Медный всадник (поэма)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Медный всадник» — балет в 3-х актах 13 картинах с прологом композитора Рейнгольда Глиэра на либретто Петра Аболимова по одноимённой поэме Александра Пушкина . Премьера спектакля в постановке Ростислава Захарова и оформлении Михаила Бобышова состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета 14 марта 1949 года. Главные партии исполнили Константин Сергеев ( Евгений ), Наталия Дудинская ( Параша ), Алла Шелест ( Царица бала ), дирижировал .
Через три месяца спектакль был перенесён Захаровым на сцену Большого театра . Премьера состоялась 27 июня 1949 года, главные партии исполняли Владимир Преображенский ( Евгений ), Ольга Лепешинская ( Параша ), Марина Семёнова ( Царица бала ), Александр Радунский ( Пётр I ), дирижировал Юрий Файер .
«Гимн Великому городу» из этого балета является официальным гимном Санкт-Петербурга .
Композитор Рейнгольд Глиэр задумался о написании балета по пушкинской поэме в конце 1930-х годов, тогда же появились и черновые наброски музыки. В 1941 году театровед Пётр Аболимов создал сценарий спектакля, который представил руководству Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова — он был одобрен, но началась Великая Отечественная война , и к дальнейшей работе тогда не приступили.
Осенью 1944 года композитор вернулся к балету и сочинил основные музыкальные темы. Окончательный вариант либретто он получил от Аболимова только в 1946 году, вместе с официальным заказом театра на музыку к балету. Либреттист значительно расширил историю, описываемую в поэме , введя в балет различных персонажей, заимствованных из других пушкинских произведений: « Домик в Коломне », « Арап Петра Великого », «Родословная моего героя». Постановка спектакля планировалась к 150-летию со дня рождения Пушкина , широко отмечавшемуся в СССР в 1949 году .
В начале осени 1947 года Глиэр получил от постановщика балета Ростислава Захарова детально разработанный композиционный план, с изложением действия, а также длительностью и характером музыки. В 1948 году партитура была готова и Захаров приступил к постановке балета. По его словам:
«Медный всадник»" — произведение историческое и философское. Только советскому балетному театру с его сложившимися реалистическими традициями и опытом создания глубоко содержательных балетов, с его первоклассными кадрами исполнителей, владеющих искусством выразительного танца, могла оказаться посильной такая задача.
— Ростислав Захаров .
В 1950 году Рейнгольд Глиэр за музыку к балету «Медный всадник» получил Сталинскую премию I степени.
Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» в обработке Григория Корчмара — в 2003 году стал официальным гимном Санкт-Петербурга .
Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века и осенью 1824 года, когда 7 (19) ноября 1824 года произошло самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.
Премьера прошла 14 марта 1949 года. Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров , художник-постановщик Михаил Бобышов , дирижёр-постановщик . Действующие лица:
Премьера прошла 27 июня 1949 года. Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров , художник-постановщик Михаил Бобышов , дирижёр-постановщик Юрий Файер . Действующие лица:
Спектакль прошёл 109 раз, последнее представление состоялось 19 марта 1962 года. В репертуаре Московской балетной школы сохранилась лишь вариация Царицы бала.
Премьера состоялась 31 марта 2016 года на второй сцене Мариинского театра в рамках открытия XVI фестиваля балета « » . Хореография Юрия Смекалова , художник-постановщик — Андрей Севбо, художник по костюмам — Татьяна Ногинова, дирижёр — Владислав Карклин. Партии исполняли:
Премьера состоялась 25 и 26 марта 2023 года на сцене Астраханского театра оперы и балета . Хореография Юрия Клевцова , художник-постановщик, художник по костюмам — Олег Молчанов, дирижёр-постановщик — Валерий Воронин . Партии исполняли: