Interested Article - Евангелие от Марка

Евангелие от Марка ( др.-греч. Ευαγγέλιον κατά Μάρκον , лат. Evangelium secundum Marcum ) — вторая книга Нового Завета и второе из четырёх канонических Евангелий. Самое короткое из четырёх Евангелий. В Новом Завете следует после Евангелия от Матфея и перед Евангелиями от Луки и Иоанна .

Содержание и композиция

Евангелист Марк. Миниатюра из Лоршского Евангелия

Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа , Сына Божия. Евангелие от Марка наиболее краткое среди четырёх Евангелий. По многим фрагментам оно пересекается с Евангелием от Матфея , однако излагает некоторые события из жизни Иисуса более кратко и в другом порядке. Обращено Евангелие к христианам из язычников — по сравнению с Евангелием от Матфея в тексте присутствуют объяснения иудейских обычаев и географии Палестины , а также намного более редки ссылки на Ветхий Завет . Митрополит Сурожский Антоний писал о нём:

Слог евангелиста Марка замечательно живой и выразительный. У него часто встречается выражение «тотчас» или «немедленно». Трудно допустить, чтобы можно было сочинить такой чистосердечный рассказ; он носит на себе печать правдивости, в чём всё больше и больше мы убеждаемся по мере изучения его.

Только в этом Евангелии приведён эпизод о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле, и когда один из воинов схватил его за одеяло, то, вырываясь из рук воина, он оставил одеяло в его руках, и убежал совершенно нагой ( , ). По преданию, этот юноша и был сам евангелист Марк.

Начинается Евангелие с проповеди ближайшего предшественника (согласно Евангелиям) Иисуса Христа Иоанна Крестителя , особое внимание евангелист уделяет чудесам и проповедям Спасителя , рассказ о которых, по его замыслу, должен укрепить веру обращённых язычников. Значительное внимание уделено последним неделям жизни Христа ( — , то есть почти половина книги). Стиль книги — живой и динамичный . Греческий язык Евангелия от Марка — не литературный, а скорее разговорный, в нём присутствуют семитское влияние и отдельные латинизмы . Только в Евангелии от Марка упоминаются два чуда, совершённые Христом — исцеление глухого косноязычного ( ) и исцеление слепого в Вифсаиде ( ); а также две притчи — о посеве и всходах ( ) и об ожидании хозяина дома ( ).

Авторство

Первая страница Евангелия от Марка в рукописном Евангелии IX века из аббатства ( Германия )

В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора также не содержится, однако древнее церковное предание считает таковым Иоанна Марка , апостола из числа 70 , ученика апостола Петра Первом послании апостол Пётр называет Марка сыном своим — указание на то, что он был обращён самим Петром). Апостол Марк фигурирует в Деяниях апостолов . С раннехристианских времён в Церкви считалось, что главным источником Евангелия были воспоминания апостола Петра, Марка называли его истолкователем. Папий Иерапольский , живший в начале II века , по свидетельству церковного историка IV века Евсевия Кесарийского , сообщал следующее:

Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку. Евсевий Кесарийский, «Церковная история»

Об авторстве Марка и тесном влиянии на него рассказов Петра писали Климент Александрийский , Ириней , Ориген , Тертуллиан и многие другие раннехристианские деятели.

Время и место создания

Время создания достоверно установить невозможно. Сторонники традиционной точки зрения вслед за Августином полагают, что Евангелие от Марка создано вторым после Евангелия от Матфея . Некоторые же современные исследователи считают, что Евангелие от Марка создано первым. По этому вопросу «первые обоснованные гипотезы стали появляться лишь во 2-й пол. XVIII в.» . Большинство исследователей сходится в том, что оно написано раньше Евангелий от Луки и Иоанна . Наиболее вероятное время создания книги — 60—70-е годы I века . По версии Евсевия Кесарийского , Евангелие написано в 43 году . Наиболее вероятное место создания Евангелия от Марка — Рим. В её пользу говорят свидетельства Папия Иерапольского , Климента и Иринея. В Евангелии от Марка присутствует ряд латинизмов (центурион, легион, динарий), отсутствующих в Евангелии от Матфея. По мнению св. Иоанна Златоуста , книга написана в Александрии .

Подлинность

Против подлинности Евангелия не было серьёзных возражений, за исключением стихов 9—20 последней 16 главы ( ), носящих, по мнению большинства критиков, печать позднейшего происхождения (конца ІІ века). По свидетельству Евсевия , Иеронима и других, Евангелие от Марка в их время заканчивалось словами: «потому что боялись», то есть 8 стихом главы . Заключительных стихов нет в синайском и ватиканском манускриптах.

Современные исследования

Евангелие от Марка было предметом обширной экзегетической и критической литературы. Согласно гипотезе двух источников , Евангелие от Марка, наряду с источником Q , послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки : «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка еще какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» .

По утверждению антиковеда Мортона Смита , из 10 главы Евангелия по указанию Климента Александрийского был изъят эпизод воскрешения Иисусом некоего юноши (в Евангелии от Иоанна он назван Лазарем). В обнаруженной Смитом (англ.) , которую он назвал перепиской Климента с Феодором конца ІІ века, цитируется этот фрагмент

Переводы

См. также

Примечания

  1. Гатри, Д. Глава 3. Раздел IX // = New Testament Introduction. 25 апреля 2016 года.
  2. . www.pravenc.ru . Дата обращения: 23 декабря 2022. 23 декабря 2022 года.
  3. James R. Edwards, от 23 октября 2013 на Wayback Machine , The Pillar New Testament Commentary, Wm. Eerdmans 2002, p. 9.
  4. R. T. France, The Gospel of Mark: A Commentary on the Greek text , NICNT, Wm. Eerdmans, 2002, p. 39
  5. Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М.: Политиздат , 1980. — 198 с.
  6. Smith M. London: Gollancz, 1974

Литература

Источник —

Same as Евангелие от Марка