В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в
Одессе
. Здесь Василий Кандинский окончил 3-ю гимназию, а также получил в
театрально-художественном училище
художественное и музыкальное образование. В 1885—1893 гг. (с перерывом в 1889—1891 гг.) он учился на
юридическом факультете Московского университета
; на кафедре политической экономии и статистики его руководителем был профессор
А. И. Чупров
. В 1889 году прервал учёбу по состоянию здоровья и с
28 мая
по
3 июля
был в этнографической экспедиции по северным уездам
Вологодской губернии
.
В августе 1892 года окончил университетский курс с дипломом первой степени и по рекомендации А. И. Чупрова был оставлен на два года для «
подготовки к профессорскому званию
и написанию диссертации»
. Незадолго до этого он женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякиной
. В 1895—1896 годах работал художественным директором типографии «Товарищества
И. Н. Кушнерёва
и К°», на
Пименовской улице
, в
Москве
.
Карьеру художника выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. Во многом это произошло под влиянием выставки
импрессионистов
, прошедшей в Москве в 1896 году (и в частности, под впечатлением от картины
Клода Моне
«
Стог сена
»). В ноябре 1895 года он написал своему научному руководителю А. И. Чупрову, что «решил оставить занятия наукой. <…> И чем дальше идёт время, тем сильнее притягивает меня к себе старая и прежде безнадёжная любовь к живописи»
. В 1896 году отказался от предложенного
Дерптским университетом
места
приват-доцента
и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи
.
С 1897 года обучался живописи в частной студии
Антона Ажбе
, однако два года, проведённые там, не принесли ему удовлетворения
. В советское время
Игорь Грабарь
так отозвался о коллеге-авангардисте:
Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастехином, и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в „чистоте красок“. У Ашбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал
.
В 1898 году участвовал в выставках одесского
Товарищества южнорусских художников
. В октябре 1898 года выставляется впервые в рамках IX выставки Товарищества в Одессе — это была картина «Одесса. Порт.» и пара этюдов, написанных несколькими годами ранее.
В 1900 году поступил в
Мюнхенскую академию художеств
, где обучался у
Франца фон Штука
до 1901 года. С 1900 года он много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию и наездами бывает в
Одессе
и
Москве
. Участвует в выставках Московского товарищества художников. В 1901 году создал художественное объединение «Фаланга»
, организовал при нём школу (
Münchner Malschule Phalanx
), в которой преподавал.
Летом художественная школа выезжала в немецкий городок
Калльмюнц
в живописной местности при впадении
Фильса
в
Наб
. Здесь в 1902 году 35-летний Кандинский близко сошёлся с
Габриеле Мюнтер
, 26-летней слушательницей школы. Несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой, отношения с Мюнтер никак не были оформлены
.
В 1909 году стал председателем только что образованного представителями экспрессионизма «
Нового мюнхенского художественного объединения
»
. Вместе с представителями объединения принял участие в двух интернациональных
«Салонах» Издебского
, организованных в ряде городов России в период с декабря 1910 по май 1911 года
.
В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «
Бубновый валет
»
.
В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, под влиянием книги
Мыслеформы
пишет в 1911 году знаменитый трактат «
», переходит от фигуративной живописи к чистой абстракции. В 1911 году организовал альманах и группу «
Синий всадник
», членами которой стали известные
художники-экспрессионисты
Франц Марк
, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина,
Пауль Клее
.
Тогда же прошла его первая персональная выставка.
После начала
Первой мировой войны
художник расстался с Габриеле Мюнтер и вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. 11 февраля 1917 года вступил в брак с
Ниной Николаевной Андреевской
(ок. 1896—1980).
После
революции 1917 года
активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры
и Российской академии художественных наук
, преподавал во
ВХУТЕМАСе
. В 1918 году издал автобиографическую книгу «Ступени». В 1918—1919 гг. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО
Наркомпроса
, в 1919—1921 гг. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашённого профессора читал в
Московском университете
курс «Современное искусство»
. Также был избран вице-президентом
РАХН
.
В декабре 1921 года выехал для организации отделения РАХН в
Берлин
. Участвовал в Первой выставке русского искусства в
Германии
. В Берлине начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «
Баухаусе
», став видным теоретиком школы. В
межвоенный период
получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году принял французское гражданство. Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде
Нёйи-сюр-Сен
. Похоронен на
, под Парижем.
Судьба наследия
С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже вручалась
премия Кандинского
(В РФ возрождена в 2007 году, как ежегодная национальная премия в области современного искусства). В 1976 году Нина Кандинская опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». Множество работ художника она завещала парижскому
центру Помпиду
. В 1980 году Нина Кандинская была задушена в своём шале «Эсмеральда» в
Гштаде
; убийца не установлен. Картины Кандинского, находившиеся в её доме, не были похищены, пропали только драгоценности
.
В июне 2017 года на аукционе «
Сотбис
» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в
Третьяковской галерее
, была продана за 42 млн долларов
. В марте 2023 года картина «Церковь в Мурнау» была продана на аукционе
Sotheby’s
в Лондоне, Великобритания за 37,2 миллиона фунтов стерлингов (около 3,3 миллиарда рублей)
.
В декабре 2022 года на аукционе Grisebach в
Берлине
была обнаружена картина «Без названия», написанная в 1928 году. По заявлению польских властей, она была похищена из
Национального музея в Варшаве
в
1984 году
. Несмотря на протесты Польши, полотно было продано на аукционе почти за 390 тысяч евро
.
2016 — «Василий Кандинский и Россия».
Государственный русский музей
,
корпус Бенуа
. 22 сентября 2016 — 4 декабря 2016. В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с его живописью, графикой и авторским фарфором вошли работы знаменитых современников мастера
.
Сочинения
Василий Кандинский
.
. — 1910.
В. В. Кандинский (текст художника). —
М.
, 1918.
Über das Geistige in der Kunst. —
Münch.
, 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. — Т. 1. — [
П.
, 1914]. — С. 47—76).
Klange: Digte 1912 / Wassily Kandinsky; Pa dansk ved Asger Schnack. — København: Brøndum, Cop. 1989. — 88 с. : ил.—
ISBN 87-7385-117-5
.
Du spirituel dans l’art et dans la peinture en particulier / Kandinsky; Éd. établie et pres. par Philippe Sers; Trad. de l’allemand par Nicole Debrand; Trad. du russe par Bernadette du Crest. — [
P.
]: Denoël, Cop. 1989. — 214 с. : ил.
Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. —
Münch.
, 1926 (на рус. яз. в кн.:
Кандинский В.
. —
СПб.
: Азбука-классика, 2005. — С. 63—232. Перевод с немецкого Елены Козиной).
Василий Кандинский / [ред. Ирина Тумакова и Марина Филлипова; пер. с англ. Алла Анохина]. — М.: МАГМА ; London: Sirrocco, 2005. — 80 с.: цв. ил. —
ISBN 5-93428-020-1
Кандинский В.
Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. М.: Гилея, 2001. — Тир. 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.
Кандинский В. В.
О духовном в искусстве (Живопись) /
Доклад
на Всероссийском съезде художников в 1911 году (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным).
Кандинский В.
Избранные труды по теории искусства: В 2 т. / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гилея, 2008
Кандинский В. В.
Звуки: [альбом стихов и гравюр: пер. с нем.] —
М.
: Кучково поле, 2016. — 144 c.
Василий Кандинский. О духовном в искусстве = Vassily Kandinsky. Über das Geistige in der Kunst: полное критическое издание : в 2 томах
/ редактор-составитель, автор статей и комментариев Надежда Подземская. — Москва : БуксМАрт, 2020. Том 1: О духовном в искусстве. — 746 c. Том 2: История книги. Наука об искусстве. — 704 c.
Память
В 1995 году в рамках Дней Кандинского в Одессе на доме № 17 по
улице Дерибасовской
, где жил художник, была открыта мемориальная доска
.
В 2007 году в
России
учреждена ежегодная
Премия Кандинского
. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
6 августа 2012 года в честь Кандинского назван кратер на
Меркурии
.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 ноября 2017.
16 ноября 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 июня 2016.
24 июня 2016 года.
Кандинский В. В.
Избранные труды по теории искусства: в 2-х т. — 2-е изд., исправленное и дополненное / Под ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. Т. 2. 1918—1938. —
М.
: Гилея, 2008. — С. 365—393, 427—438.
Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л.
Художники русской эмиграции (1917—1941). Биографический словарь. —
СПб.
, 1994. — С. 232.
, с. 196—197,200—201.
Диплом выдан В. В. Кандинскому на руки 8 октября 1893 года: Турчин, 1993, с. 196.
Её сестра Мария была замужем за фабрикантом Владимиром Абрикосовым. Другой сын
А. И. Абрикосова
, Николай, был женат на двоюродной тётке художника — Вере Николаевне Кандинской.
, с. 208—209.
, с. 6.
, с. 198.
Дружкова Н.
Теория абстрактного искусства В. Кандинского
// Василий Кандинский. О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника. Точка и линия на плоскости. — Москва: АСТ, 2018. — С. 22—23.
, с. 7.
Грабарь И. Э.
Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937. — С. 141—142.
(неопр.)
.
ARTinvestment.RU
. Дата обращения: 2 октября 2019.
26 января 2021 года.
В 1915 году Кандинский и Мюнтер снова провели вместе три месяца в Швеции в
Стокгольме
. К этому времени Габриеле стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы
нацизма
его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них были сохранены Габриеле, жившей постоянно в немецком
Мурнау-ам-Штаффельзее
в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.
(неопр.)
.
Русская антикварная галерея
. Дата обращения: 2 октября 2019.
23 ноября 2021 года.
, с. 158—179,276,278,289,291.
А. Д. Сарабьянов.
(неопр.)
.
Энциклопедия русского авангарда
. Дата обращения: 2 октября 2019.
11 августа 2019 года.
(неопр.)
.
Большая российская энциклопедия
. Дата обращения: 2 октября 2019.
29 июня 2020 года.
(неопр.)
.
«Топография террора»Международный Мемориал
. Международный Мемориал. Дата обращения: 2 октября 2019.
30 декабря 2018 года.
, с. 209.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 26 августа 2018.
26 августа 2018 года.
(рус.)
.
Известия
(3 марта 2023). Дата обращения: 4 марта 2023.
3 марта 2023 года.
(рус.)
.
Lenta.RU
. Дата обращения: 21 апреля 2023.
21 апреля 2023 года.
от 28 марта 2017 на
Wayback Machine
— на сайте рабочей группы
МАС
по номенклатуре планетной системы
Одесский художественный музей.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 сентября 2016.
18 сентября 2016 года.
(рус.)
.
Naked Science
. Дата обращения: 17 апреля 2023.
17 апреля 2023 года.
Библиография
Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей
К[андинский].
Шаги Отдела Изобразительных Искусств в международной художественной политике // Художественная жизнь. — 1920. — № 3. — С. 16—18.
Zehder Hugo.
Wassily Kandinsky: Unter autorisierter Benutzung der russischen Selbstbiographie
. Dresden, 1920.
Washton Long Rose-Carol.
Kandinsky’s Vision of Utopia as a Garden of Love
// Art Journal, 1983, XLIII.
(англ.)
Roethel Hans K., Benjamin Jean K.
Kandinsky: Catalogue Raisonn of the Oil Paintings
. Vol. 1. —
L.
, 1982.
(англ.)
Wassily Kandinsky: Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok
. / Dargest. von Peter Anselm Riedl. — Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1983. — 156 с.: ил., портр.— (Rororo. Rowohlts Bildmonogr.; 313) —
ISBN 3-499-50313-1
.
(нем.)
Kandinsky Nina.
Kandinsky und ich
/ Nina Kandinsky. — Vollst. Taschenbuchausg. —
Münch.
: Knaur, 1987. — 252 с., [8] л. ил., портр.—
ISBN 3-426-02355-5
.
(нем.)
Washton Long Rose-Carol.
Occultism, Anarchism and Abstraction: Kandinsky’s Art of the Future
// Art Journal, Spring 1987. P. 38-45.
(англ.)
Лукшин Игорь Павлович
. «Говорить о мистерии на языке мистерии»: (Эстет. концепция и творчество В. В. Кандинского) —
М.
: Знание, 1991. — 63, [1] с.— (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика; 5/1991).
Vezin Luc.
Kandinsky and Der Blaue Reiter
/ Annette a. Luc Vezin; Transl.: Judith Hayward. —
P.
: Terrail, Cop. 1992. — 223 с.: ил., портр. —
ISBN 2-87939-040-0
.
(англ.)
Азизян И. А.
Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. — Вып. 2: Столичный город. —
М.
: УРСС, 1998. —
ISBN 5-88417-145-9
С. 66—71.
Азизян И. А.
Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. —
М.
, 1998.
Азизян И. А.
Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. —
М.
: КомКнига, 2006. — С. 189—249.
Раппапорт А.
//
. — 2002. — Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или:
// Idem.
Рейнгардт Л.
Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. —
М.
, 1969. — С. 101—111.
Соколов Б. М.
Теория беспредметного искусства у В. В. Кандинского в 1920—30-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 171—191.
Турчин В. С.
В. В. Кандинский в Московском университете // Вопросы искусствознания. Вып. 2—3/1993. —
М.
:
Галарт
, 1993. —
С. 194—212
.
Русина О. И.
КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич
// Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители
А. Ю. Андреев
,
Д. А. Цыганков
. —
М.
: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 295—296. — 894 с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-8243-1429-8
.