Гордиевский, Олег Антонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, — Лешенков ; 24 июня [ 6 июля ] 1889 , Дубровки , Тверская губерния — 8 октября 1937 , Москва ) — русский и советский поэт, прозаик и переводчик, литературный критик. Его популярные произведения — « », « Сахарный немец », « ». Расстрелян в 1937 году по постановлению Военной коллегии Верховного Суда СССР . Посмертно реабилитирован в 1956 году.
Родился 24 июня [ 6 июля ] 1889 (по другим источникам — 1 [13] июля 1889 ) в деревне Дубровки Тверской губернии (ныне — Талдомский район Московской области) в семье сапожника- старообрядца Антона Никитича Клычкова. В 1899 году по совету сельского учителя отец привёз его в Москву, где он начал учиться в училище И. И. Фидлера (в Лобковском переулке ). Будучи учеником, участвовал в революции 1905 года , входил в состав боевой дружины Сергея Конёнкова . В 1906 году написал ряд стихов на революционные темы, напечатанные в альманахе «На распутье». Ранние стихи Клычкова были одобрены С. М. Городецким .
В 1908 году с помощью Модеста Ильича Чайковского выехал в Италию , где познакомился с Максимом Горьким и А. В. Луначарским . После возвращения из Италии поступил на историко-филологический факультет Московского университета , но не окончил его (исключён в 1913 году). Учился в Народном университете Шанявского. В 1911 году при материальном содействии М. Чайковского в издательстве «Альциона» вышел в свет его первый поэтический сборник — «Песни». В 1914 году появился второй сборник «Потаённый сад» — в том же издательстве.
Во время Первой мировой войны отправился на фронт; войну начал в Гельсингфорсе , затем был переведён на Западный фронт и позже, в звании прапорщика — в Балаклаву , куда отправилась за ним давно знакомая и любимая (вскоре ставшая женой), бывшая гимназистка Евгения Александровна Лобова. Военные впечатления Клычков позже воспроизведёт в романе «Сахарный немец».
После Октябрьской революции 1917 года Сергей Клычков переезжает из Петрограда в Москву. Здесь он живёт в здании Пролеткульта в одной комнате с Сергеем Есениным . В начале 1918 года в Сергей Клычков и Е. А. Лобова обвенчались в церкви на Покровке , шафером был С. Т. Конёнков . В этом же году он примет участие в создании кантаты , посвящённой « павшим в борьбе за мир и братство народов » ( 1918 ).
В сентябре 1918 года в особняке на Воздвиженке при участии Клычкова, Есенина, Орешина , Андрея Белого , было организовано издательство «Московская трудовая артель художников слова», на Большой Никитской открылся магазин этого издательства. В этом издательстве вышли несколько сборников Клычкова.
В 1919—1921 годах жил в Крыму ( Алупка , с 1920 года – Ялта ) , где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 году переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале « Красная новь ».
Стихи ранних поэтических сборников Сергея Клычкова («Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913 ) во многом созвучны со стихами поэтов « новокрестьянского » направления — Есенина , Клюева , Ганина , Орешина и др. Некоторые из стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства « Мусагет ». Ранние темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубрава» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930) , в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Сергея Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации «сошедшей с пути Природы старой Руси».
В 1924 году подписал коллективное письмо писателей в ЦК РКПб , в котором говорилось о засилье в литературной жизни страны «групповщины и духа проработничества» .
Сергеем Клычковым были написаны три романа — сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 году вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928). Они были задуманы как части девятикнижия «Живот и смерть»; были объявлены названия следующих частей: «Китежский павлин», «Серый барин», «Буркан — мужичий сын», «Спас на крови», «Призрачная Русь», «Лось с золотыми рогами» — но ни один из них не появился в печати.
Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет утешения в природе. Поначалу его стихи были повествовательны, позднее они отличались определёнными раздумьями пантеистического, пессимистического характера, но всегда были далеки от всякой революционности. В прозе Клычкова проступает его исконная связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, равно как и влияние Н. Гоголя, Н. Лескова и А. Ремизова. <…> Романы Клычкова не богаты действием, они составлены из отдельных сцен, ассоциативных, наполненных образами из мира реальности и мира сна и духов; рассказ ведётся от лица крестьянина — любителя поговорить на разные темы, ритм этой прозы часто очень хорош. Город, машины, железо и фабричные трубы как символы пролетарской революции, превращаются для Клычкова с его привязанностью к метафизическому миру деревни и леса в орудия сатаны.
Выступал Клычков и с критическими статьями («Лысая гора», 1923; «Утверждение простоты», 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов — Георгия Леонидзе , Важа-Пшавела и других, перевёл знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Во второй половине 1920-х – первой половине 1930-х годов по отношению к Сергею Клычкову и другим « новокрестьянским поэтам » начинается активная публичная травля («Злые заметки» Бухарина , «Об ориентации на массы и опасности царства крестьянской ограниченности» Авербаха , статьи в «Земле Советской») .
Должно быть, я калека,
Наверно, я урод:
Меня за человека
Не признаёт народ!
/.../
Я с даром ясной речи
И чту я наш язык,
А не блеюн овечий
И не коровий мык!
Скажу я без досады,
Что, доживя свой век
Средь человечья стада,
Умру, как человек!— «Должно быть я калека...», 1929 (отрывок)
Зимой 1930-1931 гг. он написал стихотворение «Не мечтай о светлом чуде...»:
Не мечтай о светлом чуде:
Воскресения не будет!
Ночь пришла, погаснул свет...
Мир исчезнул... мира нет...
Только в поле из-за леса
За белесой серой мглой
То ли люди, то ли бесы
На земле и над землёй...
Разве ты не слышишь воя:
Слава Богу, что нас двое!
В этот темный, страшный час,
Слава Богу: двое нас!
Слава Богу, слава Богу,
Двое, двое нас с тобой:
Я – с дубиной у порога,
Ты – с лампадой голубой!
Поэт дружил с Осипом Мандельштамом (сосед по « Дому Герцена »), был близко знаком с С. А. Есениным , С. Т. Конёнковым , П. Н. Васильевым . 26 апреля 1932 года Сергей Клычков выступил на заседании правления ВССП, где настаивал на предоставлении писателям творческой самостоятельности .
В ночь с 31 июля на 1 августа 1937 года Сергей Клычков был арестован у себя на даче по ложному обвинению. Его жена В. Н. Горбачева вспоминала: «Он зажег свечу, прочитал ордер на арест и обыск... и так и остался сидеть в белом ночном белье, босой, опустив голову в раздумье. Очень он мне запомнился в этой склоненной позе, смуглый, очень худой, высокий, с темными волосами, остриженными в кружок. В неровном, слабом свете оплывающей свечи было в нем самом что-то такое пронзительно-горькое, неизбывно-русское, непоправимое...» . Обыск длился с двенадцати часов ночи до девяти утра .
8 октября 1937 года приговорён к смертной казни на закрытом заседании ВКВС СССР (началось в 21 час 30 минут, закончилось в 21 час 55 минут, свидетели по делу не вызывались) . Ему было предъявлено сфабрикованное обвинение в участии в вымышленной «контрреволюционной» организации « Трудовая крестьянская партия » . Сергей Клычков виновным себя не признал. В тот же вечер он был расстрелян. Прах был зарыт в общей безымянной могиле на Новом Донском кладбище . Конфискованный архив поэта уничтожен по акту 2 сентября 1939 года . В 1956 году Сергей Клычков был посмертно реабилитирован «за отсутствием состава преступления». В справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания.
Первая жена (1918—1930) — Евгения Александровна Лобова (1888—1978). Вторая жена (1930—1937) — Варвара Николаевна Горбачева.
Дочь — Евгения (13 февраля 1923—2001) .
Сын (1932—1987) — лингвист- индоевропеист , доктор филологических наук (1967), работал заведующим отделом ИНИОН , преподавал в МОПИ . Его крёстным отцом был Николай Клюев . Ему же посвятил своё стихотворение Павел Васильев («Егорушке Клычкову», 1932) .
На родине поэта, в селе Дубровки Талдомского района Московской области, был создан мемориальный музей Клычкова.
На Новом Донском кладбище в октябре 2017 г. установлен кенотаф Клычкова (участок 3).
Советская и российская рок-группа « Чёрный Кофе » исполняет пользующуюся большой популярностью песню на стихи С. Клычкова «Пылает огоньком звезда». По словам лидера группы Д. Варшавского (интервью М. Марголису в программе «Воздух» «Нашего радио»), на соответствующей пластинке в качестве автора был указан О. Э. Мандельштам , а стихи ему показал кто-то из друзей, увлечённых бардовской песней.
В 2000 году вышло «Собрание сочинений» С. А. Клычкова в двух томах (составление, подготовка текста, комментарии М. Никё, Н. М. Солнцевой, С. И. Субботина. — М.: Эллис Лак). Литературный институт им. А. М. Горького в 2011 году выпустил сборник: «Исследования и материалы по итогам международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. А. Клычкова».