Ереси в христианстве
- 1 year ago
- 0
- 0
Пост в христиа́нстве — аскетический порыв и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берёт на себя христианин на определённое время. Считают, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества Адаму и Еве , которым было запрещено вкушать от Древа познания добра и зла (« запретный плод ») .
Понимание поста у христиан формируют по Священному Писанию (Библии, включая апокрифические памятники) и Священному Преданию (учению святых отцов , включая отцов и учителей Средних веков и Нового времени), а также по высказываниям современных авторитетов церкви .
Также, когда поститесь не будьте унылыми, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься помажь голову свою и умой лицо своё, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
— Матф.
… отнимем у плоти её наслаждение, приумножим же душевную силу, чтоб, с помощью поста, одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания.
Василий Великий , Беседа о посте, 2-я
Пост в христианстве рассматривают как наилучшее время и средство для подготовки к таинству причащения .
Пост, наряду с молитвой и милостыней являются основными качествами христианина и должны быть совершены втайне и наедине с самим собой, причём о милостыне упомянуто прежде всего ( Матф. ).
Упоминания о посте в Ветхом Завете для христиан носят справочно-познавательный характер. Несмотря на это, почти все формы поста Ветхого Завета были унаследованы христианами, причём многие формы поста сохранили в конфессиях до сих пор.
На первое упоминание в Библии о посте указывают книги Исх. и Втор. , где идёт речь о двух подряд постах Моисея на горе Хорив , когда он получал скрижали для Израиля.
По форме воздержания, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминания:
По цели (мотивации) поста в Ветхом Завете встречаются следующие упоминания:
В Новом Завете упоминания о посте носят для христиан не только справочно-познавательный, но и вероучительный характер. Основные моменты вероучения располагаются в Евангелии и относятся к словам Иисуса Христа о посте:
В Евангелии от апостола Иакова имеется сюжет, где праведный Иоаким , отец Пресвятой Богородицы , уходит в пустыню на 40 суток поститься. Мотивация поста — усиленная молитва о потомстве, способ воздержания — полное воздержание от приёма пищи и питья в течение 40 суток: « И столь горько стало Иоакиму, и не пошёл он к жене своей, а ушёл в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдёт ко мне Господь, и будет мне едою и питьём молитва » (Евангелие от Иакова 1.7).
В книге « Дидахе » («Учение через двенадцать апостолов народам») повествование о посте встречается трижды:
Среди авторов святоотеческого предания, повествующего о посте, такие деятели Церкви, как три святителя каппадокийских Иоанн Златоуст , Василий Великий и Григорий Богослов . Поскольку эти христианские авторы создавали свои труды до раскола христианской Церкви , их авторитет признаётся как в православии, так и в католицизме.
Святоотеческое предание называет цели и смыслы поста в перечислении приносимой с точки зрения христианства пользы :
подчинение тела духу, сбор средств на пожертвования, достижения мира и тишины, покаяние . Задачи поста: верность, благодарность, смирение .
Василий Великий сравнивает исцеляющее от греха влияние поста на душу человека с действием лекарств на гельминтов .
В целом, христианский пост предназначен для того, чтобы оторвать себя от земного, греховного, временного и взрастить в себе любовь к небесному, божественному, вечному. Основной целью поста в христианстве является духовный рост .
Формы воздержания в христианских постах следующие:
Дай отдых своему повару, дай свободу собирающему стол, останови руку виночерпия; пусть отдохнёт когда-нибудь изготавливающий разные печенья; пусть и дому успокоится на время от тысячей тревог, от дыма и смрада, от беготни вверх и вниз прислуживающих чреву, как неумолимому властелину.
(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)
Святитель Василий Великий утверждал, что воздержание от пищи является лишь дополнением к духовному посту, который и является целью христианина. Во-первых, он предлагает ограничить круг общения людьми, которые могут принести духовную пользу. Во-вторых, он считает необходимым усилить приём «духовной пищи» .
Впрочем пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.
(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)
Пост относится к внутренней работе души, поэтому человек не должен его разглашать — поститься напоказ . Святитель Василий Великий подчёркивал необходимость подготовки к посту: «сегодняшним пьянством не порти завтрашнего воздержания» .
Посты, принятые в Православной церкви, можно подразделить на однодневные и многодневные.
Самая типичная форма однодневных постов — ограничение в определённых видах пищи (мясной, молочной, а также рыбы) в среду и пятницу в периоды мясоедов , приуроченные к дням предания Христа на страдания (среда), а также мучения и смерти на кресте (пятница). Днями строго поста в Православной церкви всегда являются день Воздвижения Креста Господня — 14 сентября ( 27 сентября ), день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа ( 11 сентября ) и навечерия Богоявления 5 января ( 18 января ), в эти дни всегда (включая субботу и воскресение) запрещено есть рыбу, но разрешена пища с растительным маслом. К многодневным постам относится Великий пост, Петров пост , Успенский пост и Рождественский пост .
Согласно Уставу Православной церкви, монахам целиком и полностью запрещено есть мясо на протяжении всей их жизни.
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Фарисе́ева седмица | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений |
Седмица, которая начинается с понедельника после Недели о блудном сыне | без ограничений | без ограничений | рыба | без ограничений | рыба | без ограничений | без ограничений |
Сырная седмица | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса |
Первая седмица Великого поста | пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) | пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) | горячая без масла | сухоядение | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом |
Великий пост | сухоядение | сухоядение | сухоядение | сухоядение | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом |
Страстная седмица | сухоядение | сухоядение | сухоядение | горячая с маслом | пищу не едим | сухоядение | |
Пасха и Светлая седмица | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | |
Весенний мясоед | без ограничений | без ограничений | рыба | без ограничений | рыба | без ограничений | без ограничений |
От Пятидесятницы до Недели всех святых , включительно | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений |
Петров пост | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба |
Летний мясоед | без ограничений | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | без ограничений |
Успенский пост | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом |
Осенний мясоед | без ограничений | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | без ограничений |
Рождественский пост с 15 (28) ноября до 19 декабря ( 1 января ), включительно | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба |
Рождественский пост с 20 декабря ( 2 января ) по 23 декабря ( 5 января ) | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом |
На́вечерие Рождества Христова 24 декабря ( 6 января ) | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом| |
Святки с 25 декабря ( 7 января ) по 4 января ( 17 января ), включительно | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений |
Предпразднство Просвещения 5 января ( 18 января ) | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом| |
Просвещение (Богоявление) 6 января ( 19 января ) | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений |
Зимний мясоед | без ограничений | без ограничений | рыба | без ограничений | рыба | без ограничений | без ограничений |
Кроме того Известие учительное предписывает пост перед каждым причащением: 7, 3, или 1 день — сколько христианин считает нужным или сколько дней поста назначит ему священник. В случае тяжких грехов, искушений и бедствий православные могут принимать епитимию в виде дополнительных постов.
В православии имеются посты в течение не всего дня, а только части суток, например, — полное воздержание от еды и питья после полуночи перед причащением, или за 6 часов до причащения, если оно ожидается вечером. По уставам древних монастырей Египта, пищу во время постов разрешалось вкушать только после 3-го часа дня, соответствующего восточному 9-му часу — времени смерти Христа на кресте; в остальные дни — после Литургии , когда во время совместного обеда совершается Чин о панагии. Вторая (последняя) трапеза происходила после вечерни — след в богослужебной практике от братского ужина остался в совершении литии , на которой благословляется 5 хлебов, пшеница, вино и елей.
Кроме Библии и указанных выше авторов святоотеческого предания, в православии очень развита проповедь о посте. Среди авторов предания Григорий Палама , Иоанн Лествичник , Тихон Задонский . Необходимое в посте — осознание своей духовной слабости, возрастание в любви к Богу и к людям. Митрополит Антоний Сурожский , ссылаясь на слова преп. Серафима Саровского , давал рекомендацию принимать пост с радостью, чуждой внутреннему напряжению .
Строгий «стандартный» распорядок поста из Устава Церкви предписан только монахам, которые обязаны его соблюдать полностью. Для мирского христианина строгость поста индивидуальна, всё зависит от возможностей человека и его духовного рвения. Индивидуальные рекомендации, а также разрешение на некоторые послабления в связи с ограничениями по здоровью верующий получает от приходского священника или от своего духовника. По данным социологов пост в России в настоящее время строго соблюдают 10—12% православных людей, относящих себя к верующим, то есть примерно 2,5—5% всего русского населения . Полностью или частично постятся в Великий пост около 34% россиян, считающих себя православными .
На церковных службах в будничные дни многодневных постов по уставу положено исполнение аллилуйных богослужений с повторением коленопреклонённой Молитвы Ефрема Сирина . В эти дни не совершается полная литургия , чтобы в отсутствие главного христианского торжества, верующим глубже проникаться покаянной скорбью о содеянных грехах.