Тематикой своих произведений Погодин всегда откликался в духе социалистического реализма на актуальные в тот или иной момент проблемы развития Советского Союза; его пьесы свидетельствуют о незаурядном драматургическом даровании писателя, но по качеству все они очень различны. <…> Погодин в 1955 написал пьесу «Сонет Петрарки» (1956), ставшую его вкладом в дело либерализации советской литературы; в ней автор требует признания человека независимым от его общественной или профессиональной функции, прав личности на неприкосновенность её духовного мира без контроля партии; показана здесь и гнусность доносительства.
В 1934 году была поставлена пьеса «Аристократы», ставшая популярной.
После проведения в 1936 году показательного
первого Московского процесса
официальная идеология от исправления заблуждавшихся граждан резко перешла к беспощадному искоренению врагов, поэтому из репертуара убрали и пьесу Погодина
.
Варлам Шаламов
указывал, что полностью ложная государственная политика «перековки» и перевоспитания
блатных
(блатарей) была популяризована в том числе и этой пьесой, и потому «один
Костя-капитан
перевоспитался, а десять тысяч блатных вышли из тюрем раньше времени и совершили двадцать тысяч убийств и сорок тысяч ограблений». Вот цена, которую заплатили за «Аристократов» и «Дневник следователя»
Шейнина
.
Спектакль «Третья патетическая», поставленный в 1958 году М. Кедровым (художник — Л. Батурин), явился новым этапом в решении ленинской темы. В пьесе, по словам Погодина, была изображена «труднейшая пора в истории советского государства: 1923—1924 годы, нэп, период сложного и напряженного положения в партии. Острая политическая обстановка в стране усугублялась тяжелой неизлечимой болезнью Ильича. Все это определяло трагедийное звучание произведения, трагический пафос драмы. Отсюда родилось и название — «патетическая»
.
Своеобразным вкладом в «оттепельную литературу является пьеса «Сонет Петрарки» (1955). Главный герой, начальник строительства плотины Суходолов, произносит знаменательные слова:
«...классовую ненависть я считаю чувством святым и достойным. Но теперь у нас враждебных классов действительно нет. Спрашивается, кого же ненавидеть? Есть негодяи, отребье, воры… они достойны разве что презрения, а иногда и сожаления. Я ведь говорю сейчас о большой ненависти. Кого я должен ненавидеть в своей стране? Может быть, пора учиться любить…»
В Ростовской области учреждена премия им. Николая Погодина (Ростовской областной организацией «Союз журналистов России», отмечает лучшие работы сотрудников газет, радио и телевидения)
.
Издания
Простые анапесты о рабочем. Павловский Посад, изд. автора, 1927
Трилогия: Человек с ружьем, Кремлёвские куранты, Третья патетическая. М., «Художественная литература», 1969. Серия: «Библиотека произведений удостоенных Ленинской премии»
Собрание драматических произведений. В 5-ти тт., 1960—1961
= Lexikon der russischen Literatur ab 1917 /
В. Казак
; [пер. с нем.]. —
М.
: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-8334-0019-8
.
. — С. 322.
Илья Венявкин
. Погодин. «Аристократы» // Курс № 24. Русская литература XX века. Сезон 3 //
Arzamas
.
В. Шаламов.
от 25 марта 2017 на
Wayback Machine
// Очерки преступного мира. 1959 [опубл. в 1989].
МХАТ к 75 летию часть 3 (МХАТ и советская драматургия)
от 29 июля 2017 на
Wayback Machine
.
Иванян Э. А.
Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. —
ISBN 5-7133-1045-0
.
(неопр.)
Дата обращения: 16 июля 2018.
17 июля 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 ноября 2018.
26 ноября 2018 года.
Литература
Погодин Н. Ф. Собрание драматических произведений в пяти томах. М., Искусство, 1960—1961.
Погодин Н. Ф. Собр. соч., т. 1—4, М., 1972—73.
Погодин Н. Ф. Театр и жизнь, М., 1953.
Погодин Н. Ф. Искать, мыслить, открывать, М., 1966.
Погодин Н. Ф. Неизданное, т. 1—2, М., 1969.
Погодин Н. Ф. Автобиографическая заметка // Советские писатели, т. 2, М., 1959.
Юзовский Ю.
Вопросы социалистической драматургии. М., 1934.
Гурвич А. Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон. М., 1936.
Гурвич А. В поисках героя. Л.—М., 1938.
Зайцев И., Николай Федорович Погодин, М.—Л., 1958.
Быкова Ф. М. Драматургическая трилогия Н. Погодина о Ленине. Л.-М., 1960.
Рудницкий К. Портреты драматургов. М., 1961.
Попов А. Д.
Воспоминания и размышления о театре, М., 1963.
Явчуновский Я. И.
Театр Николая Погодина. Проблемы характера. Саратов, 1964.
Анастасьев А., Трилогия Погодина о Ленине на сцене. М., 1964.
Караганов А., Огни Смольного, М., 1966.
Холодов Е., Пьесы и годы. Драматургия Н. Погодина, М., 1967.
Слово о Погодине. Воспоминания, М., 1968.
Потапов Н., Живее всех живых. Образ В. И. Ленина в советской драматургии, М., 1969.
Ссылки
Погодин Н. Ф.
от 15 сентября 2016 на
Wayback Machine
. — М.; Л.: Искусство, 1948.