Interested Article - Эпоха судей

Перейти к шаблону «История Израиля» История Израиля
Земля обетованная
История древнего Израиля и Иудеи
Античный период
История Палестины
Современный Израиль
История еврейского народа

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме . Эпоха судей приблизительно датируется XIV—XI веками до н. э. , что соответствует позднему бронзовому веку [ источник не указан 1164 дня ] .

В традиционной иудейской хронологии — с 1244 г. до н. э. до 890 г. до н. э.

По этому периоду еврейской истории не существует документальных источников; все персонажи и события известны по библейскому повествованию, изложенному в основном в Книге Судей Израилевых . В библейском описании эта эпоха характеризуется чередованием периодов угнетения израильтян их соседями и последующего избавления Судьями. Продолжительность эпохи Судей по библейской хронологии — 410 лет. Однако такая длительность представляется нереальной. Высказывалось предположение, что редактором книги Судей синхронные периоды истории представлялись как последовательные; помимо этого, многократное указание периодов круглыми числами (20, 40, 80) позволяет предположить, что датировка является схематической и привязана к отсчету поколений (типично библейская длительность поколения — 40 лет).

Общая характеристика

Несмотря на «юридическое» название, эта эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Суд. ). В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен , символически объединённых вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема ( Суд. ) и колена Вениамина ( Суд. ), в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек ( Суд. ). Ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее , было 600 тыс. человек ( Исх. ).

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни ( 1 Пар. ), другая стала переходить к оседлости ( 1 Пар. ). Жители иудейского Вифлеема , например, выращивали ячмень и пшеницу ( Руфь. ).

Судьи

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи ( шофтим ), к которым приходили «на суд» ( Суд. ). Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев , хеттиев , амореев и иевусеев . Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты ). Судьей мог быть и пророк ( Самуил ), и главарь банды разбойников ( Иеффай ), и женщина ( Девора ). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права , так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете .

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
Упоминание Годы правления Комментарии
1 Иисус Навин
Иехошуа бин Нун
Нав. ; Суд. ? Завоеватель Ханаана
8 лет вассал Кушан-Ришатаим
2 Гофониил, сын Кеназа
Отниэль бен Кназ
Суд. 40 лет мира Воевал против Хусарсафема , царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама)
18 лет вассал аммонитян и амаликитян
3 Аод, сын Геры
Эхуд бен Гера
Суд. 80 лет мира Воевал против Еглона , царя Моавитского (Эглона, царя Моава)
4 Самегар, сын Анафов
Шамгар бен Анат
Суд. ? Истребил 600 филистимлян . Возможно был хеттом
20 лет вассал ханаанеев
5 Девора
Двора
Суд. , 40 лет Вместе с военачальником Вараком (Бараком) воевала против ханаанского царя
Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника
7 лет вассал Мадиана
6 Гедеон
Гид’он
Суд. 40 лет Воевал с мадианитянами, амаликитянами и «жителями востока»
Авимелех, сын Гедеона
Авимелех бен Гид’он
Суд. 3 года Формально узурпировал царскую власть и не является Судьёй
Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти
7 Фола, сын Фуи
Тол’а бен Пуа
Суд. , 23 года
8 Иаир из Галаада
Яир ха-Гиль’ади
Суд. 22 года У него было тридцать сыновей, ездивших на тридцати ослах, и тридцать городов в Галааде
18 лет вассал филистимлян и аммонитян
9 Иеффай
Ифтах
Суд. 6 лет Разгромил аммонитян, после чего принес в жертву Богу собственную дочь
10 Есевон
Ивцан
Суд. 7 лет У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей
11 Елон Завулонянин
Эйлон ха-Звулуни
Суд. , 10 лет Возможно является не исторической личностью, а собирательным образом эпохи судей
12 Авдон, сын Гиллела
Авдон бен Гилель
Суд. 8 лет У него было 40 сыновей и 30 внуков
Вассал филистимлян
13 Самсон
Шимшон
Суд. 40 лет Воевал с филистимлянами
* , сын Енана Суд. ? Возможно Самегар
Упоминается только в славянском переводе
14 Илий
Эли ха-Кохен
1 Цар. ? Помогали сыновья — Офни и Финеес
15 Самуил
Шмуэль
1 Цар. ? Помогали сыновья — Иоиль и Авия

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. ( 1 Цар. ). Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом ( Самсон ), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия — 1 Цар. ), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

География

Центрами расселения израильтян в эпоху Судей был, главным образом, Западный берег реки Иордан : города Силом (религиозный центр), Сихем (город Иисуса Навина ) и Рама (город Самуила ), расположенные в Самарии . Иерусалим и будущая Иудея тогда ещё оставались в руках иевусеев , а Мегиддо и Бейт-Шеан на севере — в руках ханаанеев .

Религия

Религия израильтян в эпоху Судей имела следующее своеобразие. Поклонение единому Богу в Силоме синкретически совмещалось с культом домашних духов- терафимов . Сохранял своё сакральное значение Медный змей Моисея. Колено Дана прямо вернулось к идолопоклонству ( Суд. ). Иевусейское святилище на горе Сион ещё не было интегрировано в религию израильтян.

См. также

Примечания

  1. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = שופטים / Перевод и комментарии рава Зеева Мешкова. — Иерусалим–Киев: Бней Давид, 2006. — 306 с. — (Первые пророки).
  2. Payne, J. P. Book of Judges // New Bible Dictionary / In Marshall, I. Howard; Millard, A. R.; Packer, J. I.; Wiseman, D. J. (eds.). — 3rd. — England, Leicester: Inter-Varsity Press, 1996. — P. 630—631. — ISBN 978-0-8308-1439-8 .
  3. Kitchen, K. A. On the Reliability of the Old Testament. — Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 2003. — ISBN 978-0-8028-4960-1 .
  4. Arnold, Bill T.; Williamson, H.G.M. . — Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 2005. — P. 590. — 1060 p. — ISBN 0-8308-1782-4 . — ISBN 978-0-8308-1782-5 .
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. / Сборник статей под ред. А. А. Гусейнова и Е. Б. Рашковского , сост. П. Д. Баренбойм. — М. : Лум, 2012. 19 ноября 2012 года.
  7. Баренбойм П. Д. // Законодательство и экономика : журнал. — 2012. — № 2 . 11 апреля 2017 года.
  8. Баренбойм П. Д. Первая конституция Мира. Библейские корни независимости суда. — М. , 1997.
  9. Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. — М. , 1996, 2003. — ISBN 2-8243-0452-1 .
  10. Peter Barenboim. (англ.) . — Moscow, 2005. — ISBN 5-94381-123-0 . 2 ноября 2012 года.
  11. (англ.) . Jewish Encyclopedia . Дата обращения: 20 марта 2020. 20 марта 2020 года.
  12. Суд.
  13. Суд.
  14. (англ.) . Jewish Encyclopedia . Дата обращения: 2 ноября 2021. 8 октября 2021 года.
  15. Суд.
Источник —

Same as Эпоха судей