Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Жорж Шателе́н , также Шатлен , Шателлен ( фр. Georges Chastelain или Chastellain , 20 марта 1405 , или 1415 , Алст — 20 марта 1475 , Валансьен ) — бургундский хронист и поэт, придворный историограф герцогов Филиппа Доброго и Карла Смелого . Автор «Хроники событий моего времени» ( фр. Chronique des choses de mon temps ), охватывающей события 1417—1474 годов и являющейся ценным источником по истории Столетней войны и франко-бургундских отношений. Представитель школы французских поэтов, приверженцев вычурных форм, грецизмов и латинизмов , получившей название « Великие риторики » .
Родился во Фландрском графстве в городе Алст (совр. провинция Восточная Фландрия ) , в семье Жана Шателена ( фр. Jean Chastellain ) и Мари де Мамин ( фр. Marie de Masmines ), имена которых встречаются в городских документах под 1425 и 1432 годами . Семья принадлежала к фламандской знати, предки отца, выходцы из городского патрициата Гента , судя по фамилии, были бургграфами и кастелянами города , мать происходила из знатной семьи Мамин .
Сам он, в зависимости от поставленной цели, или конкретного контекста , называл себя то «истинным французом» ( фр. léal François ) или «французом по рождению» ( фр. François de naissance ), то «фламандцем, человеком с болот, где пасут овец, невеждою с заплетающимся языком, обжорою, деревенщиной, запятнанным телесными недостатками тех мест, откуда он родом» ( фр. homme flandrin, homme de palus bestiaux, ygnorant, bloisant de langue, gras de bouche et de palat et tout enfangié d’autres povretés corporelles à la nature de la terre ), нарочито выставляя напоказ свою «крестьянскую неотесанность» и «свой грубый язык» ( фр. sa brute langue ) . Известно датированное 1465 годом письмо, подписанное его именем на французский лад .
Сохранившаяся в Валансьене копия эпитафии Шателену свидетельствует, что он умер 20 марта 1475 года в возрасте 70 лет, что вызывает сомнения, поскольку сам он писал, что в 1430 году был в Лёвене школяром, и потому плохо помнит о происходивших там событиях. Поэтому дату его рождения исследователи нередко сдвигают к 1415 году .
Очевидец и активный участник Столетней войны , он получил у современников прозвание «Искателя приключений» ( фр. L’adventureux ) . Получив в 1432 году в Лёвенском университете степень магистра искусств , поступил на службу к герцогу Бургундии Филиппу Доброму , которым награждался за военные заслуги, но после заключения в 1435 году Арасского мира отошёл от ратных дел, перейдя на дипломатическое поприще.
Около 10 лет (1435—1446) провёл во Франции на службе у Карла VII , где сначала сблизился с камергером Жоржем де Ла Тремуем , а затем вошёл в окружение , бывшего в то время сенешалем Пуату , который привлёк его для установления отношений между королём и герцогом Бургундии .
После того как в 1440 году Филипп Добрый поддержал восстание французской знати, известное как Прагерия , и предоставил убежище опальному дофину Людовику , положение Шателена, сумевшего к тому времени обзавестись влиятельными покровителями, сделалось шатким, и через несколько лет он вынужден был вернуться в Бургундию .
Будучи осведомлённым во французских делах, выполнял различные дипломатические поручения бургундского двора до 1455 года , когда ушёл на покой, вероятно, по состоянию здоровья, получив пожизненный пенсион и пристанище во дворце графов Геннегау Саль-ле-Конт ( фр. Salle-le-Comte ) в Валансьене .
В 1455 году назначен был придворным историографом , или ( фр. Indiciaire ) , букв. «записывателем» или «хроникёром», с обязанностью составлять официальную летопись важнейших событий, а именно, по его собственным словам, «облечь в форму хроники примечательные факты, достойные памяти, свершившиеся ранее и те, что свершаются и будут свершаться впредь» .
В 1457 году стал членом герцогского Совета. В 1460 году окончательно обосновался в Валансьене , где работал над своей хроникой, периодически отлучаясь для выполнения различных поручений сначала Филиппа Доброго , а затем его преемника. Не позднее 1463 года получил в помощь секретаря Жана Молине , продолжившего после его смерти исторические труды.
Герцог Карл Смелый , покровитель наук и литературы, своим указом 2 мая 1473 года сделал его кавалером Ордена Золотого Руна .
Умер в Валансьене в 1475 году , 13 февраля (по данным казначейских счетов) или 20 марта (согласно эпитафии) .
Имел незаконнорождённого сына, который в 1524 году преподнёс экземпляр сочинения своего отца императору Карлу V , получив за это 120 ливров .
Основной труд Шателена «Хроника событий моего времени» ( фр. Chronique des choses de mon temps ) охватывает историю Бургундии , Франции , Фландрии и Англии , начиная с 1419 года, с убийства Жана Басстрашного , и прерываясь на описании осады Нойса в 1474 году . Составлялась она, по-видимому, в жанре всеобщей хроники, по образцу сочинения Фруассара . До нас дошло не более одной трети её текста, хотя исследователи не оставляют попыток найти недостающие отрывки в собраниях Габсбургов в Вене или Мадриде .
Участие Шателена в военных кампаниях в юности сделало его ценным свидетелем событий Столетней войны , а долгая дипломатическая карьера способствовала глубокой осведомлённости во всех тонкостях европейской дипломатии своего времени. Прожив немало времени при французском дворе, и ещё дольше прослужив двору Бургундскому, Шателен имел доступ не только ко многим документам, но и обзавёлся необходимыми связями и знакомствами, что немало способствовало мастерскому изображению современных ему исторических персонажей, в котором порой заметны не только некоторый психологизм, но и элементы сатиры .
В то же время, индивидуальные характеристики его нельзя считать полностью объективными, что проявляется, к примеру, в описании, с одной стороны, французских покровителей вроде Жака Кёра , или бургундских героев вроде герцога Карла или «доброго Рыцаря без страха и сомнения» Жака де Лалена , а с другой, Жанны д’Арк , любовницы Карла VII Агнессы Сорель и Людовика XI .
иВвиду недостаточной сохранности труда Шателена, не всегда возможно точно установить его нарративные источники, среди которых, несомненно, могут быть « Большие французские хроники », хроники Жана Шартье , Ангеррана де Монстреле , его продолжателя Матьё д’Эскуши . Помимо них, он активно пользовался административной документацией, приказами, ордонансами , распоряжениями, стекавшимися в Валансьен, а также перепиской, которую он вёл со своими информаторами, в первую очередь Жильбером де Ланнуа , Жаном Лефевром де Сен-Реми , Гийомом Фийатром , Оливье де Ламаршем , Филиппом де По , Филиппом де Круа и др . Ламарш , сам по себе известный историк и мемуарист, называет Шателена «самым знаменитым из всех историографов», отмечая, что в отличие от него самого, писавшего главным образом на основе лично увиденного, тот, сидя у себя в комнате, занимался собиранием и тщательным изучением стекавшихся к нему отовсюду письменных документов, будучи, в современном понимании, «кабинетным учёным» .
Среднефранцузский язык сочинения Шателена испытал явное влияние поэтической школы « Великие риторики », к которой принадлежал сам автор. Нидерландский историк культуры Йохан Хёйзинга в своём труде « Осень Средневековья » (1919) называет его стиль «тяжеловесным», отмечая, однако, основательность его в освещении фактов. По его словам, Шателен, «этот почтительно трепещущий… помпезный Полоний » , «столь же падкий на иллюзии в нравственной области, сколь и наивный в политическом отношении, признавая высокие достоинства аристократии, оставляет третьему сословию лишь незначительные и не более чем рабские добродетели» .
«В обычае Шателена», — пишет Хёйзинга, — «с эпической сдержанностью» живописать события явно легендарного характера, как, например, историю о том, как Карл Смелый , будучи ещё не герцогом, а графом Шароле , попав в опалу у своего отца, был лишён им всех доходов и бенефиций и вынужден, собрав всех своих слуг, призвать их его оставить, после чего преданная челядь дружно возопила о том, что желает поголовно остаться со своим господином и, если понадобится, вместе с ним умереть, а прослышавшие об этом местные дворяне тут же одолжили графу немалые деньги . В то же время, при описании, к примеру, кровавого судебного поединка в Валансьене между горожанами Жакотеном Плувье и Магюо (1455), сквозь «импозантный облик придворного» в Шателене неожиданно «проступает грубый фламандец» .
По словам новейшего французского историка Столетней войны Жана Фавье , ставя, подобно своим современникам, «настоящий талант на службу династическому величию того, кому служил», Шателен «ещё пытается быть непредвзятым» .
У современников Шателен завоевал большую популярность благодаря своим поэтическим и малым прозаическим сочинениям, мало изученным до сих пор. Среди них выделяются: трактат «Храм Бокаччо» ( фр. Le Temple de Boccace ), посвящённый Маргарите Анжуйской , в котором он упоминает знакомых ему французских вельмож вроде Жака Кёра и Жиля де Ре , хроника Нормандии ( фр. Chronique de Normandie ), поэма «Зерцало знатных домов Франции» ( фр. Le Miroir des nobles hommes de France , 1457), эпитафия «На смерть короля Карла VII» ( фр. La Mort du roy Charles VII , 1461), «Обращение к герцогу Карлу» ( фр. L'advertissement au duc Charles , 1467), наряду с традиционными наставлениями, содержащее элементы политического трактата , и книга «Восхваление подвигов и славных деяний герцога Филиппа, который называл себя великим герцогом и великим львом» ( фр. Déclaration de tous les hauts faits et glorieuses adventures du duc Philippe de Bourgogne, celuy qui se nomme le grand duc et le grand lyon ), носящая характер панегирика .
Две его пьесы , «Смерть герцога Филиппа» ( фр. Mort du duc Philippe ) и «Пероннский мир» ( фр. Paix de Péronne ), преподнесённые в 1468 году Карлу Смелому, носят политический и морально-дидактический характер . Также ему приписывают «Книгу деяний Жака Лалена» ( фр. Le Livre des faits De Jacques Lalaing , 1470), жизнеописание вышеназванного бургундского рыцаря, неоднократного победителя на турнирах , автором которой, скорее всего, является Жан Лефевр де Сен-Реми .
Известны четыре рукописи хроники Шателена, сохранившиеся в собраниях Национальной библиотеки Франции ( Париж ), Британской библиотеки ( Лондон ), Библиотеки Лауренциана ( Флоренция ) и муниципальной библиотеки Арраса , но ни одна из них не содержит её полного текста. Большинство манускриптов, содержащих его поэтические произведения, находятся в фондах Национальной библиотеки Франции, Британской библиотеки, Королевской библиотеки Бельгии в Брюсселе , Королевской национальной библиотеки Нидерландов в Гааге , а также муниципальных библиотек Берна , Руана , Гренобля , Шантийи и др .
Из-за незавершённости хроники, а также в силу политических соображений, в течение веков после смерти автора она не публиковалась, и лишь в 1827 году её отрывки, найденные в Париже, Брюсселе и Аррасе, сумел издать Жан Александр Бюшон . Их использовал уже, наряду с мемуарами Коммина и Ламарша , известный историк и дипломат Проспер де Барант в четвёртом издании своего многотомного труда «История герцогов Бургундских дома Валуа» ( фр. Histoire des ducs de Bourgogne de la maison de Valois , 1364—1477. — T. I—XIII. — Quatrième edition. — Paris, 1826).
В 1863—1866 годах они переизданы были вместе с другими его произведениями в 8-ми томах бельгийским историком Кервином де Леттенхове для Королевской брюссельской академии ( фр. Academie royale de Belgique ).
Выдержки из хроники Шателена, посвящённые Орлеанской Деве , публиковались также Жюлем Кишра в его 5-томном труде «Процесс осуждения и оправдания Жанны д’Арк» ( фр. Procès de condamnation et réhabilitation de Jeanne d’Arc , 1841—1849).