Арабское завоевание Средней Азии
- 1 year ago
- 0
- 0
Завоевание Ханаана — библейский сюжет, описанный в Книге Иисуса Навина и Книге Судей . Сюжет описывает завоевание Ханаана — земли Израиля и Заиорданья — двенадцатью коленами Израилевыми после исхода из Египта. Последующий период, до начала эпохи царей, именуется эпохой судей .
Первый этап, в результате которого еврейские племена расселились по стране, продлился несколько лет, однако окончательное завоевание продолжалось ещё два века.
Основным источником сведений о завоевании Ханаана до сих пор остаётся Танах . В XX веке появились также другие источники: сведения из расшифрованных текстов соседних стран и результаты археологических раскопок.
Судя по археологическим исследованиям, книга Иисуса Навина имеет мало исторической ценности. Археологический отчёт не подтверждает появление в Ханаане новой этнической группы, завоевание Ханаана этой группой и расселение израильтян, как описано в книге Иисуса Навина . Достоверность и интерпретации находок, связанных с заселением евреями Ханаана, является предметом научной дискуссии.
К XV в. до н. э. относятся первые сведения (преимущественно из Эль-Амарнских писем ) о проникновении в Эрец-Исраэль полукочевых племен, обитавших в пограничных областях. Среди этих племен особой известностью пользовались хабиру , поставлявшие наемников для египетских гарнизонов и местных царей. Последние в своих бесконечных междоусобных войнах все более полагались на отряды хабиру. С XV в. до н. э. по XII в. до н. э. хабиру упоминаются в египетских документах как пленники из Сирии и Ханаана и как государственные рабы, занятые на тяжелых работах (в каменоломнях и рудниках, на транспортировке камня и т. п., а также в сельском хозяйстве), Хабиру не составляли единую этническую группу. Происхождение хабиру точно не установлено, но их название не означает определение единого народа или племени. В число хабиру входили как местное население Сирии и Ханаана, так и разноплеменные и разноязычные общины, которые не желали подчиняться власти Египетского царства и уходили в горы. Под этим именем также обозначали людей, которые враждовали с Египтом и подвластными ему местными властями.
Активность хабиру сильно возрастает в время правления египетского фараона Эхнатона . Амарнский архив содержит письма египетских наместников и вассалов взывающих фараона о защите.
В XIII веке до н. э. в нагорье возникло до 250 поселений, которые не имели укрепления и возникли на ранее не заселённых местах. Эти поселения связывают с появлением первых израильтян. Судя по археологическим данным и по типу строения поселений, первые израильтяне были кочевниками-скотоводами, которые из-за ухудшения экономики Ханаана в XIII веке до н. э. были вынуждены переместиться в нагорье, чтобы начать осёдлый образ жизни и выращивать зерно для себя. Таким образом, ранние израильтяне были местными кочевниками, которые постепенно становились фермерами . Самые древние — обнаруженные здесь 250 еврейских поселений (причём не на разрушенных ханаанских городищах, как утверждается в книге Иисуса Навина, а на незаселённых прежде возвышенностях) .
Разрушения ханаанских городов не были связаны с наступлением единой военной кампании, на это указывают археологические данные. Города Ханаана были неукреплёнными, не имея стен, которые могли бы пасть, хотя в Библии и описывается разрушение Иерихона , Лахиша , Мегиддо и др. Археологические данные показывают, что разрушение этих городов произошло за промежуток времени более века. Среди возможных причин упоминают вторжение народов моря , социальный распад или гражданскую войну, но речь не идёт о единой военной силе .
Около 1200 до н.э. в Палестине поселяются древнееврейские племена, почти одновременно на побережье появляются филистимляне. На 4-м году правления фараон Мернептах совершил поход в Палестину с целью подавления начавшихся там восстаний. Стела Мернептаха (1213-1203 гг. до н. э.) сообщает - египетскими войсками успешно взяты Аскалон , Гезер и Иеноам, уничтожено семя израильтян. "Израиль" в надписи - означает иностранное племя (народ) .
|
.
Согласно Библии, Иисус Навин вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим [ источник не указан 1346 дней ] . Согласно Втор. , в заповедованных Богом евреям землях население городов «Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев» должно было подвергаться поголовному истреблению, включая женщин, стариков и детей, «дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим», однако книга Иисуса Навина рассказывает, как жители некоторых городов были оставлены в живых ( Нав. ) и как по окончании завоевания Ханаана Иисус Навин предостерегал израильтян от смешения с живущими среди них остатками местных народов ( Нав. ).