.
В первой половине XX века комплексным изучением восточной экспансии Германии занимался историк , после которого в польской историографии утвердилось представление о «Дранг нах Остен» как в большей мере идеологической, чем исторической проблеме. Появившийся в 1945 году труд З. Войцеховского рассматривал историю польско-германских отношений как десять столетий борьбы. После окончания Второй мировой войны интерес к восточной экспансии Германии возрос. В 1946 году историк Юзеф Фельдман, занимавшийся польско-германскими отношениями, писал: «Если гитлеризму удалось так легко навязать Германии антидемократическую форму власти — разнузданный национализм и расизм, то произошло это потому, что все перечисленные элементы испокон веков таились в германском характере… Мы не верим в существование тех других, добрых немцев, которых подавил Гитлер… Эту добрую Германию надо ещё создать, и главным условием для этого является преобразование психики немецкого народа» .
После Второй мировой войны немецкое население территорий, переданных другим восточноевропейским государствам (согласно договорам стран-победителей о послевоенном разделе Германии), было депортировано . Оставшиеся части этнического немецкого населения государств Восточной Европы («остзидлеров») были вынуждены эмигрировать в Германию в последующие десятилетия.