Interested Article - Хариджиты

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Хариджиты ( араб. الخوارج ‎ — вышедшие, возмутившиеся, мятежники‎, также в научной литературе используется наименование хавариджи , что является более точным произношением арабского "оригинального слова") самоназвание — аш-Шурат ( араб. الشراة ‎ — меняющиеся‎) — исламское религиозно-политическое течение , возникшее в ходе Первой фитны (656—661). Первоначально наименование «хариджиты» взяли бывшие сторонники праведного халифа Али , которые в 657 году восстали из-за недовольства его решением провести третейский суд после безрезультатной Сиффинской битвы против основного претендента на халифат Муавии . Согласно хариджитам, судить смертных позволено лишь Богу . Это утверждение в дальнейшем стало их боевым девизом. Али разгромил мятежников в битве при Нахраване год спустя, но течение продолжило своё существование, и в 661 году Али убил Абдуррахман ибн Мулджам , которого принято считать одним из последователей движения.

Этимология

Термин «аль-хава́ридж» использовался как экзоним для обозначения группы людей, которые покинули армию четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба во время первой мусульманской гражданской войны . Арабское слово «الخوارج» означает «вышедшие, возмутившиеся, мятежники» и происходит от слова « араб. خرج ‎ — выходить‎». Во множественном числе этот термин звучит как «аль-хавариджи», однако в литературе укрепилось название «хариджиты» . Самоназванием же группировки было слово «аш-Шурат», «الشراة», то есть «меняющиеся». Они понимали это слово в контексте исламского священного писания и традиционной исламской философии: «те, кто променял земную жизнь на жизнь с Богом » .

Источники

До нашего времени практически не дошло источников , повествующих о хариджитах, которые были бы написаны ими самими. В связи с этим подавляющая часть информации о данном движении известна из источников отделившихся от них ибадитов или являвшихся их противниками других мусульман , в основном из последних, написанных в более поздние периоды. История хариджитского движения в них подверглась изменениям и искажениям во времени . Источников времён праведного халифата в принципе до нас дошло крайне мало, поскольку тогда значительная часть исторических знаний передавалась устно , в связи с чем неизвестно, существовали ли другие источники вообще :6—7 . Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов , писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата .

Источники нехариджитского происхождения делятся на две категории — исторические работы ( хроники ) и ересиографические работы. Первые из них, написанные в более поздние периоды, отражали специфику того времени, когда многие политические и богословские споры, что сопровождали ранний ислам, были уже урегулированы. Как представители ортодоксальных ветвей ислама , суннитские и шиитские авторы смотрели на ранний период истории ислама, в частности на хариджитское движение, через призму такой ортодоксальной точки зрения . Однако таких источников не очень много, и большая часть информации о движении известно их второго типа источников , которые при этом носят явный полемический характер: их авторы склонны изображать своё течение как истинное, в связи с чем они изображают хариджитов с враждебной стороны . И хотя авторы обоих типов работ опирались на более ранние источники как хариджитского, так и нехариджитского толка, большая часть из которых не сохранилась, они видоизменяли их в своих интересах литературными топосами . Они называли хариджитов «сектантами» . В научной литературе под «исламской сектой » понимается группа верующих, которая самостоятельно решает свои вопросы не опираясь и не признавая авторитет халифа и имама . Ряд «сект» также считают необязательным жить по шариату . В частности в них многие описания восстаний хариджитов отображены по общей схеме: сбор представителей течения в определённом месте, назначение/ выборы лидера, который встаёт на своё место с неохотой после уговоров, связанных с его категорическим отказом. После этого он произносит свою трогательную проповедь с заявление о необходимости бороться во имя Бога , и начинается восстание . Отличаются они в основном лишь наличием или отсутствием описания крайнего благочестия, постоянных призывов к войне за веру или крайней жестокости . Основываясь на одном из наиболее известных хадисов Мухаммеда о разделении ислама на 73 течения, из которых спасётся лишь один, а остальные будут обречены гореть в аду как отклонившиеся от «нормального пути» , ересиографы были в основном озабочены представлением всех течений помимо своего как отклоняющиеся от нормы со своими еретическими доктринами . Из этой идеи и выросли изменения в истории определённых группировок. Некоторые эпизоды, равно как и некоторые из течений, ересиографы просто выдумали чтобы вписаться в данный хадис . Сообщения различных ересиографов часто путаные и противоречат друг другу. Это делает «реконструкцию действительности» и мотивов хариджитов, свободных от каких-либо дальнейших интерполяций весьма трудной . Историки Ханна-Лена Хагеманн и Питер Веркинден писали, что источники иногда использовали хариджитов в качестве литературного инструмента для решения других вопросов, не связанных с хариджитами, таких как « статус Али , опасность общинных распрей или юридические аспекты восстания» .

Ибадистские источники при описании связанных с хариджитами событий с одной стороны агиографичны и заботятся о сохранении групповой идентичности для чего иногда выдумывают новые события или приукрашивают старые с целью романтизации и возвеличивания ранних восстаний и их лидеров для создания «якорей групповой идентичности» . С другой стороны ибадиты с враждебной точки зрения описывают другие группы, которые отделились от хариджитов . Источники, будь то ибадийские, историографические или ересиографические, не обязательно сообщают о событиях так, как они происходили на самом деле. Они скорее показывают, как их авторы смотрели на эти события, и как хотели бы, чтобы их читатели смотрели на них .

Основными историческими хрониками, авторы которых описывали историю хариджитского движения, являются одни из ранних работ — « » аль-Балазури (ум. 892), «аль-Камиль» аль-Мубаррада (ум. 899), « История пророков и царей » ат-Табари (ум. 923) и « » аль-Масуди (ум. 956). Все эти авторы являлись суннитами . Другими известными историческими источниками, в которых хариджиты рассматриваются в меньшей степени, являются хроники авторства Ибн аль-Асира (ум. 1233) и Ибн Касира (ум. 1373), во многом основанные на «Истории пророков и царей» , которая, наряду с работами аль-Балазури, аль-Масуди и аль-Мубаррада, основана на сочинениях ранних исламских авторов, дошедших до нас обрывочно или лишь в цитатах из других работ: Абу Михнафа (ум. 773), Абу Убайды (ум. 825) и аль-Мадаини (ум. 843) . Вторая (ересиографическая) категория работ представлена сочинениями аль-Мадаини (ум. 843), аль-Ашари (ум. 935), аль-Багдади (ум. 1037), Ибн Хазма (ум. 1064) и аль-Шахрастани (ум. 1153) и других, более мелко и обрывочно повествующих о событиях . Среди сохранившихся ибадитских произведений выделяется ересиографическое сочинение VIII века , который рассматривает все прочие ответвления хариджизма помимо ибадизма как экстремистские группы . Ещё одна работа ибадитская авторства аль-Калхати, написанная в XII веке, подробно описывает события внутри движения, в частности противоречия, которые привели к ответвлениям .

Предводители и лидеры хариджитов

Первыми предводителями хариджитов являются « мухаккимиты », которые выступили против халифа Али , когда он принял решение назначить двух судей для урегулирования конфликта и обсуждения условий мирного соглашения с Муавией . Хариджиты собрались в местности Харура вблизи города Куфа , их руководителями были ‘Абдуллах ибн аль-Кавва аль-Яшкури ат-Тамими, ‘Итаб ибн аль-А’ур, ‘Абдуллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Язид ибн Абу ‘Асим аль-Мухариби и Харкус ибн Зухайр, известный по прозвищу Зу-с-Судайя.

Среди них также находился ‘ Абдур-Рахман ибн Мульджам , который впоследствии убил Али, когда тот совершал утреннюю молитву (это был человек, которого в своё время хвалил сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб . Аз-Захаби в «аль-Мизан» рассказывал о нём: «Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо он убил повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба , желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!»).

Главой иракских хариджитов был Нафи’ ибн аль-Азрак , а самыми свирепыми в своем мятеже против ‘Али были хариджиты Ямамы , во главе которых стояли Наджда ибн ‘Амир , аль-Аш’ас ибн Кайс , Мисар ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайн ат-Таи.

Вероубеждение

Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов . Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба , не признавая Усмана ибн Аффана , Али и всех остальных ( Омейядов , Аббасидов и др.).

Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман ( арабов и неарабов) внутри уммы . Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Проповедовали идею множественности халифов.

Выработали представления о малом и большом грехе . По их мнению, мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному . Также хариджиты внесли в исламское богословие постулат о бесполезности веры без ее подкрепления благочестивыми поступками .

История движения

Возникновение

Около 750 года. Карта А. Е. Крымского

Хариджиты возникли в период ранней исламской истории, когда из-за масштабных завоеваний в Праведном халифате обострилась борьба за власть . Они стали первым в истории течением, представители которого открыло объявили о неповиновении халифам . Эпохой их становления стала первая мусульманская гражданская война , получившая наименование « Первая фитна » ( букв. «Смута» ), масштабный конфликт в основном между четвёртым « праведным халифом » Али ибн Абу Талибом и восставшим наместником Муавией ибн Абу Суфьяном , ставшей следствием убийства третьего халифа, Усмана ибн Аффана .

Избрание халифом Усмана ибн Аффана было сюрпризом для многих жителей халифата, так как он был слабохарактерным человеком, которого многие подозревали в трусости . Но в то же время он был очень богат и заработал значительные суммы. Хотя Усман был верным спутником Мухаммеда со времён Мекки и был предан делу ислама, он происходил из клана Омейядов племени Курайш — группы мекканских семей, к которым принадлежали сам Мухаммед и большинство его выдающихся мекканских спутников . Омейяды были ярыми противниками Мухаммеда во время начала его служения и приняли ислам только после завоевания Мекки в 629/30 году , ближе к его смерти . Мухаммед, а затем Абу Бакр и Умар долгое время пытались склонить Омейядов на свою сторону и включить их в новый порядок, награждая их подарками и важными должностями . Придя к власти, он стал раздавать почётные титулы и владения не ансарам , сподвижникам и завоевателям, а своим родственникам-Омейядам . Помимо непотизма и фаворитизма своих высот в годы его правления достигла коррупция . Кроме того, Усман активно вмешивался во внутренние дела провинций , что в конце концов привело к тому, что большая часть населения халифата воспротивилась его правлению . Египтяне и иракцы осадили халифа в его доме и после череды событий убили. Это событие, ровно как и возведение в сан халифа Али ибн Абу Талиба, вызвало начало гражданской войны . Первыми против Али выступили вдова Мухаммеда Аиша и сподвижники под командованием Тальхи и Зубайра . Они считали избрание недействительным из-за участия в нём убийц Усмана. В ноябре 656 года Али разгромил их в « Верблюжьей битве » . Позже Али осудил наместник Сирии и родственник Усмана Муавия из Омейядов. Он выступил против него, считая, что Али покрывает убийц в лагере, а также что Али соучаствовал в убийстве халифа Усмана (хотя известно, что его сын Хасан оборонял халифа и даже мог быть ранен в ходе осады ). Две армии столкнулись при Сиффине . Битва вскоре зашла в тупик, но Муавия находился на грани разгрома и, нацепив на копья мусхафы , предложил заключить перемирие . Коранисты в армии Али оценили этот жест, восприняв его как обращение к воли Бога , и потребовали от Али прекращения сражения. Вначале он отказался, но под давлением и угрозами применения силы со стороны иракцев из эль-Куфы (известных как «курра», то есть « чтецы Корана ») уступил . Был создан арбитражный комитет, состоящий из представителей Али и Муавии, которому было поручено разрешить спор в соответствии с Кораном и Сунной . Хотя большая часть армии Али приняла соглашение, одна группа шиитов, в которую входили многие представители племени Бану Тамим , решительно возражала против арбитража .

Когда Али возвращался в свою столицу, недовольство началом арбитража в армии усилилось и вырвалось наружу. Группа раскольников численностью до 12 тысяч человек отделилась от армии, поселившись в Харуре недалеко от эль-Куфы, благодаря чему получили своё первое прозвище — «харуриты» . Члены группы считали, что Усман был убит вполне заслуженно из-за кумовства, а не правления в соответствии с шариатом, и считали Али законным халифом, а Муавию — мятежником, заслуживающим кары. Они указывали на один из аятов Корана, говорящий о том, что с мятежником нельзя заключать арбитраж и что с ним следует бороться пока он не признает свою вину : «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» . В связи с этим они отказались от поддержки Али, считая, что согласившись на арбитраж он пошёл против Бога и священной книги, поскольку отверг « единственно верный божий суд » и попытался поставить себя и человеческое суждение выше воли Аллаха, что привело к появлению в рядах хариджитов девиза «Судить дозволено лишь Богу». Так как они стали первым течением, что поставил это в абсолют, в мусульманских рядах они получили прозвище « Мухаккимиты » . Через некоторое время Али посетил Харуру и, убедив перебежчиков отказаться от протеста, вернулся в столицу . По данным Абу Михнафа , они согласились вернуться при условии, что через полгода война с Муавией будет возобновлена, а сам Али при этом признает свою ошибку .

Битва при Нахраване и убийство Али ибн Абу Талиба

Канал Нахраван, 1909 год

Отказавшись денонсировать арбитражное разбирательство, Али в марте 658 года отправил делегацию во главе с Абу Мусой аль-Ашари для проведения переговоров. Мятежники же выбрали своим халифом благочестивого Абдаллаха ибн Вахба ар-Расиби. В связи с этим раскольники решили окончательно оставить халифа и, чтобы избежать обнаружения, разделились на небольшие группы и направились к Нахраванскому каналу на восточном берегу Тигра . Попутно к ним присоединились ещё около 500 человек из Басры . Именно тогда они получили своё прозвище — «хариджиты», то есть «вышедшие, возмутившиеся, мятежники» . После прибытия пополнения из Басры мятежники объявили Али незаконным правителем и вероотступником . В историографии считается, после этого они убили нескольких его сторонников .

День мученической смерти Имама Али . Юсеф Абдинеджад, современный иранский художник.

Арбитраж тем временем пришёл к выводу, что повстанцы убили Усмана незаконно. По ряду существенных вопросов же согласия достигнуть и вовсе не удалось, в связи чем судебный процесс развалился. Али же осудил поведение как своего посла Абу Мусы, так и поведение главного арбитра со стороны Али Амра ибн аль-Аса как не соответствующее Корану и сунне и призвал сторонников к возобновлению боевых действий . Он вновь пригласил хариджитов составить ему компанию в бою с врагом. Они согласились прийти только при условии, что Али покается в содеянном и признает арбитраж ошибкой и действием против Бога. Али отказался и, не видя возможности заключить мир, отправился в Сирию без них . Но по дороге он получил вести об убийстве мирных жителей, а затем и своего посланника, отправленного для расследования произошедшего. Его последователи, опасавшиеся за свои семьи и имущество в Куфе призвали Али разобраться с хариджитами перед наступлением на Муавию . Али согласился и направился к ним. Когда хариджиты отказались выдать убийц, люди Али атаковали врага и нанесли ему тяжёлое поражение при Нахраване в июле 658 года, убив халифа, большинство его сторонников , и около 2400 человек , а ещё 400 ранив и/или взяв в плен . Это событие лишь закрепило раскол, и мятежники по всему халифату продолжили свои восстания против халифа. Уже в годы правления Али халифату пришлось подавить 5 восстаний, в каждом из которых участвовало до 200 человек . Хариджиты настолько яро призывали к месте, что в конце концов один из них убил Али 26 января 661 года в мечети Эль-Куфы .

При власти Муавии

В августе 661 года приходом к власти исконного врага движения, Муавии ибн Абу Суфьяна, закончилась первая фитна. Это событие послужило поводом для нового восстания хариджитов против власти халифов. В строй вернулись и те хариджиты, которые не захотели сражаться с Али при Нахраване и покинули своих лидеров. Под руководством своего нового лидера, Фарва ибн Нафвала аль-Ашджаи из племени Бану Мурра, около 500 человек напали на лагерь Муавии в небольшом местечке недалеко от Эль-Куфы, где Муавия принимал присягу от жителей последней. Последовала битва, в которой хариджитам удалось отбить первую из атак подчинённых Муавии, однако в конце концов битва закончилась не в их пользу: большинство мятежников сложили здесь свои головы . В дальнейшем состоялось ещё 7 восстаний, в которых участвовало меньшее число людей, — от 20 до 400 человек. Их подавил наместник Куфы . Наиболее известным из них стало восстание признанного хариджитами халифом в 663 году Муставрида ибн Уллафы, который с отрядом последователей численностью около 300 человек выдвинулся из Эль-Куфы в Бехрасир . Там его встретил заместитель наместника, которому Муставрида предложил отречься от Усмана и Муавии и осудить их как «привнёсших новшества в религию и отрицавших священную книгу» . Когда он отказался, халиф хариджитов вместо того, чтобы дать противнику прямой бой, решил первоначально истощить и раздробить силы противника, вынудив их броситься за мятежниками в погоню. Хотя Муставрид смог противостоять этому небольшому отряду, он снова бежал в сторону Эль-Куфы, когда прибыла основная часть войск суннитов под командованием Макиля ибн Кайса. Однако хариджитам удалось обойти авангард противника, численностью в 600 человек, и нанести неожиданный удар по основным силам, разбив их. Однако авангард успел вернуться и нанести удар противнику с тыла. В последовавшей сече почти всех мятежников перебили .

Около 663 года куфийский хариджизм был де-факто уничтожен . Лишь в 678 году произошло небольшое восстание последователей Муставрида, которое было легко подавлено .

Дальнейшее развитие

Учение стремительно идеализировалось и радикализировалось. Так, уже в 80-е г. VII в. в Ираке выделилось крыло азракитов , а в восточной Аравии — надждитов . В 20-е г. следующего (восьмого) века в Аравии оформились течения ибадитов и байхаситов , а на территории современного Афганистана — аджрадитов , от которых откололись впоследствии саалабиты . По теологическим мотивам группировки дробились и далее, так что в X веке в разных регионах Халифата существовало около двадцати хариджитских общин.

Единодушно выступая против власти халифов, хариджитские группировки соперничали между собой в теологических вопросах, что не позволило им стать единым оппозиционным движением. Признание неверными всех остальных течений, кроме своего, исключало любые переговоры. Жестокость, с которой хариджиты вели боевые действия, отпугивала от них местное население. Однако для войск в правительственном стане хариджиты не являлись врагами ислама и потому могли находить (и регулярно находили) сочувствие.

Движение хариджитов в 680 / 690-е сопровождалось военными успехами. Наступление азракитов было остановлено только в битве под Рамхурмузом . Однако даже после этой победы весь Южный Иран к востоку от Казеруна оставался подконтролен азракитам. Так, отряды действовали в Южном Иране до 697 г. н. э., а окончательно были разбиты только в 699-м. Параллельно с азракитам в Северный Ирак в конце лета 695 года н. э. вторглись отряды суфритов под командованием , которые были выбиты только в марте 697 г. н. э.

Поражение двух крупнейших и радикальнейших хариджитских мятежей не стало концом движения. Боевые отряды ибадитов действовали в Аравии вплоть до Третьей фитны , где в 747 г. н. э. захватили Мекку и были выбиты лишь в 748 г. Это обстоятельство отвлекало крупные войсковые формирования из Хорасана , где начиналось выступление Аббасидов, и сыграло определённую роль в успешном для них исходе гражданской войны.

В настоящее время ибадиты («умеренные» хариджиты) составляют большинство населения в Омане .

Секты

По аш-Шахрастани :

  • Мухаккимиты
  • Азракиты были одной из наиболее радикальных сект хариджизма. Они считали своим врагом любого, кто отклонялся от их собственного учения.
  • Надждиты
  • Байхаситы — ’ауниты — асхаб ат-тафсир — асхаб ас-суал
  • Аджрадиты — салтиты — маймуниты — хамзиты — халафиты — атрафиты — шуайбиты — хазимиты
  • Саалабиты — ахнаситы — мабадиты — рушайдиты — шайбаниты — ма’лумиты и маджхулиты — бид’иты
  • Ибадиты — хафситы — хариситы — язидиты образовались после заключения частью хариджитов компромисса с Омейядами , что гарантировало им последующую безопасность. В настоящее время являются наиболее многочисленной хариджитской сектой.
  • Суфриты -зиядиты были относительно умеренной сектой, которая переняла у шиитов принцип такия . Они могли скрывать свои убеждения для собственной безопасности, что способствовало их постепенному сближению с ибадитами.

Хариджитские авторитеты

  • Среди ранних хариджитов : Икрима , Абу Харун аль-Абди, Абу аш-Шаса Исмаил ибн Сами.
  • Среди поздних хариджитов : аль-Яман ибн Рибаб (саалабит, затем байхасит), , Мухаммад ибн Харб, Яхья ибн Камиль (ибадит).
  • Хариджитские поэты : Имран ибн Хиттан, Хабиб ибн Мурра — товарищ ад-Даххака ибн Кайса. Джахм ибн Сафван , Абу Марван Гайлан ибн Муслим, Мухаммад ибн Иса Бургус, Абу-ль-Хусейн Кульсум ибн Хабиб аль-Мухаллаби, Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах ибн Шабиб аль-Басри, Али ибн Хармала, Салих Кубба ибн Сабих (Субайх?) ибн Амр, Мувайс (Му’нис?) ибн Имран аль-Басри, Абу Абдуллах ибн Маслама, Абу Абду-р-Рахман ибн Маслама, аль-Фадль ибн Иса ар-Ракаши, Абу Закария Яхья ибн Асфах, Абу-ль-Хусейн Мухаммад ибн Муслим ас-Салихи, Абу Мухаммад Абдуллах ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Халиди, Мухаммад ибн Садака, Абу-ль-Хусейн Али ибн Зайд аль-Ибади, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Каррам, Кульсум ибн Хабиб аль-Муради аль-Басри.

Перечень некоторых трудов, посвящённых критике хариджизма

Из авторов, написавших книги об этой группе, можно упомянуть следующих:

См. также

Примечания

Комментарии

  1. « Религия пророка Мусы (мир ему) разделилась на 71 течение, религия пророка Исы (мир ему) разделилась на 72 течения, а моя разделится на 73 течения, и только одно из них будет на верном пути». У данного хадиса есть много различных вариантов прочтения и перевода :82 .
  2. Исторически термин « фитна » обозначает гражданскую войну или восстание, которое приводит или потенциально может привести к расколу единой мусульманской общины и всего ислама .
  3. Принадлежность Абдуррахмана ибн Мулджама к ранним хариджитам является господствующим в науке мнением . В то же время современные ибадиты считают, что он не был связан с ними, а само убийство Али является его личным решением, о котором лидеры мухаккимитов (ранних хариджитов) не были проинформированы и к которому не имели отношения. По мнению ибадитов, культ почитания убийцы Али возник у поздних и наиболее крайних течений хариджитов, таких как азракиты , которые, по их словам, отошли от «правильного пути». Современные ибадиты, ровно как и сунниты, осуждают поступок Абдуррахмана и настаивают на невиновности глав хариджитов . Существует также мнение, что Абдуррахман был одним из спасшихся в ходе битвы при Нахраване .

Источники

  1. , с. 529; , p. 84.
  2. , p. 15.
  3. , pp. 1—2; , p. 1075.
  4. ↑ .
  5. ↑ .
  6. . : A Thousand Years of Western Myth-Making. — N. Y. : NYU Press , 2003. — 320 p. — ISBN 978-0-8147-7564-6 .
  7. , с. 163.
  8. ↑ , p. 25.
  9. , p. 2.
  10. , p. 3.
  11. ↑ ; , pp. 28—29.
  12. , с. 30, комм. 5.
  13. , p. 122.
  14. , p. 86.
  15. Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества : материалы Республиканской научно-практической конференции (27 октября 2000 г.) (рус.) / ред. А. К. Алиев. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН , 2002. — 301 с. — ISBN 978-5-297-01321-6 .
  16. , p. 28.
  17. . Making and Unmaking a Sect : The Heresiographers and the Ṣufriyya (англ.) // . — Leiden: E.J. Brill, 1992. — Vol. 76 . — P. 75—96 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  18. , pp. 64—65.
  19. , p. 501.
  20. , p. 169.
  21. Lewinstein Keith. The Azāriqa in Islamic Heresiography (англ.) // . — L. : Cambridge University Press, 1991. — Vol. 54 , no. 2 . — P. 251—268 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  22. ; , p. 490.
  23. ↑ , p. 1077.
  24. .
  25. Васильев, Л. С. История религий Востока. — М. : Высшая школа, 1988.
  26. , с. 30.
  27. , p. 3.
  28. / // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by B. Lewis ; & Ch. Pellat . Assisted by J. Burton-Page , C. Dumont and V. L. Ménage . — Leiden : E.J. Brill , 1991. — Vol. 2. — P. 930—931. (платн.)
  29. , с. 529; , pp. 9—11.
  30. , с. 59.
  31. , p. 41; , p. 21; , с. 153—154.
  32. , с. 21; , pp. 11 & 22—23; , p. 41.
  33. , с. 21—22; , pp. 22—23; , p. 41.
  34. , pp. 41—42; , с. 59—60; , pp. 80—81; , с. 156.
  35. , с. 155.
  36. , pp. 61—62.
  37. , с. 30—31; , p. 148.
  38. , с. 31; , p. 155; , p. 63.
  39. , pp. 157—159.
  40. , pp. 135—138.
  41. , с. 31; , s. 3.
  42. , s. 7; , p. 238.
  43. , s. 3; , p. 1074; , p. 238; , с. 31—32.
  44. , S. 3.
  45. , с. 32; , p. 1074.
  46. , S. 4.
  47. , p. 14.
  48. аль-Худжурат ( Кулиев )
  49. / Djebli M. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by P. Bearman ; Th. Bianquis ; C. E. Bosworth ; E. van Donzel & W. P. Heinrichs . — Leiden : E.J. Brill , 2000. — Vol. 10. — P. 107—108. (платн.)
  50. , p. 163; , pp. 248—249; , s. 17.
  51. , pp. 248—249.
  52. , s. 17; , pp. 251—252.
  53. ↑ , pp. 1074—1075.
  54. , p. 163.
  55. , s. 17—18; , p. 48.
  56. , p. 163; , p. 257.
  57. , p. 258.
  58. , p. 259.
  59. / Morony Michael G. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel ; W. P. Heinrichs & Ch. Pellat . Assisted by F. Th. Dijkema (pp. 1—384), P. J. Bearman (pp. 385—1058) and S. Nurit. — Leiden : E.J. Brill , 1993. — Vol. 7. — P. 912—913. (платн.)
  60. , s. 18.
  61. , p. 18; , s. 18.
  62. / // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by H. A. R. Gibb ; J. H. Kramers ; E. Lévi-Provençal ; ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern (pp. 1—330), C. Dumont and R. M. Savory (pp. 321—1359). — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 1. — P. 381—386. (платн.)
  63. / Vaglieri Veccia L. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
  64. . // On Ibadism : [ англ. ] / ed. by . — Hildesheim : Georg Olms Verlag AG, 2014. — 232 p. — (Studies on Ibadism and Oman ; vol. 3). — ISBN 978-3-487-14882-3 .
  65. Алиев Ариф. Коран в России: источник знаний или объект мифотворчества? (рус.) . — М. : Дружба народов, 2004. — С. 74. — 383 с. — ISBN 5-285-01903-6 .
  66. , p. 308.
  67. , p. 52; , p. 495.
  68. ↑ , p. 495.
  69. , pp. 54—56; , s. 20—23.
  70. , S. 21.
  71. , pp. 54—56; , s. 21—23.
  72. , pp. 56—57.
  73. МУХАММАД ИБН АБД АЛ КАРИМ АШ-ШАХРАСТАНИ. ХАРИДЖИТЫ (ХАРИДЖИТЫ, МУРДЖИИТЫ, ВАИДИТЫ) // . от 14 сентября 2015 на Wayback Machine

Источники и литература

Источники

Литература

Русский
Английский
Немецкий
  • Wellhausen Julius . Die religiös-politischen Oppositionsparteien im alten Islam : [ нем. ] . — B. : , 1901. — 99 S. — (Abhandlungen der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen / Philosophisch-historische Klasse ; Bd. 5/2). — OCLC .

Ссылки

Same as Хариджиты