Interested Article - Исламский терроризм

Последствия взрыва возле посольства США в Найроби

Исламский терроризм (реже используется термин исламистский терроризм ) — тактика насильственных расправ с оппонентами ( оппозицией ), находящая себе идеологическое обоснование и оправдание в трактовках вероучения как направленная на защиту исламского мира против влияния или агрессии немусульманских стран и идеологий, в особенности западного мира .

Исламский терроризм — наиболее распространённая по числу проявлений форма международного терроризма . Обычно используется радикальными, экстремистскими организациями, членов таких организаций и называют исламистами или боевиками-исламистами .

Для оправдания этой тактики обычно используются расплывчатые ссылки на предписанную правоверным обязанность вести джихад , хотя многими мусульманскими богословами и религиоведами ставится под сомнение трактовка этой обязанности как надобности в физических расправах .

Терминология

Ислам или исламизм?

Часто употребляемый термин исламский терроризм считается неполиткорректным, так как подразумевает связь терроризма и всего ислама в целом, что частью мусульман воспринимается отрицательно.

Мы говорим об исламизме как о политической практике и разделяем ислам как религию и радикальный ислам как политическую идеологию, которая апеллирует к религии, базируется на каких-то религиозных догматах, но является политической идеологией, а не религией .

По мнению некоторых политиков, термин исламский терроризм не является научным. Так, например, Александр Торшин — заместитель председателя Совета Федерации России — считает, что исламского терроризма не существует .

Также ряд исламских философов и богословов высказывает своё мнение о невозможности существования «исламистского терроризма», так как это «противоречит самому исламу», а следовательно сам термин является «ложным и неправильным». Известный турецкий писатель Аднан Октар (Харун Яхья) написал по этому поводу книгу «Ислам проклинает терроризм» .

С другой стороны, ряд самих мусульман воспринимает ислам не как религию, а как политическую идеологию, что сильно затрудняет попытку проведения линии защиты так называемого «традиционного ислама» методом исключения и отделения политической составляющей от самого ислама.

До сих пор некоторые люди утверждают, что религию и политику не следует смешивать. Религия — личное дело, и поэтому её не надо навязывать обществу. <…> То, чего часто не понимают как мусульмане, так и не-мусульмане, — это факт, что политику нельзя отделить от Ислама, она является частью его идеологии, поскольку призвана решать те проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане. Бухари цитирует слова Ибн Умара: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Имам несет ответственность за своих граждан». Следовательно, в Исламе нет разделения на духовное и светское, нет отделения религии от экономики, внутренней и внешней политики. Одно и то же общество не может руководствоваться одновременно Исламом и другими идеологиями, такими как капитализм или коммунизм .

Терроризм

Сами исламисты и исламистские террористы имеют двойственное отношение к термину терроризм . С одной стороны наблюдается непринятие термина и обвинение в терроризме вражеских политических сторон. С другой стороны, часть радикально настроенных мусульман соглашается с наличием терроризма в исламе, обращаясь в качестве аргумента, в частности, к следующему аяту Корана :

Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо .

История

Ряд политологов полагает, что исламский терроризм зародился на Ближнем и Среднем Востоке после окончания Первой мировой войны .

Доктор философских наук Игорь Добаев и кандидат социологических наук Вера Немчина в книге «Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия» считают важнейшими предпосылками возникновения исламского терроризма :

  • Возникновение организаций, оппозиционных колониальным властям, прибегавших к методам террора.
  • Изменение в ходе колонизации параметров исторически сложившихся границ между странами региона.
  • Возникновение и последующая неразрешённость т. н. «армянского вопроса».

Причина возникновения — стремление спасти традиционное мусульманское общественное устройство от быстрого распада при близком социокультурном контакте с ценностями западной цивилизации .

Особенно остро реагировал мусульманский мир на новую волну культуртрегерства по мере углубления научно-технической революции, не без оснований опасаясь, что внедрение на национальной почве европейского образа жизни неизбежно приведет к распаду традиционного общества, разрушению его морально-нравственной основы, к потере национальной самобытности.

Вирабов А. . // Обозреватель - Observer. — 1992. — № 23(27)

Организация « Братья-мусульмане », созданная в 1928—1929 гг. в Египте, организовывала теракты против британских колониальных властей в зоне Суэцкого канала .

Власти Исламской Республики Иран (не раз обвинённые в причастности к терроризму) квалифицировали как террористическую организацию Форкан . Эта группировка шиитских радикалов придерживалась в целом исламистской идеологии, однако выступала с позиций воинствующего антиклерикализма и вела подпольную вооружённую борьбу против режима Хомейни .

Особенности

Исламистский терроризм является одним из вариантов . Его характерной чертой является оправдание убийства мирных жителей, включая женщин и детей, поскольку они рассматриваются как составная часть вражеской системы — финансируют армию налогами и «своим молчанием и одобрением» , являются потенциальными солдатами .

Профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм полагает, что исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах», а терроризм является неотъемлемой чертой исламизма — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий даже для самого ислама .

Французский политолог Тьерри Вольтон отмечает, что исламистский терроризм не представляет собой единой структуры с общим управлением. Отдельные группы существуют автономно и не связаны друг с другом. Он считает, что сокращению террористической угрозы может способствовать демократизация арабо-мусульманского региона . Аналогично Вольтону, доктор политических наук Екатерина Степанова разделяет локально-региональные исламистские группировки и транснациональные террористические сети. Идеологическая близость и даже прямые контакты не делают из местных группировок филиал глобального джихада , их цели существенно отличаются. Каждый из этих двух уровней терроризма сохраняет значительную степень автономии и собственную динамику и логику развития .

Современный исламский терроризм

Красным выделены страны, подвергавшиеся атакам исламистских террористов начиная с 11 сентября 2001 г. по 2011 г. включительно

Центральное разведывательное управление США полагает, что абсолютное большинство террористических организаций в мире имеют отношение к исламизму. Так, по данным ЦРУ в 2004 году из 80 международных террористических организаций 72 представляли воинствующий ислам. В том году они совершили 651 теракт, в которых погибло 1907 человек .

В Европе, начиная с 2010 года, отмечается рост количества терактов и количества жертв терактов, совершенных исламистами-суннитами .

По данным ФБР, 74 % терактов, осуществлённых в Европе в период с 2015 по 2018, были совершены исламскими террористическими организациями. Из 10 крупнейших по числу жертв терактов на 2015 год 8 были организованы исламистами .

Использование женщин в качестве террористок-самоубийц

Организаторы современного исламского терроризма начали активно использовать женщин в качестве , так как те легче поддаются манипулированию в силу своей большей по сравнению с мужчинами уязвимости . К тому же, женщины вызывают меньше подозрения, чем мужчины, и поэтому им легче проникать в запланированные для осуществления терактов места .

Обычной практикой является принуждение женщин-мусульманок, обвинённых во внебрачных связях, к совершению терактов-самоубийств как единственного способа избежать жестокого наказания (обычно — убийства от рук своего отца, брата или мужа) и не допустить публичного позора для всей её семьи . В подобных случаях в мусульманских общинах считается, что женщина предпочла «почётную» смерть «позорной». С этой целью также используется и намеренное изнасилование намеченных кандидаток с целью исключить для них возможность отказа от задания под угрозой обнародования факта «обесчещения» .

Некоторые из женщин, живущих в мусульманских семьях, соглашаются на теракт-самоубийство, чтобы освободиться от невыносимых условий жизни в семье, поскольку возможность развода для них практически исключена . Нередким стало также явление, когда девушка, продаваемая отцом пожилому и противному ей мужчине, предпочитает совершить любого вида теракт, лишь бы попасть в тюрьму. В этом случае, став на долгий срок недосягаемой для жениха, она обычно перестаёт вызывать у него интерес .

Исламистские организации

Организации, признанные рядом стран террористическими:

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  2. . Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  3. . Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  4. . Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  5. . Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  6. Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  7. . Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  8. Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  9. . Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  10. от 21 марта 2013 на Wayback Machine // Интерфакс -Религия, 29.04.2005 г.
  11. Алиев А. . РИА «Дагестан» (11 мая 2007). Дата обращения: 28 июля 2012. 5 августа 2012 года.
  12. Владимир Каинский от 1 августа 2011 на Wayback Machine // Вечерний Новосибирск , 13.03.2007
  13. от 18 октября 2009 на Wayback Machine // Ислам.ру
  14. . Дата обращения: 29 июня 2010. 3 апреля 2010 года.
  15. от 14 июля 2014 на Wayback Machine // Ислам.ру
  16. Абу Мусаб ас Сури. Боевая программа.
  17. Дата обращения: 1 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  18. от 9 июня 2013 на Wayback Machine // Добаев И. П. , Немчина В. И. от 16 марта 2013 на Wayback Machine / Под ред. А. В. Малашенко . — Ростов н/Д: Ростиздат, 2005.
  19. Гавров С. Н. от 7 марта 2016 на Wayback Machine : Учебное пособие. — М.: МГУКИ , 2003. — 86 с.
  20. Ronen A. Cohen. Revolution Under Attack: The Forqan Group of Iran / Palgrave Macmillan; 2015.
  21. от 22 ноября 2009 на Wayback Machine // Newsru.com
  22. Борщев Вадим от 27 июля 2010 на Wayback Machine // (англ.)
  23. от 22 января 2010 на Wayback Machine // Newsru.com
  24. Садик Дж. Аль-Азм [world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml Что такое Исламизм?]
  25. Коваленко Юрий от 19 декабря 2013 на Wayback Machine // Известия , 24.01.2006 ( от 14 июня 2008 на Wayback Machine )
  26. Степанова Е. А. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни // Индекс безопасности. — 2007. — Т. 13 , № 1 (81) . — С. 90 . — ISSN .
  27. «National Counterterrorism Center». (англ.) // «2011 NCTC Report on Terrorism». — 2011. 13 января 2013 года.
  28. . Дата обращения: 24 апреля 2017. 4 ноября 2016 года.
  29. . tass.ru. Дата обращения: 31 октября 2023.
  30. от 23 мая 2013 на Wayback Machine // MIGnews.com , 14.01.2004 г.
  31. Млечин Л. М. от 16 мая 2013 на Wayback Machine // ТВЦентр , 2007
  32. от 19 декабря 2013 на Wayback Machine // MIGnews.com , 10.03.2008 г.
  33. от 7 января 2012 на Wayback Machine // Седьмой канал , 23.06.2005 г.
  34. от 7 января 2012 на Wayback Machine // Седьмой канал , 22.02.2002 г.
  35. от 19 декабря 2013 на Wayback Machine // MIGnews.com , 21.12.2011 г.
  36. от 7 января 2012 на Wayback Machine // Седьмой канал , 05.10.2003 г.
  37. от 7 января 2012 на Wayback Machine // Седьмой канал , 18.01.2004 г.
  38. Юршина Марина // Gzt.ru , 25.01.2011 г.( от 19 декабря 2013 на Wayback Machine ), ( от 31 января 2011 на Wayback Machine )
  39. от 19 декабря 2013 на Wayback Machine // MIGnews.com , 18.04.2007 г.
  40. от 20 октября 2011 на Wayback Machine // Седьмой канал , 19.10.2011 г.
  41. . 23 сентября 2015 года. // Официальный сайт Антитеррористического центра СНГ
  42. . Газета.ru (11 марта 2016). Дата обращения: 7 ноября 2023.

Ссылки

Источник —

Same as Исламский терроризм