Кутеинская типография
- 1 year ago
- 0
- 0
Типография Московского университета была основана по сенатскому указу 5 ( 16 ) марта 1756 и открыта 26 апреля ( 7 мая ) 1756 года.
По замыслу основателей Московского университета было решено «зделать типографию и книжную лавку, в которой происходимые университетских писателей книги печататься и продаваться в общую пользу могли» . Первым изданием, выпущенным типографией университета, была газета « Московские ведомости ». Здесь же печатался журнал «Полезное увеселение» М. М. Хераскова . Известность получили «Музыкальный журнал» Х. Вевера и «Сельскохозяйственный журнал» Х. Ридигера. Помимо этого печатались учебники, речи и доклады профессоров, программы, учебно-методическая литература. В течение первых двух десятилетий было напечатано 960 названий книг, из них 105 учебников, 85 богословских трудов; напечатано 54 произведения русской художественной литературы: сочинения М. В. Ломоносова , И. Ф . Богдановича , Д. И. Фонвизина и др.
В настоящее время историческое здание типографии не имеет отношения к Московскому университету; Издательский дом (типография) Московского университета теперь располагаются в двух зданиях: на Моховой улице и на Воробьёвых горах. В здании бывшей типографии теперь находится президиум Союза театральных деятелей Российской Федерации .
Первоначально типография размещалась в купленном для Московского университета здании на Моховой улице (1756—1757). Затем была переведена в дом у Воскресенских ворот (1757—1789), потом — в здание университетского благородного пансиона в Газетном переулке (1789—1811). С 1811 года она находилась в «доме Власова» на Страстном бульваре .
При университетской типографии, открывшейся в 1756 года имелась книжная лавка и словолитня (с 1757). К моменту открытия типография располагала шрифтами, машинами, 60 пудами литер из Петербургской академии наук ; из Санкт-Петербурга также был прислан наборщик с двумя учениками. В качестве рабочих после специального обучения к типографии были приписаны солдатские дети Бутырского полка .
В 1779 году М. М. Херасков , куратор Московского университета, предложил Н. И. Новикову взять в аренду университетскую типографию. В то время университетская типография помещалась на втором этаже над Воскресенскими воротами . Типография была передана в аренду Новикову сроком на 10 лет — с 1 мая 1779 по 1 мая 1789 года с ежегодной оплатой в 4500 рублей. Он значительно расширил её и менее чем за три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из неё за 24 года её прежнего существования. Типография в этот период стала лучшим печатным заведением не только в России, но и в Европе. Уже в первый год вышло сорок пять изданий, в том числе «Эмиль и София» Жан-Жака Руссо , комедии М. М. Хераскова , полное собрание сочинений А. П. Сумарокова , учебники по различным дисциплинам; через два года число изданий достигло 73 названий, среди них:
В университетской типографии Новиков печатал и свой журнал «Утренний свет» и единственную в то время московскую газету « Московские ведомости », выпускавшуюся с первых месяцев работы типографии. Вместе с «Московскими ведомостями» регулярно выходили бесплатные приложения, в том числе: « Экономический магазин », который редактировал А. Т. Болотов ; «Детское чтение для сердца и разума», которое редактировали Н. М. Карамзин и А. А. Петров . Новиков печатал здесь и масонский журнал (1782). Аренда Новикова была прекращена в 1788 году высочайшим повелением императрицы Екатерины II до истечения срока и без права возобновления.
Типография приносила Московскому университету доход, который использовался на учебные и научные цели. Почти половину этого дохода составляли суммы за подписку на газету «Московские ведомости» и публикацию в ней объявлений; доход в XVIII в. составлял от 4,5 до 9 тыс. рублей в год (по другим источникам — 23 тыс. рублей), в 1-й половине XIX в. — свыше 40 тыс. рублей серебром ежегодно. 40—45% этой суммы составляла плата за подписку на газету «Московские ведомости» и публикацию в ней объявлений . Финансовые соображения побуждали сдавать типографию время от времени в аренду частным лицам: с 1770-х гг. до 1806 года, в 1863—1908 годах и 1913 году. Самыми известными арендаторами типографии были Н. И. Новиков, М. Н. Катков и П. М. Леонтьев .
В начале XIX века на книгах, выпускаемых типографией значилось: «В Университетской типографии у Христофора Клаудия» (см. Т. Н. Борисполец ), «В Университетской Типографии у Любия, Гария и Попова» (см. ). В это время типография находилась в здании университетского благородного пансиона — на углу Тверской улицы и Успенского переулка (который по находившейся здесь лавке уже в 1820-х годах получил название Газетного ). Типография имела свой типографский знак — прописные буквы «Т. М. У.», заключённые в овальную рамку. Знак ставился на обороте титульного листа. При типографии находилась библиотека, формировавшаяся из изданий Московского университета, а также из литературы, выписанной для подготовки к печати «Московских ведомостей» и журналов.
В 1806—1863 гг. типография подчинялась Правлению университета . На титулах всех изданий помещалась марка «И. М. У. Т.» (Императорского Московского университета типография). Доходы от изданий являлись одним из главнейших источников, позволявших университету поддерживать преподавание и научную деятельность на должной высоте. На эти доходы была построена астрономическая обсерватория и приобретены астрономические инструменты, построен анатомический театр, создана первая химическая лаборатория, куплено «новое» здание университета… . Из тех же сумм университет истратил 218 тыс. рублей на публичную библиотеку и Румянцевский музей, постройку 4-й гимназии, Дворянского института. В 1830—1840 гг. до 145 тыс. рублей было передано в Военное министерство и Министерство народного просвещения .
За эти годы типография значительно расширила свою деятельность, оборудование было пополнено новыми типографскими машинами, построен новый каменный корпус по ул. Большая Дмитровка. В 1806 году были приняты Правила для производства дел типографии Московского университета (пересмотрены в 1851). Во главе типографии стоял начальник, в число сотрудников входили его помощник, фактор , издатель политических ведомостей с помощником, корректоры, рабочие, смотрители за рабочими. Сотрудники — чиновники часто набирались из выпускников университета. Треть рабочего состава в XVIII — первой половине XIX вв. происходила из крепостных (сыновья приписанных к типографии рабочих), остальные были выходцами из духовного звания, дети чиновников, вольноотпущенные крестьяне, мещане. Число мастеровых в конце 1750-х гг. — 78 человек, в первой половине XIX в. — от 158 до 170 человек .
В XIX в. совершенствовалась техническая база типографии. Росло количество печатных станков: в 1794 году их было 10, в 1811 году — 24, в 1833 году — 34, в 1849 году — 26. Университетская типография первой в Москве открыла отделение плоской печати (1822). В 1836 году были приобретены две скоропечатные машины, в 1849 году в типографии было уже шесть машин. В 1865 году появились паровые двигатели, заменившие рабочих-вертельщиков. По размерам производства типография Московского университета выделялась среди подобных учреждений города. Из напечатанных в ведомственных типографиях Москвы за 1800—1850 гг. шести тысяч названий книг и журналов две трети вышло из университетской типографии. В этот период она занимала первое место в стране по количеству печатной продукции.
В 1863 году Совет университета , принимая во внимание, что содержание типографии стало грозить убытками, постановил передать в аренду и типографию и издававшиеся в них «Московские Ведомости». Арендаторами были Советом выбраны профессора М. Н. Катков и П. М. Леонтьев ; контракт с ними был подписан 8 апреля 1863 года, а в 1875 году контракт был перезаключён ещё на 12 лет. В дальнейшем арендаторами типографии и газеты становились Петровский и В. А. Грингмут .
С момента сдачи типографии в аренду (в 1863) университет фактически лишился всех, получаемых ранее от типографии доходов, а вся арендная плата полностью стала поступать в смету доходов Министерства народного просвещения . В 1906—1912 гг. типография после длительной аренды временно возвратилась в ведение Совета и Правления университета, однако в 1913 году вновь была отдана в аренду в связи с ростом долгов и невозможностью её содержания со стороны администрации.
После революции 1917 года типография на долгое время прекратила свою работу.
Объект культурного наследия России
федерального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
Комплекс зданий университетской типографии был расположен на углу Большой Дмитровки (д. 34) и Страстного бульвара (д. 10).
В настоящее время комплекс включает здания трёх различных эпох. В XVII веке здесь располагалось несколько усадеб, но после 1730-х годов осталось две — Талызиных и Власовых.
В 1760-х годах на участке Власовых появился каменный дом, выходивший на проезд Белого города . В 1811 году усадьба Власовых была приобретена для Университетской типографии . Вместо сгоревшего в 1812 году корпуса в 1816—1817 годах по проекту Н. П. Соболевского при участии Ф. О. Бужинского был построен дом в стиле ампир — Редакторский корпус . Здание получило строгие, утяжелённые формы, рустованный нижний этаж с характерными масками в замковых камнях окон, с лепными декоративными вставками над окнами второго этажа, фасад был отмечен портиком с 6 мощными полуколоннами.
Главный корпус по бульвару в два этажа, с антресолями и двумя заворотами во двор, один в два этажа, а другой в три, построен в 1817 году… Над одним из заворотов сего корпуса в 1830 году надстроен третий этаж, сделана каменная лестница… В нижнем этаже сего корпуса помещаются: книжная лавка о 3 комнатах, раздаточная лавка с магазинами для хранения бумаги и книг в 6 комнатах, и две кухни для живущих в сем корпусе чиновников; в верхнем этаже и антресолях помещаются квартирами чиновники типографии…
—
Университетская книжная лавка в 1806—1812 годах арендовалась Иниховым, Базуновым, Переплётчиковым. Однако после пожара 1812 года её по конкурсу выиграл А. С. Ширяев ; его лавку посещал А. С. Пушкин . На втором этаже корпуса располагалась и квартира редактора « Московских ведомостей » князя П. И. Шаликова .
В 1818 году была присоединена усадьба Талызиных. На месте пострадавших в пожаре 1812 года зданий к 1822 году по проекту архитектора Д. Г. Григорьева был построен Типографский корпус . «Вообразите длинную залу, в коей в удивительном порядке расположены стены типографии, кассы наборщиков, конторки для корректоров и других чиновников. Литеры разных шрифтов для языков: российского, немецкого, латинского, французского, английского, итальянского, греческого, еврейского и арабского; скорость, чистота и исправность, с какой печатаются здесь книги, журналы и проч., заслуживают внимания», — так описывался корпус в 1831 году. Его протяжённый фасад в средней части пластически выделен тяжёлым венчающим карнизом и лепным фризом, а окна имеют арочные завершения с вписанными в них декоративными раковинами, боковые крылья оформлены рустом. В нижнем этаже находились наборная и тередорная палаты, в верхнем — контора и корректорская.
В 1841 году в отчёте университета указывалось: «Университетская типография <…> имеет шесть каменных жилых корпусов, крытых железом. 1-й Главный корпус по бульвару в два этажа с антресолями…» .
Во время Великой Отечественной войны в центр типографского комплекса попала бомба, не повредив самых ценных зданий, среди которых каменные одноэтажные палаты конца XVII века, располагавшиеся во дворе. Их обнаружили реставраторы, когда в 1960-х годах здания университетского типографского комплекса были отданы под Всероссийское театральное общество (ВТО). В 1966 году был создан проект, сохранявший полуразрушенные палаты, однако он не был реализован. Несмотря на то, что они были отнесены к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, после 2003 года были ликвидированы, а на их месте возведён бетонный «новодел», где ныне расположен фитнес-центр