Interested Article - Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани

Таджудди́н Абу́ль-Фатх Муха́ммад ибн Абдул-Кари́м аш-Шахраста́ни ( араб. أبو الفتح الشهرستاني ‎; 1075 , , Хорасан 1153 , ) — шафиитский богослов и факих , историк религии и историко-философских систем .

Родился на севере Хорасана в городе Шахрастан в 1075 году. Образование получил в Нишапуре и Гургандже . Много путешествовал, активно участвовал в теологических диспутах, но вместе со славой приобрёл и порицание за приверженность к аргументации философов и доктринам исмаилитов . Около 1116 г. Шахрастани в течение трёх лет преподавал в медресе ан-Низамийа .

Учение и наследие

Философские позиции аш-Шахрастани невозможно определить однозначно. С одной стороны, он принадлежал к ашаритам (обстоятельно ашаритская доктрина изложена им в его труде Китаб нихайат аль-икдам фи илм аль-калам — «Предел отваги в науке калама») ; с другой — он симпатизировал исмаилитам , о чём свидетельствуют как его ученики и проповеди, так и некоторые его труды. В частности, таковым является трактат Китаб аль-мусара’а («Борьба»), направленный против Ибн Сины . Шахрастани дискутирует с Ибн Синой по семи метафизическим вопросам, изложенным в его трудах. Шахрастани приводит мнение Ибн Сины, опровергает его и даёт собственное видение вопроса. Идеи и терминология, которую при этом использует Шахрастани, заимствованы у исмаилитов .

Аш-Шахрастани — автор многочисленных трудов. До наших дней дошло упоминание свыше десяти его трактатов, среди которых «Ясные пути и доказательства», «Хроника мудрецов», «Сомнения Аристотеля и Ибн Сины и опровержение их», «О неделимой частице» и др. Самое известное произведение аш-Шахрастани — Китаб аль-милал ва-н-нихал («Книга о религиях и сектах»), написанное в 1127 г. Этот труд доксографического характера, посвящённый описанию различных сект (в их числе — и различных философских учений в рамках калама ) и их истории, носит выраженный историко-философский характер и является уникальным источником сведений о первых шагах философской рационалистической мысли в исламе .

Помимо этого, заслуга Шахрастани состоит в том, что он определил главные теологические проблемы и положил их в основу своей систематизации известных сект и философских доктрин. В отличие от книги аль-Багдади а ль-фарк бэйн аль-фирак («Различия между сектами»), также посвящённой исламским сектам, Шахрастани стремился избегать полемики и концентрировался преимущественно на дескриптивном и вполне логичном изложении материала .

Публикации сочинений

  • Аш-Шахрастани Мухаммад ибн Абд, ал-Карим. Книга о религиях и сектах / Пер. с араб., введ. и коммент. С. М. Прозорова. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. Ч. 1. Ислам.
  • Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим аш-Шахрастани: / пер. С. М. Прозорова // Ишрак : ежегодник исламской философии: 2011, № 2. М.: «Восточная литература», 2011, с. 150—188.

Примечания

  1. // М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
  2. <<aš->>Šahrastānī, Muḥammad Ibn ʿAbd al-Karīm //
  3. Ислам. Энциклопедический словарь. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2 — с.297-298.
  4. Вольф М. Н. от 7 марта 2012 на Wayback Machine . Учебное пособие / Новосиб. гос. университет. Новосибирск, 2008. — с. 80, 82.
  5. от 22 мая 2012 на Wayback Machine в Новой философской энциклопедии.

Литература

Ссылки

  • в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии РАН
  • : Учебное пособие / Новосиб. гос. университет. Новосибирск, 2008. 152 с.
  • Wolfson H. A. The Philosophy of the Kalam. Harvard University Press, 1976. 810 p.
Источник —

Same as Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани