В
1999 году
в ПСТБИ защищал магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках», однако решением Специализированного учёного совета ПСТБИ за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и совокупность научных работ была присуждена степень
доктора церковной истории
.
В 2001 году пережил тяжелый инсульт со значительной парализацией тела.
Незадолго до своей смерти принял постриг с наречением имени Кирилл в честь преп. Кирилла Радонежского.
В память об ученом в стенах Сретенской духовной академии с 2022 года проводится международная богословско-патрологическая конференция «Сидоровские чтения»
.
Научная деятельность
Большая часть трудов профессора А. И. Сидорова составляют переводы творений
святых отцов
Церкви и древнецерковных писателей, которые также снабжены обширными вступительными статьями и подробными комментариями. Известный ученый и переводчик трудился над переводами и проводил богословский анализ сочинений преподобного
Максима Исповедника
, аввы
Евагрия Понтийского
, блаженного
Феодорита Кирского
, преподобного
Анастасия Синаита
, святителя
Григория Паламы
и
Феолипта Филодельфийского
, а также древних памятников аскетической и монашеской письменности. Кроме того, для духовных академий и богословских институтов им написано учебное пособие «Курс патрологии». Труд «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества» посвящён вопросу возникновения церковной письменности.
А. И. Сидоров был вдохновителем, составителем, главным редактором и комментатором пяти книжных серий: Святоотеческое наследие (вышло 5 томов), Библиотека отцов и учителей Церкви (вышло 15 томов), Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках (вышло 4 тома), Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых (вышло 4 тома) и заключительная серия: Полное собрание святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе (вышло 3 тома, готовится четвёртый). Также под его началом готовилось издание Полного собрания церковно-исторических трудов выдающегося русского церковного историка
В. В. Болотова
.
Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. — Православный паломник, 1998. — 545 с.
Дела древних отца подвижника. Уводни членак и коментари А. И. Сидорова. — Београд: Задужбина Светог манастира Хиландара, 2006.
Коррупция — абсолютная монополия: ликвидация ее необходима и реально осуществима. — Санкт-Петербург : Астерион, 2013. — 142 с. —
ISBN 978-5-00045-071-0
Система православного ведения хозяйства — крепкая основа российской цивилизации. — Санкт-Петербург : Астерион, 2019. — 405 с. —
ISBN 978-5-00045-750-4
— 100 экз.
Статьи
К вопросу о взаимоотношении эллинского и восточного мировоззрения в позднюю античность // XIV Международная конференция античников соцстран. Тезисы докладов. — Ереван, 1976.
Современная зарубежная литература по гностицизму (Критико-аналитический обзор) // Сборник «Современные зарубежные исследования по античной философии». — М., 1978.
Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника //
Византийский временник
. — 1986. — Т. 47.
Некоторые замечания по поводу изучения «Изборника Святослава 1073 г.» // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. — М., 1986.
Некоторые проблемы ранневизантийской философии // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. — М., 1986.
Иже во святых отца нашего Максима Исповедника краткое толкование на молитву «Отче наш», написанное для некоего Христолюбца // Журнал Московской Патриархии. 1986. — № 7. — С. 69-74; № 8. — C. 64-75.
Гностическая философия истории // Палестинский Сборник. — 1987. — Вып. 29 (92)
«Монофелитская» уния по свидетельству «Повествования о делах армянских» // Историко-филологический журнал. — Ереван, 1988. — № 3.
Иоанн Грамматик Кесарийский. К характеристике византийской философии в VI в. //
Византийский временник
. — 1988. — Т. 49
Проблема «единого действия» у Анастасия I Антиохийского. К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров //
Byzantinoslavica
. — 1989. — T. 50. — № 1.
История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита и Псевдо-Анастасия Синаита //
Византийский временник
. — 1989. — Т. 50.
Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью //
Историко-философский ежегодник
89. — М., 1989.
Христианство // Религии мира. Пособие для учителя. — М., 1994.
Послание Евсевия Кесарийского к Констанции (к вопросу об идейных истоках иконоборчества) //
Византийский временник
. — 1991. — Т. 51.
Политика и богословие в Византии VII в. Вступительная статья, редакция перевода и комментарии к «Житию преп. Максима Исповедника» // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. I. — М., 1991.
// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1990 год. — М., 1991.
Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале «Изборника Святослава» 1073 г.) // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. — М., 1991.
Анонимный трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место традиции исихазма // XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. — М., 1991
Трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место в истории исихазма // Символ. — 1995. — № 34.
Трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место в традиции исихазма // Богословский вестник. М., 1996. — Т 1. — № 2. — С. 90-127.
Логико-богословский трактат в «Путеводителе» Анастасия Синаита //
Памятники науки и техники
. 1990 год. — М., 1992.
Логико-богословский трактат в «Путеводителе» преподобного Анастасия Синаита // Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 7. — С. 65-71
«Дидахе» (вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи) // Символ. — 1993. — № 29.
Библиотека отцов и учителей Церкви. Предисловие к серии // Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. — М., 1995.
С. Л. Епифанович и его книга о преп. Максиме Исповеднике. Предисловие //
Епифанович С. Л.
Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — М., 1996.
Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых. Предисловие к серии //
Архимандрит
Киприан (Керн)
.
Антропология св. Григория Паламы. — М., 1996.
Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма //
Архимандрит
Киприан (Керн)
.
Антропология св. Григория Паламы. — М., 1996.
Монументальный труд по святоотеческой аскетике С. М. Зарина. Предисловие // Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. — М., 1996
Священное Писание в египетском монашестве IV в. (На материале греческих творений св. Аммона) // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. — М., 1996
Преосвященный Филарет (Гумилевский) — основатель русской патрологической школы. Предисловие // Историческое учение об отцах Церкви Филарета (Гумилевского), Архиепископа Черниговского и Нежинского. — М., 1996.
«Мысли» (гл. 1-3) Евагрия Понтийского: тип богословского мышления // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 1992—1996. — М. 1996. — С. 116—121.
Предисловие // Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. — М., 1996.
Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый // Архиепископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. — М., 1997.
Святой Аммон: личность и творения // Богословские труды. 1997. — № 33. — C. 253—257
Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. — № 3. — С. 56-138.
Антиохийская богословская школа и ее представители: Этап становления // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. 1998. — № 3. — C. 139—192. (в соавторстве с А. И. Сагардой)
Предисловие [к сб. «Ученых записок»] // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. 1998. — № 3. — С. 4-5.
Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX //
Альфа и Омега
. 1999. — № 1 (19).
Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово второе //
Альфа и Омега
. 1999. — № 1 (19).
//
Глубоковский Н. Н.
Святый Апостол Лука. Евангелист и Дееписатель. — М., 1999.
Василий Васильевич Болотов — человек и учёный. Вступительная статья //
Болотов В. В.
Собрание церковно-исторических трудов, т.1. Учение Оригена о Святой Троице. — М., 1999.
Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово третье //
Альфа и Омега
. 1999. — № 2 (20).
Митрополит Макарий (Оксиюк) и его церковно-научная деятельность. Вступительная статья // Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. — М., 1999.
Классический труд по православному догматическому богословию. Предисловие. // Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие. — М., 1999.
Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» //
Альфа и Омега
. 1999. — № 3 (21). — С. 103—129; № 4 (22). — C. 136—165.
Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова). Вступительная статья // Святитель Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения. — М., 1999.
Предисловие // Правила святых Апостол и святых отец с толкованиями. — М., 2000.
Примечания к кн.: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. — М., 2000.
Актуальные проблемы современной патрологической науки в России (Тезисы выступления) // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. — М., 2000.
Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения // Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. Книга 1. — М., 2000.
Примечания //
Болотов В. В.
Собрание церковно-исторических трудов. Т.3. — М., 2001.
Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и богословие // Творения преподобного Макария Египетского. — М., 2002.
Предисловие //
Николаева О.
Православие и свобода. — М., 2002.
Примечания //
Болотов В. В.
Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. — М., 2002.
Сидоров А. И., Юдин В. Д.
Профессор Александр Львович Катанский (1836—1919) //
Катанский А. Л.
Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей Церкви до Оригена включительно. — М., 2003.
Предисловие // Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли, т. I. М., 2003 (0,2 а.л.).
Предисловие // Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. — М., 2003.
Святитель Григорий Палама и его «Главы» // Богословские труды. 2003. — № 38. — C. 8-12.
Святой Ефрем, патриарх Антиохийский: его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского собора // Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. — Екатеринбург, 2003.
Предисловие и общая редакция //
Попов И. В.
Труды по патрологии, т. I. Святые отцы II—IV вв. Сергиев Посад, 2004. (в соавторстве с А. А. Тимофеевым)
Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61) // Приложение к кн.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника. — М., 2004.
Вступительная статья //
Ларше Ж.-К.
Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом. М., 2004
Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет (продолжение) //
Альфа и Омега
. — № 2 (43). — 2005.
// Труды Минской духовной академии. — 2005. — № 3. — С. 35-49.
Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого Предания //
Богословский вестник
. — № 5-6, 2005—2006. — Сергиев Посад, 2006.
Предисловие к Собранию творений преподобного Иустина (Поповича), т. II. — М., 2006. (в соавторстве с А. А. Зайцевым)
Святой Амвросий Медиоланский как представитель золотого века святоотеческой письменности. Предисловие //
Адамов И. И.
Святитель Амвросий Медиоланский. — Сергиев Посад, 2006.
Святой Лукиан Антиохийский и его ученики (К предыстории Антиохийской школы) //
Альфа и Омега
. — № 1. — (48) и
Альфа и Омега
. — № 2 (49). — 2007.
История Церкви как историческая и богословская наука //
Альфа и Омега
. 2007. — № 2 (49).
Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II — начало VIII вв.) // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Выпуск 1. Сборник материалов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22 — 23.11.2006. Сергиев Посад.
//
Альфа и Омега
. 2008. — № 1 (51). — С. 4-61; 2008. — № 2 (52). — С. 33-50
// Святитель Василий Великий. Творения, т. I. — М., 2008.
Труд И. Ф. Панагопулоса «Толкование Священного Писания у отцов Церкви» //
Панагопулос И.
Толкование Священного Писания у отцов Церкви. — Т. 1 : Первые три века и александрийская экзегетическая традиция до пятого века. — 2013. — 570 с. — С. 3-7
Переводы и комментарии к ним. Отдельные издания
— М., 1993
Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. Вступительная статья, перевод и комментарии. — М., 1994
Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. — М., 1994
Бл. Феодорит Кирский.
История боголюбцев
. Вступительная статья, перевод и комментарии. — М., 1996
— М., 1997
Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. Вступительная статья, перевод и комментарии. — М., 2003 (в соавторстве с М. В. Никифоровым)
— М., 2002
Избранные творения преподобного Максима Исповедника. — М., 2004
Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Вступительная статья, перевод и комментарии. — Краснодар, 2006
Переводы и комментарии к ним в журналах и сборниках
Преподобный Максим Исповедник. «Тайноводство». Вступительная статья, перевод и комментарии //
Журнал Московской Патриархии
. 1986. — 1987. — № 4. — C. 68-73; № 5. — C. 69-74; № 7. — С. 68-72; № 8. — С. 66-69; № 10. — C. 67-75
Преподобный Максим Исповедник. «Различные богословские и домостроительные главы». «Толкование на 59 Псалом». Перевод и комментарии // Символ. — № 22. — 1989.
Преподобный Анастасий Синаит. «Об устроении человека по образу и подобию Божию». Слово первое. Перевод и комментарии // Символ. — № 23. — 1990.
Максим Исповедник. «Мистагогия». Предисловие, перевод и комментарии //
Восток
. — 1991. — № 2.
Преподобный Макарий Египетский. «Новые поучения». Перевод и комментарии // Символ. — № 26. — 1991.
Учение двенадцати Апостолов. Перевод и комментарии // Символ. — 1993. — № 29.
Анастасий Синаит, преподобный. Путеводитель (избранные главы) / пер., примеч.: Сидоров А. И. // Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 7. — C. 72-83.
Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию LVI-LVIII. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 1997. — № 3 (14). — C. 30-62.
Аммон, св. Семь посланий // Богословские труды. 1997. — № 33. — С. 263—282.
Аммон, св. Наставления // Богословские труды. 1997. — № 33. — С. 283—309.
Аммон, св. Фрагменты // Богословские труды. 1997. — № 33. — С. 310—312.
Повествования об авве Аммоне // Богословские труды. 1997. — № 33. — С. 258—262.
Неофита Монаха и Затворника Десять Слов о заповедях Христовых. Вступительная статья, перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 1998. — № 1 (15). — C. 48-77.
Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово первое. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 1998. — № 4 (18). — С. 89-118; 1999. — № 1 (19). — C. 72-91.
Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 2000. — № 1 (23). — C. 40-50.
Святитель Афанасий Великий. О девстве, или о подвижничестве (Слово спасения к девственнице). Вступительная статья, редакция перевода и комментарии //
Альфа и Омега
. — № 2 (24). — 2000.
Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послание I—II. Предисловие, перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 2000. — № 3 (25). — С. 89-114.
Епископ Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Предисловие, перевод, комментарии //
Альфа и Омега
. 2000. — № 4 (26). 79-102;
Альфа и Омега
. 2001. — № 1 (27). — С. 94-115.
Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии // Патристика. Новые переводы, статьи. — Нижний Новгород, 2001.
Жизненный путь Оригена // Патристика. Новые переводы, статьи. — Нижний Новгород, 2001.
Григорий Палама, святитель. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы (главы 1-63) // Богословские труды. 2003. — № 38. — С. 12-73.
Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXI / пер.: Сидоров А. И. // Богословские труды. 2003. — № 38. — C. 74-86.
Григорий Палама, святитель, Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы. Часть вторая. Опровержение учения Варлаама и Акиндина (главы 64-150) // Богословские труды. 2004. — № 39. — С. 5-60.
Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послания третье, четвёртое и пятое. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. — № 3 (41). — 2004.
Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения Ι-ΙΙΙ. Вступительная статья, перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 2005. — № 3 (44).
Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения IV—VI. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. — № 1 (45). — 2006.
Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения VII. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. — № 2 (46). — 2006.
Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения VIII—IX. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
, № 3 (47), 2006.
Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXII. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 2007. — № 3 (50).
Преподобный Анастасий Синаит. Вопросы и ответы. Перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. 2010. — № 3 (59)
Рецензии
Рецензия на книгу К. Рудольфа «Гностицизм. Сущность и история одной позднеантичной религии». Лейпциг, 1977 //
Вестник древней истории
. — 1981. — № 1.
Рецензия на материалы Международного симпозиума, посвященного творчеству Максима Исповедника //
Византийский временник
. — 1984. — Т. 45.
Рецензия на критическое издание «Вопросоответов к Фалассию» и «Вопросов и недоумений» Максима Исповедника //
Византийский временник
. — 1988. — Т. 49
Рецензия на критические издания трудов Анастасия Синаита, Никифора Влеммида и анонимного автора трактата «Против иудеев» //
Византийский временник
. — 1989. — Т. 50.
Рецензия на критическое издание греческих катен на книги Бытие и Исход //
Византийский временник
. — 1991. — Т. 51.
Рецензия на критическое издание сочинений Иоанна Кантакузина и Леонтия Иерусалимского //
Византийский временник
. — 1991. — Т. 52.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 23 февраля 2020.
23 февраля 2020 года.
Сидоров, Алексей Иванович. Проблема гностицизма и синкретизма позднеантичной культуры : учение наассенов : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.03. — Москва, 1981. — 253 с.
(неопр.)
.
mcenterdk.ru
. Дата обращения: 24 декабря 2022.
24 декабря 2022 года.