Козьма Индикоплов
- 1 year ago
- 0
- 0
Козьма (Косма) Пражский ( лат. Cosmas Pragensis , чеш. Kosmas ; около 1045 — 21 октября 1125 , Прага ) — чешский священник и дипломат, декан пражского собора Святого Вита , первый известный хронист и основоположник историографии Чешского государства.
Происходил из рыцарского рода; его прадед, по его собственным словам, в годы разрухи в королевстве Польском уведён был оттуда в плен в Чехию князем Бржетиславом I и осел в Праге или её окрестностях, поступив к последнему на службу. Версия о польских корнях хрониста, однако, оспаривалась уже в XIX веке его издателями и Вацлавом Томеком, заметившими, что употреблённый им в отношении своего предка термин «прародитель» ( лат. attavus ) мог означать просто пожилого наставника духовного звания и, сверх того, встречается всего в двух рукописях его труда .
В ранней молодости Козьма, получив начальное образование в Праге , по-видимому, отправился в Париж , где познакомился с античными классиками, а с 1075 года изучал грамматику и диалектику у мастера Франка Кёльнского (1058—1080) , преподававшего в школе при кафедральном соборе Святого Ламберта в Льеже , благодаря чему приобрёл изысканный литературный слог .
По возвращении на родину сумел завоевать благосклонность епископа Пражского Яромира (Гебхарда) (1067—1090), одного из сыновей Бржетислава , возможно, став его секретарём . Поддерживал епископа Яромира в борьбе с богослужением на славянском языке, сторонником которого выступал старший брат последнего князь Вратислав II (1061—1092), ставший в 1085 году первым королём Чехии, но из-за конфликта с пражским духовенством перенёсший свою резиденцию в Вышеград и основавший там независимый католический капитул Св. Петра и Павла .
Около 1086 года в свите германского императора Генриха IV Козьма посетил Германию, в 1092 году Мантую в Италии, затем в 1094 году отправился в Майнц , а в конце 1090-х годов — в Венгрию . 11 июня 1099 года рукоположён был в священники в венгерской столице Эстергоме , по возвращении в Прагу став членом местного соборного капитула . В 1110 году получил должность декана пражского собора Св. Вита , которую, по-видимому, занимал вплоть до самой своей смерти, наступившей 21 октября 1125 года .
Подобно многим представителям современного ему чешского духовенства, Козьма не соблюдал целибат и был женат на некой Божетеше (ум. 1117) , от которой имел, как минимум, одну дочь и одного сына — Йиндржиха Здика , бывшего в 1126—1150 годах епископом Ольмюцким .
« Чешская хроника » ( лат. Chronica Boëmorum ) Козьмы Пражского была начата им около 1119 года и состоит из трёх книг, излагающих события с сотворения мира до 1125 года. Она содержит богатый и разнообразный материал и является ценным источником по истории Чехии.
Книга первая, помимо хроники Регино Прюмского (нач. X в.) , основана главным образом на устных преданиях и содержит немало мифов , включая рассказ о праотце Чехе , легендарном князе Кроке , его дочери Либуше и зяте Пржмысле Пахаре , основавшем династию чешских правителей , а также описание правления первого исторического князя и крестителя Чехии Борживоя I (872—894) и его ближайших потомков, включая внука Вацлава Святого (924—936). Пространно и образно излагая начала чешской государственности, Козьма выступает ещё не столько историком, сколько писателем и поэтом, допуская не только массу неточностей и домыслов, но и нередко вкладывая в уста описываемых персонажей целиком вымышленные речи .
Книга вторая, материалом для которой послужили, в числе прочего, древние пражские анналы , охватывает 1038—1092 годы и наиболее подробно описывает деяния князя-полководца Бржетислава I (1034—1055) и первого чешского короля Вратислава I (1061—1092). Используя не слишком надёжные источники, Козьма допустил в ней ряд ошибок, в частности, назвав отцом супруги Бржетислава княгини Йитки Бабенбергской её старшего брата Оттона , герцога Швабии . Книга третья, описывающая на основании личных воспоминаний автора и доступных ему документов современные ему события 1092—1125 годов, является наиболее ценной для историков. Она открывается рассказом о безвременье, наступившем в Чехии после смерти короля Вратислава, недолгого правления его брата Конрада I и тирании старшего сына Бржетислава II (1092—1100), открывшего гонения на евреев , ведьм , чешских язычников и славянскую церковную службу. Кратко описав правление среднего сына Вратислава Борживоя II (1100—1107) и его преемника Святополка , Козьма переходит к восстановительной политике третьего сына Вратислава князя Владислава I (1109—1117, 1120—1125), сумевшего укрепить государство, защитить церковь и прекратить все смуты в стране.
Позднейшие продолжатели хроники Козьмы довели изложение событий чешской истории до 1283 года .
«Чешская хроника» Козьмы Пражского, пропагандировавшая идею добровольной передачи народом власти Пржемыслу и его венценосным потомкам, пользовалась широкой известностью в кругу образованных чешских феодалов XII столетия. Так, князь Зноемский Конрад II распорядился расписать по её мотивам ротонду в своём замке фресками с портретами Пржемысловичей .
Исторический труд Козьмы, наряду с «Повестью временных лет» Нестора Летописца и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима , имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Сохранилось не менее 17 его рукописей , датированных XII—XVII веками и находящихся ныне в собраниях библиотеки Национального музея в Праге, Архива Пражского града, Австрийской национальной библиотеки в Вене , Баварской государственной библиотеки в Мюнхене , Саксонской земельной библиотеки в Дрездене , Земельной библиотеки Бадена в Карлсруэ , библиотеки Альбертина Лейпцигского университета , и др .
Впервые хроника была напечатана в 1602 году в Ганновере немецким историком и юристом Марквардом Фреером, издавшим её по Страсбургской рукописи XIII века не полностью, с изложением событий до 1086 года. В переизданиях 1607 и 1620 годов Фреер опубликовал все три её книги, опираясь на более исправный Стокгольмский список. В 1728 году хронику выпустил в Лейпциге учёный-энциклопедист Иоганн Буркхардт Менке под редакцией профессора , включив её в первый том «Scriptores rerum Germanicarum», а в 1783 году издали чешские филологи Франтишек Пельцль и Йозеф Добровский , использовавшие уже шесть её рукописей .
Критическое издание хроники уже по 13 спискам подготовил в 1851 году немецкий историк и педагог Рудольф Кёпке , включивший её в IX том «Памятников германской истории» . В 1854 году хронику опубликовал в 166 томе « Patrologia Latina », с разночтениями по нескольким рукописям, но и немалым количеством ошибок, учёный французский аббат Жак Поль Минь , а в 1874 году выпустили в Праге во втором томе «Источников истории Чехии» ( лат. Fontes rerum Bohemicarum ) вышеназванные Й. Эмлер и В. Томек. Заново выверенное по новым спискам издание её подготовлено было в 1923 году моравским историком-архивистом Бертольдом Бретхольцем для новой серии Monumenta Germaniae Historica . Оно послужило источником для первого полного русского перевода хроники, осуществлённого в 1962 году научным сотрудником Института славяноведения АН СССР Генрихом Эдуардовичем Санчуком.