Клеменция на монетах Древнего Рима
- 1 year ago
- 0
- 0
Спес на монетах Древнего Рима присутствует на нескольких сотнях типов денежных знаков Римской империи. В римской мифологии Спес была богиней надежды . Общепринятым изображением Спес стала молодая женщина с цветком в правой руке. Он имел символическое значение, так как цветок предполагает надежду на плод.
В императорскую эпоху Спес также стала одной из персонификаций добродетелей правителя. Спес Августа ( лат. Spes Augusta ) древними римлянами ассоциировалась с надеждой на августа , который сможет разрешить все трудности в государстве. Впервые на монетах Спес появляется во время правления Клавдия (41—54 годы н. э.). Присутствует на деньгах большинства императоров, вплоть до принятия христианства государственной религией в Римской империи.
Культ богини надежды Спес возник в Римской республике не позднее V столетия до н. э. Имеются упоминания о посвящённом ей храме при описании событий 477 г. до н. э. Общепринятым изображением Спес стала молодая женщина с цветком в правой руке. Он имел символическое значение, так как цветок предполагает надежду на плод. Левой рукой Спес либо придерживает полупрозрачное платье, либо несёт рог изобилия и другие символы ожидаемых от неё благ .
В императорскую эпоху Спес также стала одной из персонификаций добродетелей правителя. Спес Августа ( лат. Spes Augusta ) древними римлянами ассоциировалась с надеждой на Августа , который сможет разрешить все трудности в государстве .
Впервые она появляется на монетах Клавдия с эпитетом «Августа» . Другими эпитетами богини надежды на монетах являются «римского народа» («P[opuli]. R[omani].») , «государственная» («PVB», «PVBLIC», «PVBLICA», «REIPVBLICAE») , «добрая» («BONA») , «вечная» («PERPETVAE») . Спес сама по себе, или в сочетании с эпитетами «римского народа» или «государственная», часто относится к наследнику престола, как надежде всего народа и государства . В таких случаях на другой стороне монеты присутствует либо его изображение, либо титул «принцепса молодёжи» .
Достаточно необычная композиция, протягивающей цветок Спес Августа трём римским солдатам, впервые появляется на сестерции Веспасиана , а затем и ряда других императоров. Это подчёркивает роль армии в осуществлении надежд правителя и народа на величие и благополучие государства . Сюжет с персонификацией согласия Конкордией , держащей руку на Спес, олицетворяет надежду на согласие между правящим императором и выбранным им наследником . При Адриане (117—138) Спес изображают рядом с богиней удачи Фортуной .
Во время кризиса Римской империи III века одной из наиболее привлекательной для всех слоёв общества идеей была надежда на восстановление мира и изобилия. Это нашло отображение в частой чеканке монет с богиней Спес с эпитетами «счастья в мире» («FELICITATIS ORBIS») , «твёрдая» («FIRMA») и др.
При принявшем христианство Константине Великом с монет пропадают изображения античной богини Спес. Но изображения на них надежды, как таковой, с соответствующей легендой «SPES REIPVBLICAE» продолжают использовать. Богиню заменяет знамя с монограммой Иисуса Христа лабарум пронзающее змею , либо мать с двумя младенцами . Магн Максим связывал, согласно легенде и изображениям на монетах, свои надежды с преторианской гвардией .