Православная иконография Иисуса Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
Распятие Иису́са Христа́ — казнь Иисуса Христа через распятие . Событие, завершающее Страсти Христовы и предшествующее погребению и Воскресению Иисуса Христа.
Крещение и распятие Иисуса Христа — оба эпизода большинством учёных признаются как исторический факт .
Художественное изображение Христа-человека на кресте появляется с конца VII века, после того, как в 692 году собор восточных епископов постановил, чтобы Христа изображали в центре распятия человеком, а не Агнцем Божиим (лат. Агнус Деи), как в предыдущие века, и запретил сопровождать крест, как было общепринято, солнцем и луной, после чего распятие утратило своё символическое значение, став предметом веры и богопочитания с отсылкой лишь к смерти , в данном случае — Иисуса Христа .
Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершённое евреями « богоубийство » .
О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста , и каждый сообщает свои подробности:
Евангелие | Описание |
---|---|
От Матфея
( Мф. ) |
И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса , смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. |
От Марка
( Мк. ) |
И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. |
От Луки
( Лк. ) |
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. |
От Иоанна
( Ин. ) |
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется речённое в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. |
Крещение и распятие Иисуса Христа — признаются большинством учёных как достоверные исторические факты . Так, Джеймс Данн заявляет, что данные «два факта из жизни Иисуса требуют почти всеобщего согласия», ведь «занимают высокое место в шкале исторических фактов, которые не подлежат сомнению или отрицанию» . Известный профессор религиоведения Барт Эрман отмечает, что распятие по приказу Понтия Пилата является наиболее достоверным повествованием касаемо Иисуса . утверждает, что распятие Иисуса настолько же достоверен, как и любой иной исторический факт . в своей книге пишет, что бесспорным является факт смерти исторического Иисуса через распятие . В то же время библеист Кристофер Такетт уточняет, что, хотя точные причины смерти Иисуса трудно определить, одним из неоспоримых фактов о Нём является то, что он был распят .
Существуют также «нехристианские» источники, подтверждающие распятие Иисуса .
В 1968 году во время археологических раскопок к северо-востоку от Иерусалима было обнаружено тело распятого человека, датированное I веком. Распятие произошло в период римского господства над Иудеей . Исследование останков показало определённое соответствие распятию Иисуса, описанного в Евангелиях . Человек был идентифицирован как и, вероятно, умер около 70 г. н. э., во время еврейского восстания против Римской империи .
Согласно сообщениям евангелистов, при распятии Иисуса присутствовали:
Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями . К ним относятся:
Голгофа ( ивр. גולגלתא , «лобное место» от арам . gûlgaltâ , букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима . Был традиционным местом публичных казней.
Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег , а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе .
Некоторые христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века .