Буддизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм , являются Бурятия , Тыва , Калмыкия , Республика Алтай и Забайкальский край . Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге , Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг , к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады .
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай , которое в 698 — 926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая , Кореи и Маньчжурии , исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны .
Также имеются следы буддизма в эпоху империи чжурчженей Цзинь (1115–1234). В ХV веке при китайской династии Мин в низовьях Амура «на скале Тыр были построены несколько буддийских храмов: храм Юннин-сы в честь бодхисаттвы Гуань-инь (1413 г.) и др. Однако буддийская проповедь не встретила поддержки приамурских жителей. Храмы вскоре были разрушены».
Как живая традиция буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века , когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
С XVII века тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии , — сюда его принесли монгольские и тибетские ламы , по-видимому, спасавшиеся от политических событий у себя на родине. Известно, что только в 1712 году в поселения селенгинских бурят прибыло сто монгольских и пятьдесят тибетских лам .
Ко времени установления российско-китайской границы по Кяхтинскому договору 1727 года буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества.
В 1741 году буддизм в Российской империи получил косвенное признание благодаря распорядительному указу, изданному местным сибирским органом власти от лица верховного монарха. Сам указ носил по большей части ограничительный характер (он фиксировал количество буддийских монастырей и лам) и не являлся официальным признанием буддизма в Российской империи, но в то же время давал некоторые привилегии ламам и «фактически легитимировал буддийское духовенство». Как отмечает историк , представляется наиболее вероятным, что указ был написан в период регентства Анны Леопольдовны , а сведения о том, что указ был издан от лица Елизаветы Петровны , являются «либо ошибочными, либо обусловленными политической конъюнктурой» .
В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья . Это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России.
В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на Земле.
Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.
В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва ), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трёх тысяч лам и послушников.
В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана , 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.
В 30-е годы, в «пятилетку безбожия» правительство СССР предприняло меры, направленные на борьбу и с буддизмом. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована. Храмы разрушались, священные изображения и книги уничтожались.
Таким образом, к концу 30-х годов с буддизмом в СССР, как одной из официальных религией, было покончено.
В 1930—1932 годах часть монгольского буддистского духовенства участвовала в Монголии крупных народных восстаниях против власти МНРП ( Хубсугульское восстание , восстание Тугсбуянтского , Улангомского и Буданчийского монастырей). В 1932 году Сталин был вынужден прекратить в МНР проведение прокоммунистического «левого курса», вызвавшего недовольство народа, чтобы прекратить восстания .
Частичное возрождение буддизма в СССР началось в 1945 году , после поражения Японии в Советско-японской войне , когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан , а в 1946 году правительством СССР было принято « », в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР.
В период конца 1960-х начала 1970-х годов сформировалась и стала известной община Бидии Дандарона , в которую, кроме бурятов, вошли буддисты многих национальностей. Исповедание буддизма в данной общине формально не нарушало принцип свободы совести конституции СССР . Но государственные органы готовы были терпеть только буддистов, являвшихся по национальности тувинцами, бурятами и калмыками. К новым буддистам прочих национальностей государственные органы относились резко негативно, видя в них опасность и вред, и такие буддисты вынужденно находились в подполье вплоть до конца 1980-х годов .
В 1972 году Б. Дандарон был арестован и обвинён в «организации буддийской секты». Вместе с ним были арестованы его четверо учеников, у остальных взяли подписку о невыезде. В 1974 году Дандарон умирает в лагере в возрасте 60 лет.
В общей сложности он провёл в заключении около 18 лет, в том числе по обвинению в шпионаже на Японию в 1937 году.
Через 30 лет в Бурятии был создан и освящён посвящённый Дандарону мемориальный субурган . Лозунгом Дандарона стал призыв «Тантра на Запад!», а учениками Дандарона, в дальнейшем формировавшими собственные школы, были многие русские, украинцы и жители Прибалтики .
В июне 1988 -го года в Ленинграде прошла первая встреча подпольных русских буддистов с учителем Бакулой Ринпоче . В том же месяце он в Иволгинском дацане даровал посвящение класса ануттара-йога тантры — дженанг «Тайной практики Дамдина » русским буддистам, а в 1990 году провёл первую проповедь в возвращённом буддистам Буддийском храме .
Последующая либерализация религиозной политики властей СССР и РФ позволила российским буддистам различного происхождения выйти из подполья и открыто заниматься религиозной деятельностью. В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов и велось строительство ещё нескольких.
В 1996 году был принят новый Устав, в соответствии с которым было переименовано в Буддийскую традиционную Сангху России (БТСР). БТСР является членом Всемирного братства буддистов . БТСР является одной из буддийских общин России, наряду с рядом других . БТСР также является правопреемником Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ), существовавшего в период СССР . Также была создана и действует централизованная религиозная организация «Центральное духовное управление буддистов», не являющаяся правопреемником организации ЦДУБ в СССР. Она объединила в себе некоторые буддийские религиозные организации, общины и центры Бурятии, Калмыкии, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Помимо БТСР и ЦДУБ, базирующихся на Бурятии, в России действуют другие территориально-ориентированные централизованные буддийские организации — « Объединение буддистов Калмыкии » и « Объединение буддистов Тувы ». В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует. Кроме того, действуют централизованные организации разных буддийских традиций — тхеравады, дзэн, школ тибетского буддизма и пр.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Наличие трёх буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX — начале XX века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ.
В университетах Санкт-Петербурга , Москвы, Казани, Харькова , а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В. П. Васильева ( 1818 — 1900 ), Ф. И. Щербатского ( 1866 — 1942 ), Е. Е. Обермиллера ( 1901 — 1935 ) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для учёных всего мира. При активном содействии ведущих буддологов и поддержке царского правительства бурятский лама Агван Доржиев (духовный наставник и посол Далай-ламы XIII) в 1915 году построил Буддийский храм в Санкт-Петербурге .
В 1930-е годы наступил период гонений как на буддизм, так и на буддологию. Почти на два десятилетия в России прекратились буддологические исследования.
Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х годов. Бидия Дандарон смог в семидесятые годы организовать среди учёных-буддологов небольшую буддийскую группу, против которой начался судебный процесс. В 1972 году Дандарон был осуждён, и власти стали относиться к буддологии с большой подозрительностью.
Вместе с тем, дзен (чань-буддизм), как прежде всего эстетическое направление, стал популярен уже к середине 70-х годов, особенно в кругах интеллигенции, ленинградской и московской. Этому во многом способствовала мода на Западе тех лет, современное искусство, музыка фильмы, творчество таких известных авторов как Дж. Д. Сэллинджер и Джек Керуак. Работы Д. Т. Судзуки, Алана Уотса и других авторитетов были относительно доступны в самиздате. Академия Наук издавала классическую литературу в этой области, чань-буддизм продолжал оставаться в сфере исследования современной буддологии, а популярность дзен до начала 80-х не воспринималась властями как «опасность», в силу своего узко элитарного характера.
В 1989 году создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки идёт быстрее.
В 1997 г. БИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН) .
В
Бурятии
,
Калмыкии
,
Туве
,
Санкт-Петербурге
восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя.
В России буддизм обретает популярность среди русских и других народов.
В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада , несколько направлений махаяны , в том числе японский дзэн , корейский сон и практически все школы тибетского буддизма .
В настоящее время число последователей дзэн в России очень невелико, как и число общин дзэн. В то же время воздействие дзэн в культурных и идейных сферах в некоторых случаях заметно. Дзэнской школой, имеющей наибольшее число последователей в России, является корейская школа Кван Ум .
Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.
18 — 19 мая 2009 года в Москве впервые в России прошёл форум «Дни традиционного российского буддизма». Участие в этом мероприятии приняли представители Бурятии , Калмыкии и Тувы . В рамках форума состоялся диалог различных школ буддизма , практикующих буддистов и представителей российской буддологической школы. Форум проходил в Международном Центре-музее имени Н. К. Рериха .
В 2020 году проектом Probudda размещена карта буддийских храмов и центров России, согласно которой (по данным на 14.10.2023) на территории России находятся 368 буддийских организаций, включая храмы (дацаны, хурулы), буддийские дхарма центры, образовательные, культурные центры, а также фонды буддийской направленности.
В 2023 году в Республике Бурятии прошел первый в России Международный буддийский форум «Традиционный буддизм и вызовы современности». Организатором форума выступили Буддийская традиционная Сангха России , Правительство Республики Бурятии , при поддержке Фонда Росконгресс. Участниками форума стали более 600 человек из 13 стран, в том числе из Индии, Китая, Монголии, а также Бурятии и регионов России. В завершающий день форума участники выпустили следующее обращение:
Обращение участников Международного буддийского форума «Традиционный буддизм и вызовы современности»
Мы, участники Международного буддийского форума, выражаем свое единство в стремлении разделить наши знания, опыт и устремления к достижению мира и согласия как единственно верному выбору человечества во имя его общего лучшего будущего. Мы собрались вместе, чтобы открыто обсудить актуальные проблемы современности и буддизма, с его богатыми традициями и учениями, которые продолжают вдохновлять и преображать жизни миллионов людей по всему миру. Мы глубоко признательны российским организаторам Форума, Бурятии и Буддийской традиционной сангхе России за благородную инициативу по созданию пространства понимания и диалога, проникнутого буддийским духовным опытом. Форум стал площадкой для объединения людей различных культур, национальностей и религиозных школ, которые разделяют общую приверженность к поиску добра и истины. Мы становимся свидетелями и участниками замечательного обмена идеями, учениями и практиками буддизма, которые происходят на этой площадке. Благодаря вашему усердию и преданности, мы имеем возможность обогатить понимание буддийского учения и основ применения его принципов в повседневной жизни. Мы осознаем, что буддизм простирается за пределы национальных границ и культурных различий. Наш форум позволил нам встретиться с людьми из разных стран и традиций, а также подтвердил нашу веру в единство и взаимосвязь всех живых существ.
Мы глубоко ценим возможность устанавливать новые связи и развивать сотрудничество с таким разнообразным и вдохновляющим сообществом. Мы также осознаем важность изучения, сохранения и продолжения уникальных традиций и наследия буддизма. Мы призываем обратить особое внимание на развитие программ образования в области науки и этики для обеспечения безопасного и процветающего мира и вопросам воспитания молодежи на основе истинных духовных ценностей, чтобы буддийская мудрость и практика оставались доступными для будущих поколений. Во время наших дискуссий и обмена мнениями, мы пришли к осознанию важности сотрудничества и взаимной поддержки в нашем стремлении к миру и благополучию всех живых существ. Мы призываем все буддийские организации и практикующих по всему миру объединиться, чтобы расширить наши усилия в содействии гармонии, пониманию и состраданию. Мы обращаемся ко всем лидерам стран и конфессий, ко всем людям доброй воли объединить наши усилия для построения безопасного, справедливого и процветающего мира на нашей планете.
С пожеланиями всеобщего мира и благополучия! Да хранят вас Три Драгоценности – Будда, Дхарма и Сангха!
В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии , Забайкальского края, Калмыкии , Тувы . Численность этнических буддистов данных регионов составляет около 900 тысяч человек . В последние десятилетия буддийские общины возникли в Москве , Санкт-Петербурге , Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма. Число буддистов в данных городах, согласно опросам, составляет около 1 % их жителей. Такой же процент составляет число буддистов в масштабе всей страны . Численность российских буддистов, выполняющих практику, составляет не более 500 тысяч человек .
Российские власти признают буддистское духовенство и в некоторых случаях оказывают ему содействие. По состоянию на 1 января 2011 года в системе ФСИН официально действовали 9 дуганов и 6 молитвенных комнат для буддистов .
Названия и места написаны на тувинском языке
Названия написаны на алтайском языке
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|