Interested Article - Феодосий Печерский

Феодо́сий Пече́рский (ок. 1008 или ок. 1036 — 3 мая 1074) — монах Русской Церкви XI века, один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря . Святой Русской православной церкви , Российской грекокатолической церкви и Украинской грекокатолической церкви , почитаемый в лике преподобных . Ученик преподобного Антония Печерского , автор поучений . Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Киево-Печерской лавры и источник Феодосия на территории лавры.

Общецерковное празднование Феодосию Печерскому было установлено в 1108 году .

Ныне в православии память преподобного Феодосия совершается:

В католицизме память совершается 16 мая .

Источники по биографии

Житийная икона XVII века

О жизни Феодосия подробно рассказывает его обширное житие, написанное монахом того же монастыря преподобным Нестором и включающее как легендарные житийные мотивы, так и действительные факты биографии преподобного. Существуют различные датировки написания Жития: 1080-е годы (исходя из описания ряда событий произведение было написано не позднее 1088 года ) или начало XII века. Житие Феодосия является древнейшим русским агиографическим произведением . Вошло в Киево-Печерский патерик и в его составе начиная с XV века получило широкое распространение в древнерусской книжности . Биографические сведения о святом имеются также в « Повести временных лет » в статьях 1051, 1073 и 1074 годов. В статье 1091 года рассказывается о перенесении его мощей , в статье 1108 года о внесении его имени в синодик для поминовения. Сведения о биографии святого читаются и в Киево-Печерском патерике .

Жизнеописание

Родился в городе Василёве (под Киевом ) в состоятельной семье . Его отец, принадлежавший к военному сословию, по повелению князя был переведён в Курск , где прошло детство и юность преподобного. Отец умер, когда Феодосию было 13 лет. Будучи с детства набожным, Феодосий носил вериги и мечтал о монашестве . Своим благочестием и смирением вызывал гнев матери. Мать Феодосия в его Житии описана как благочестивая, но в то же время властная и суровая . Она борется со стремлением сына «датися» Богу (посвятить себя Богу). Отрок терпеливо сносил побои матери и глумление сверстников .

В 1055—1056 годах или около 1056 года Феодосий ушёл из дома от радостей и соблазнов мирской жизни . Вместе с паломниками он направился в Киев, пытался принять постриг в киевских монастырях, но везде получал отказ из-за своего молодого возраста. Узнав о святом Антонии , Феодосий пришёл к нему и принял постриг. Пострижение по указанию Антония совершил Никон Печерский либо сам Антоний . Вместе с Никоном и Антонием он поселился в пещере. Феодосий стал одним из создателей Киево-Печерского монастыря.

Киево-Печерский монастырь . Миниатюра из Радзивилловской летописи , XV век

Феодосий был рукоположён в иеромонаха , а в 1062 году или в начале 1060-х годов избран игуменом Киево-Печерской монастыря (вторым после Варлаама ). В период игуменства в 1060—1062 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря , куда и переселились все его насельники числом около ста. По инициативе Феодосия Печерского был принят первый устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава , список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. Под руководством и по инициативе Феодосия были возведены многие монастырские строения. При нём было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы ( Успенский собор , завершён в 1078 году). Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской лавры .

Основную часть паствы Феодосия составляло монашество, но он был пастырем и мирян . Одним из его духовных чад был киевский князь Изяслав Ярославич . Предание, зафиксированное Житием, свидетельствует об их очень близких духовных отношениях . Феодосий участвовал в политической жизни Киева. Отличающийся необычайным смирением , он, однако, решительно выступил против князя Святослава Ярославича , свергнувшего своего брата Изяслава в 1073 году .

Согласно Житию, Феодосий творил многие чудеса . Прославился своим аскетизмом , носил ветхое , которое, по словам составителя его жития Нестора , «сияло на нём как честная багряница царская». Перед Великим постом Феодосий обычно уходил в затвор на всю Четыредесятницу ради сосредоточенной молитвы и покаяния . Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи засыпали землёй, и братия монастыря общалась с ним только по крайней нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или воскресенье .

Преставление преподобного Феодосия. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни . Перед смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена .

Мощи

В 1090 или 1091 году игумен и братия лавры решили, что тело Феодосия необходимо перенести в заложенную им перед смертью Успенскую церковь, которая была освящена только в 1089 году. За три дня до праздника Успения монахи начали раскапывать могилу, и были обнаружены нетленные мощи Феодосия, как повествует Нестор — «власы только притяскли к голове». Торжественное перенесение мощей преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей. Во время монгольского нашествия мощи Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время.

Почитание и канонизация

Феодосий Печерский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В 1108 году имя Феодосия Печерского было внесено в синодик Русской церкви, что означало его фактическую канонизацию .

В память Феодосия Печерского освящены 11 церквей и часовен в России и на Украине .

Феодосий является также местночтимым католическим святым в Украинской грекокатолической церкви и в Римско-католической церкви в России и на Украине .

Литературное наследие

Феодосию приписывалось более двадцати произведений , но с достаточным основанием можно считать его автором только двух посланий князю Изяславу Ярославичу , шести или восьми поучений и одной молитвы.

Произведения Феодосия имели большое распространение. Его послания к Изяславу и поучения «о хождении к церкви и о молитве» известны в сербской литературе . Всё это говорит о популярности творчества святого . Поучения инокам и поучения князю, первоначально обращённые к конкретным лицам, со временем благодаря рукописной традиции стали поучениями для всех православных .

Послания князю Изяславу

Первое послание князю Изяславу («Въпрошание Изяславле князя, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Феодосья Печеръскаго монастыря») известно в двух списках конца XIV — начала XV века и XV века ). Содержит наставления по поводу поста и представляет собой ответ преподобного на вопрос князя Изяслава, можно ли по воскресным дням есть мясо. А. А. Шахматов , А. И. Лященко , Г. П. Бельченко и некоторые другие сомневались в авторстве Феодосия и относили авторство Феодосию Греку (середина XII века ). По мнению О. В. Творогова , характер вопроса свидетельствует о создании памятника именно в ранний период истории русского христианства. Оба списка указывают Феодосия как автора и Изяслава Ярославича как адресата послания.

Тому же князю адресовано другое послание («Слово святаго Феодосья игумена Печеръскаго монастыря о вере крестьянской и о латыньской ») с наставлениями о том, как надо относиться к латинянам (католикам) , написанное, предположительно, в 1069 году, и сохранившееся в тех же сборниках, что и предыдущее, а также в ряде более поздних списков. Это послание было использовано в летописи, в так называемом «исповедании веры», как предполагается, читавшемся уже в Начальном своде 1095 года.

Поучения и молитвы

Большую часть литературного наследия Феодосия составляют поучения к инокам. Известны его учительные слова, обращенные к монастырской братии. Сохранившиеся слова передают заботу игумена об усвоении и исполнении богослужебного устава, устроении и соблюдении церковного благочиния, о христианском воспитании нравственности иноков .

Большинство исследователей относит к авторству Феодосия ряд поучений. Эта атрибуция была предложена в середине XIX века С. П. Шевырёвым и епископом Макарием (Булгаковым) :

  • «О терпении и о любви»,
  • «О терпении и о любви и о посте»,
  • «О терпении и милостыни»,
  • «О терпении и о смирении»,
  • «О хождении к церкви и о молитве»,
  • «О душевной ползе» («Слово утѣшно къ братии о душевнѣй ползѣ», начало: «Аз, грешный и ленивый, погребый свой талант в земли…»), сохранило в своём содержании свидетельство того, что оно написано в затворе ,
  • «О ползе душевной» (другое поучение, начало: «Тем убо аз ныне дръзнух се писати вам…»),
  • поучение (« слово ») «к келарю » .

Пять из этих поучений входят в состав пергаменного сборника середины XV века , и имеются в более поздних списках. «Поучению к келарю» обнаружено в сборнике XIV—XV веков и других списках того же и более позднего времени. По мнению И. П. Ерёмина , сомнения в авторстве Феодосия вызывает только первое из поучений «о душевной пользе», поскольку оно содержит несвойственный другим произведениям святого «налёт риторики». Творогов допускает сомнения в принадлежности Феодосию этих произведений.

Молитва Феодосия за всех христиан («за вся крестьяны») открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым по древнейшему списку в составе Псалтири 1296 года . Известна в большом числе списков .

Н. В. Понырко называет эту молитву за всех христиан венцом подвижничества Феодосия. По мнению исследователя, по содержанию этой молитвы ясно видно, с чем связана в народном предании характеристика преподобного Феодосия как «светильника всея Руси », поскольку он выступает в качестве молитвенника за всех .

Другие возможные произведения

Феодосию приписывалось также поучение «о казнях Божиих», частично входящее в состав «Повести временных лет» и ряд других слов, поучений и молитв .

Примечания

  1. Печников М. В. от 7 мая 2021 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . Т. 33. М., 2017. С. 265—266.
  2. Феодосий Печерский — статья из Большой советской энциклопедии .
  3. Творогов О. В. от 14 февраля 2020 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов. 1987.
  4. Конгрегация Восточных Церквей. Церковный Календарь Российской Католической Церкви Византийского Обряда (РКЦВО) / сост. и ред. иерей А. Бургос. — СПб. : Белый Камень, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-989-74020-8 .
  5. Молитвослов. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. — С. 492. — 510 с.
  6. (рус.) . Приход Сошествия Святого Духа . Дата обращения: 21 апреля 2023. 21 апреля 2023 года.
  7. от 17 мая 2020 на Wayback Machine . Сибирская католическая газета. Май 16, 2020.
  8. Голубинский Е. Е. . — М. : Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1903. — С. 51. — 600 с. 1 декабря 2017 года.
  9. от 9 мая 2012 на Wayback Machine / Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука , 1997. — Т. 1 : XI—XII века.
  10. Ужанков А. Н. от 29 мая 2012 на Wayback Machine . Православие.Ru .
  11. Творогов О. В. от 3 июля 2014 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов. 1987.
  12. Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. — М., 1999. — ISBN 5-300-02727-8 .
  13. от 19 октября 2013 на Wayback Machine .
  14. от 7 мая 2021 на Wayback Machine / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 : XI—XII века. 543 с. (Библиотека литературы Древней Руси).
  15. . Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры.
  16. от 13 апреля 2008 на Wayback Machine . Православный Церковный календарь. Православие.Ru .
  17. РНБ , Кир.-Белоз. собр., № 4/1081, кон. XIV — нач. XV в. и РНБ, Софийское собр., № 1285, XV в., л. 100—102 об.
  18. РНБ, Софийское собр., № 1262, XV в., л. 125.
  19. РГБ , собр. Румянцева, № 406.
  20. РНБ, Соф. собр., № 1262.
  21. ГИМ , Синодальное собр., № 235, пергаменная Псалтырь 1296 г., л. 275—277.
  22. Никольский Н. К. . СПб., 1906. С. 170—179, 181—188, 195—197.

Источники

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май, День 3.
  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XII: Август, День 14. — С. 220.
  • Бодянский О. М. Житие Феодосия игумена Печерьскаго, съписание Нестора : По харатейному списку XII в. Московского Успенского собора, с разнословиями по многим другим // Чтения в Обществе истории и древностей Российских . — 1858. — Кн. 3, отд. 3. — С. I—IV, 1—31;
  • Житие… Феодосия, игумена Печерьскаго. Съписание Нестора : По харатейному списку Московского Успенского собора буква в букву и слово в слово / С предисл. А. Попова // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. — 1879. — Кн. 1. — С. 1—10, 1—42 об.;
  • Сборник XII в. Московского Успенского собора , вып. 1 / Изд. под набл. А. А. Шахматова и П. А. Лаврова // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. — 1899. — Кн. 2, отд. 2. — С. I—IV, с. 40—96;
  • Абрамович Дмитро . Киево-Печерський патерик. У Киïві, 1930;
  • A Treasury of Russian Spirituality / Соmр. and ed. by G. P. Fedotov . London, 1952. P. 15—48 (пер. Жития Феодосия на английский язык );
  • Веnz E. Russische Heiligenlegenden. Zürich, 1953. S. 82—156 (пер. Жития Феодосия на немецкий язык );
  • // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). — М. : Худож. лит., 1969. — С. 92—145, 707—709 (прим.). — Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Жития…» и прим. О. В. Творогова . Житие печатается в отрывках по древнейшему его списку (в составе Успенского сборника XII в.), изданному в 1899 г. А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым ; исправления внесены по списку ГИБ, С), п. 1, № 31;
  • Житие Феодосия // Успенский сборник XII—XIII вв. / Изд. подг. О. А. Князевская , В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. — М., 1971. — С. 71—135;
  • Житие Феодосия Печерского / Подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова // Памятники литературы Древней Руси. XI — нач. XII в. — 1978. — С. 304—391, 456—459;
  • Житие Феодосия Печерского / Подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова // В кн.: Повести Древней Руси XI—XII вв. Л., 1983, с. 230—325, 548—551;
  • / Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука , 1997. — Т. 1 : XI—XII века. — 543 с. (по списку в составе Успенского сборника) ( ).

Издания сочинений

Произведения Феодосия неоднократно издавались. Лучшее издание двух посланий, восьми поучений и молитвы, наиболее вероятно принадлежащих святому, произведено в 1947 году И. П. Ерёминым (полное их научное издание).

  • Макарий, еп. (Булгаков) Сочинения преподобного Феодосия Печерского в подлинном тексте // Учен. зап. II отд. имп. АН. — 1856. — Кн. 2, вып. 2. — № 11. — С. 193—224;
  • Буслаев Ф. И. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки // В кн. : Матер. для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. — М., 1855. — С. 23—29;
  • Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. проф. А. И. Пономарева. — СПб., 1894. — Вып. 1. — С. 26—46;
  • Яцимирский А. И. Из славянских рукописей : Тексты и заметки. — М., 1898. — С. 1—30;
  • Чаговец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. — Киев, 1901;
  • Никольский Н. К. Сербский список поучений о хождении к церкви и о молитве, приписываемый св. Феодосию Печерскому // Библиографическая летопись. — СПб., 1915. — Т. 2, отд. 2. — С. 68—71;
  • Еремин И. П. Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах) // Труды Отдела древнерусской литературы . — 1935. — Т. 2. — С. 21—38;
  • Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1947. — Т. 5. — С. 159—184;
  • Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI—XIII вв. : Исследования, тексты, переводы. — СПб., 1992;
  • / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 1997. — Т. 1 : XI—XII века. — 543 с. — (Библиотека литературы Древней Руси);
  • Древнерусские патерики : Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. — М., 1999.

Литература

  • М. З. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918. — Т. 25 (1913) : Яблоновский — Фомин. — С. 361—365;
  • Кубарев А. М. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской // В кн.: Русский исторический сборник / Изд. Общества истории и древностей Российских . — М., 1842. — Т. 4, кн. 4. — С. 394—408;
  • Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. — М., 1850. — Т. 2. — С. 38;
  • Макарий, еп. (Булгаков) Преподобный Феодосии Печерский как писатель // В кн.: Исторические чтения о языке и словесности II отд. имп. АН, 1854 и 1855 гг. — 1856. — С. 232—261;
  • Срезневский И. И. Источник поучения, внесенного в Повесть временных лет и приписанного преподобному Феодосию Печерскому // Сборник отделения русского языка и словесности . — 1867. — Т. 1. — С. 34—43;
  • Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян : (XI—XV вв.). — М., 1875. — С. 69—81;
  • Петров Н. Подлинность поучений преп. Феодосия Печерского о питии и чашах тронарных и о казнях Божиих // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук . — 1897. — Т. 2, кн. 3. — С. 783—785;
  • Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1897. — Т. 2, кн. 3. — С. 795—844;
  • Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы . — 1940. — Т. 4. — С. 104—111;
  • Лященко А. И. Заметки о сочинениях Феодосия, писателя XII в. // В кн.: Отчет о состоянии училища при реформатских церквах за 1899—1900 г. — СПб., 1900. — С. 24—26;
  • Бельченко Г. П. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения (по поводу книги В. А. Чаговца). — Одесса, 1902;
  • Никольский Н. К. . — СПб., 1906. — С. 187—192;
  • Харлампович К. В. О молитвах преп. Феодосия Печерского // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1912. — Т. 17, кн. 2. — С. 165—174;
  • Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. — СПб., 1913 ; СПб., 2003;
  • Сперанский М. Н. К истории взаимоотношений русской и юго-славянских литератур // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук за 1921 г. — 1923. — С. 159—161;
  • Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о Латинех» // Slavia. — 1939. — Гоč. 16, seš. 4. — с. 535—567;
  • Украïнськi письменники. — С. 187—192;
  • Орешников А. С. К истории Начального летописного свода : (О составителе и времени составления «Поучения о казнях божиих»). — Тр. Моск. гос. ист.-архивн. ин-та. — М., 1961. — Т. 16. — С. 481—487;
  • Гудзий Н. К. О сочинениях Феодосия Печерского // В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова . — М., 1963. — С. 62—66;
  • Кара Н. В. Особенности цитирования традиционных текстов в поучениях Феодосия Печерского // Вестник ЛГУ . — 1983. — № 8. История, язык, литература, вып. 2. — С. 64—68.
  • Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского : Проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г. — М., 2003;
  • Поппэ А. Студиты на Руси : Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. — К., 2011.

Ссылки

  • . Сайт Киево-Печерской лавры.
Источник —

Same as Феодосий Печерский