Бори́с Ка́уфман
(
фр.
Boris Kaufman
или
Kaufmann
, имя при рождении
Бори́с А́белевич Ка́уфман
,
24 августа
1903
,
Белосток
,
Гродненская губерния
,
Российская империя
—
24 июня
1980
,
Нью-Йорк
,
США
) — французский и американский кинооператор и кинорежиссёр, брат советских кинематографистов
Дзиги Вертова
и
Михаила Кауфмана
.
Биография
Сын книготорговца Абеля Кушелевича Кауфмана и Хаи-Эстер Рахмиелевны Гальперн, заключивших брак в Белостоке в 1894 году. Отец владел книжным складом и двумя магазинами — в Белостоке и
Киеве
, который был также содержателем и попечителем городской публичной библиотеки
. Учился в
санкт-петербургской
школе. Когда началась
Первая мировая война
, Кауфманы уехали в Киев, затем перебрались в
Могилев
. После 1917 года вместе с родителями уехал из России в
Польшу
, а затем во
Францию
. Борис учился в
Гренобле
, потом перебрался в Париж, где стал студентом
Сорбонны
, а после окончания университета начал работать в кино, сначала документальном, затем и в игровом, вначале был вынужден снимать рекламные и коммерческие фильмы. Свои первые фильмы (это были короткометражки) он снял в
1928 году
.
Снял все фильмы
Жана Виго
. Кауфмана, вынужденного в процессе съёмок фильма «
Ноль за поведение
» продать свою камеру, не испугали экономические трудности, и он продолжил работу с Виго, снимая «
Аталанту
» киноаппаратом, который прислал ему из СССР Дзига Вертов. В связи с болезнью режиссёра самостоятельно снял последние планы его единственного полнометражного фильма «
Аталанта
». Кауфман писал по поводу этой картины: «Работу с Виго никогда не забудут те, кто участвовал в этой лихорадочной, полной импровизаций работе. Мы использовали все – солнце, туман, снег, сумерки. Работа велась днем и ночью...»
. Также снял несколько лент
Димитрия Кирсанова
, работал с
Абелем Гансом
,
Кристианом-Жаком
,
Марком Аллегре
и др.
С началом
Второй мировой войны
ушёл на фронт. После поражения
Франции
эмигрировал в
США
, преподавал в
Торонто
в киношколе, где сотрудничал как кинодокументалист с
Джоном Грирсоном
, а в
1942
вновь переехал в
США
, где снимал документальные фильмы и до начала 1950-х перебивался случайными заработками, работая над научно-популярными и малобюджетными игровыми картинами. Впоследствии постоянно работал с
Элиа Казаном
и
Сидни Люметом
, По мнению последнего: «...Борис Кауфман был превосходным оператором-постановщиком, наверное, лучшим из всех, кого я видел, самым артистичным из всех, и я восхищаюсь им».
Кроме того, он сотрудничал с
Джоржем Роем Хиллом
(«Мир Генри Ориента», 1964),
Жюлем Дассеном
(«Начеку», 1968),
Отто Премингером
(«Скажи, что ты любишь меня, Джуни Мун», 1970). Снял экспериментальный «Фильм» по сценарию
Сэмюэла Беккета
(
1964
, в главной роли
Бастер Китон
). После
1970
больше не работал в кино, так как его имя прочно ассоциировалось с чёрно-белым кино.
Признание
Борис Кауфман был удостоен премий «
Оскар
» и «
Золотой глобус
» за операторскую работу в фильме
Элиа Казана
«
В порту
» (
1953
) и номинирован на «Оскар» за фильм «
Куколка
» (
1956
, по сценарию
Теннесси Уильямса
). В
2002
в России вышли два документальных фильма о братьях Кауфман: «
Дзига и его братья
»
Евгения Цымбала
и «Все Вертовы»
Владимира Непевного
(оператором обоих был
Александр Буров
).
Фильмография
-
1927
— Les Halles centrales (документальный, режиссёр и оператор)
-
1928
— Елисейские поля / Champs-Élysées (док., реж. Жан Ло)
-
1928 — Марш машин / La marche des machines (короткометражный, реж.
)
-
1928 — 24 heures en 30 minutes (док., реж. Жан Ло)
-
1929
—
По поводу Ниццы
/ À propos de Nice/Nizza (док., реж.
Жан Виго
)
-
1929 — Les Halles (док., реж.
, Борис Кауфман, Ф. Р. Линдт)
-
1930
— L'équipe/L'étoile du nord (реж. Жан Ло)
-
1931
— Taris, roi de l’eau (док, реж.
Жан Виго
)
-
1931 — La vie d’un fleuve: La Seine (док., реж. Жан Ло)
-
1932
— Le mile [de Jules Ladoumègue] (док., реж. Жан Ло)
-
1933
—
Ноль по поведению
/ Zéro de conduite (короткометражный, реж.
Жан Виго
)
-
1933 — Le client du numéro 16 (короткометражный, реж. Жан Мами)
-
1933 — Une vilaine histoire (короткометражный, реж.
Кристиан-Жак
)
-
1933 — Le chemin du bonheur (реж. Жан Мами)
-
1933 —
Аталанта
/ L’Atalante (реж.
Жан Виго
)
-
1934
— Le Père Lampion (реж.
Кристиан-Жак
)
-
1934 — Zouzou (реж. Марк Аллегре)
-
1934 — Perfidie (короткометражный, реж.
)
-
1934 — Torture (короткометражный, реж.
)
-
1934 — Lui.. ou.. elle (короткометражный, реж.
)
-
1935
—
/ Lucrèce Borgia (реж.
Абель Ганс
)
-
1935 — Les berceaux (короткометражный, реж.
Димитрий Кирсанов
)
-
1935 — La fontaine d’Aréthuse (короткометражный, реж.
Димитрий Кирсанов
)
-
1935 — Jeune fille au jardin (короткометражный, реж.
Димитрий Кирсанов
)
-
1935 — Quand minuit sonnera (реж. Лео Жоаннон)
-
1936
— Le petit chemin (короткометражный, реж. Д. Б. Морис)
-
1936 — L’homme sans coeur (реж. Лео Жоаннон)
-
1936 — Oeil-de-Lynx, détective (реж.
)
-
1936 — On ne roule pas Antoinette (реж. Поль Мадё)
-
1937
— Золушка / Cinderella (реж. Пьер Карон)
-
1937 — Êtes-vous jalouse? (реж. Анри Шомет)
-
1937 — Les hommes sans nom (реж. Жан Валле)
-
1938
— Fort Dolorès (реж. Рене Ле Энафф)
-
1938 — Les gaietés de l’exposition (реж
)
-
1938 — Le veau gras (реж. Серж де Полиньи)
-
1939
— Sérénade (реж. Жан Буайе)
-
1943
— [Toscanini,] Hymn of the Nations (музыкальный, реж. Александр Хаммид, Ирвин Лернер)
-
1944
— A Better Tomorrow (док., реж. Александр Хаммид)
-
1945
— Capital Story (док., реж. Хенвар Родакевич)
-
1945 — The Southwest/Land of Enchantment (док., реж Хенвар Родакевич)
-
1946
— Journey Into Medicine (док., реж. Уиллард ван Дайк)
-
1947
— The Lambertville Story (музыкальный, реж. Роберт Бловелт)
-
1948
— Terribly Talented (док., реж.
и Уиллард Ван Дайк)
-
1948 — Osmosis (док, реж. Уиллард Ван Дайк)
-
1950
— Preface to a Life (короткометражный, реж. Уильям С.Резник)
-
1950 — The Tanglewood Story (музыкальный, реж. Ларри Мэдисон)
-
1951
— The Gentleman in Room 6 (короткометражный, реж. Александр Хаммид)
-
1952
— Леонардо да Винчи / Leonardo da Vinci (док., реж.
Лучано Эммер
и Энрико Грас)
-
1952 — And the Earth Shall Give Back Life (док, реж. Виктор Юргенс)
-
1953
—
В порту
/ On the Waterfront (реж.
Элиа Казан
)
-
1954
— Garden of Eden (реж. Макс Носсек)
-
1954 — Within Man’s Power (док, реж. Никлас Уэбстер)
-
1955
— Singing in the Dark (реж. Макс Носсек)
-
1955
— A Family Affair (док., реж. Ирвин Джейкоби)
-
1955 — Patterns (реж.
Филдер Кук
)
-
1956
—
Куколка
(реж.
Элиа Казан
)
-
1956 — Crowded Paradise (реж.
и Бен Грейдас)
-
1956 —
12 разгневанных мужчин
(реж.
Сидни Люмет
)
-
1958
— Home Again (док., реж. Ирвин Джейкоби)
-
1958
—
Такая женщина
(реж.
Сидни Люмет
)
-
1959
—
Из породы беглецов
(реж.
Сидни Люмет
)
-
1960
—
Великолепие в траве
/ Splendor in the Grass (реж.
Элиа Казан
)
-
1962
—
Долгий день уходит в ночь
/ Long Day’s Journey Into Night (реж.
Сидни Люмет
по драме
Ю.О’Нила
)
-
1963
— Gone Are the Days! (реж. Никлас Уэбстер)
-
1963 — All the Way Home (реж. Алекс Сигал)
-
1963 — The World of Henry Orient (реж.
Джордж Рой Хилл
)
-
1964
—
Ростовщик
/ The Pawnbroker (реж.
Сидни Люмет
)
-
1964
—
Фильм
/ Film (короткометражный, реж.
, по сценарию
С.Беккета
)
-
1965
—
Группа
/ The Group (реж.
Сидни Люмет
)
-
1968
—
Прощай, Брейверман
/ Bye Bye Braverman (реж.
Сидни Люмет
)
-
1968
— The Brotherhood (реж.
Мартин Ритт
)
-
1968 — Up Tight! (реж.
Жюль Дассен
)
-
1969
—
/ Tell Me That You Love Me, Junie Moon (реж.
Отто Премингер
)
Примечания
-
(англ.)
— 1990.
-
↑
Deutsche Nationalbibliothek
Record #138411948 //
(нем.)
— 2012—2016.
-
Bibliothèque nationale de France
(фр.)
: платформа открытых данных
— 2011.
-
Запись о рождении 24 августа 1903 года доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org. Отчество записано как «Абел
о
вич» (так же и у старшего брата). Родители — Абель Кушелевич Кауфман и Хая-Эстер Рахмиелевна Гальперн.
-
.
Музей ЦСДФ
.
из оригинала
20 января 2021
. Дата обращения:
29 июня 2017
.
-
Жан Виго. —
М.
: «Искусство», 1979. — С. 216.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|