В буддизме
трехчастная модель мира, традиционная в индуизме, обычно заменяется на «три сферы»
(
тридхату
) буддийского психокосмоса
:
сфера желаний (санскр. кама-дхату) — область грубого чувственного опыта обычных существ
: богов (
дэва
) сферы чувственного, полубогов (
асура
), людей, животных, голодных духов (
прета
), существ ада (
нарака
)
;
сфера форм (санскр. рупа-дхату) — тонкий план существования, соответствующий первым четырем
дхьянам
; этот уровень бытия населен богами (
дэва
), тела которых состоят из тончайшей светоносной субстанции, позволяющей им испытывать возвышенные ментальные состояния
;
сфера не-форм (санскр. арупа-дхату) — план существования, соответствующий пребыванию в четырех высших состояниях
сосредоточения
(
самапатти
)
; в этом состоянии пребывают боги (
дэва
) сферы не-форм, не имеющие ни физических, ни ментальных тел, и представляющие собой чистые сознания
.
Каждая из этих трёх сфер подразделяется на миры, которых 32. Буддийский философ и комментатор текстов
Буддхагхоса
в «Висуддхимагге», рассматривая
тридхату
, пишет о 1000 миров «со своими солнцами и лунами». Данные многочисленные миры являются результатом кармического опыта существ, разнообразие которого стремится к бесконечности
.
История
Деление Вселенной на три мира восходит ещё к
брахманической религиозной традиции
. В ней, однако, Вселенная делилась на четыре региона (мира), она помимо перечисленных включала в себя ещё и вечную святящуюся эссенцию (
акаша
).
Примечания
Лепехов С. Ю.
Трилока / Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 694. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
↑
Лысенко В. Г.
Дхату / Фидософия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 321. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
↑
Лысенко В. Г.
Трилока / Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 694. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.