Interested Article - Дом Остроухова в Трубниках

Дом Ильи Остроу́хова в Трубника́х — выставочный зал Государственного музея истории российской литературы имени Даля , расположен по адресу Москва , Трубниковский переулок , 17. Находится в бывшем особняке художника и коллекционера Ильи Остроухова , жившего здесь с 1890 до 1929 года. Музей регулярно организует крупные выставочные проекты, однако не имеет постоянной экспозиции .

История

Здание

Деревянное здание музея относится к московской застройке после пожара , устроенного французами [ источник не указан 149 дней ] в 1812 году. Возведённый в 1820-х годах, особняк пережил несколько крупных перестроек — в 1858, 1870 и 1889 годах. За этот период был утрачен сад, деревянные постройки во дворе, а также изменены границы участка. Первой владелицей дома была Е. Солнцева, а в 1880-х годах здание приобрели купцы Дмитрий и Петр Боткины . Художник Илья Остроухов стал собственником в 1890 году после женитьбы на дочери Петра Боткина Надежде — дом на Трубниковском переулке достался ей в качестве приданого .

С этого времени Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию, состоящую в основном из этюдов русских художников, работ импрессионистов и собрания икон . В 1891 году коллекция Остроухова открылась для свободного посещения. Число экспонатов росло, и в 1905 году к дому была сделана кирпичная пристройка, а через девять лет к ней добавили второй этаж и жилой каменный флигель во дворе .

После революции , в 1918 году усадьба была национализирована и превращена в филиал Третьяковской галереи с названием «Музеем иконописи и живописи им. И. С. Остроухова». С 1979 года особняк является частью Государственного литературного музея . В ходе реставрации зданию был возвращён исторический облик конца XIX века, восстановлены внутренняя планировка и декор .

Создание коллекции

Портрет Ильи Остроухова кисти художника Сергея Малютина, 1915 год
Картина Василия Поленова «Лодка», эскиз которой стал первым в художественной коллекции Остроухова

Илья Остроухов на протяжении всей жизни увлекался коллекционированием . Будучи состоявшимся художником он начал собирать эскизы и этюды своих коллег по Абрамцевскому художественному кружку . Первым в его собрании стал рисунок Василия Поленова «Лодка», подаренный ему в 1883 году. Однако большая часть коллекции сформировалась в 1890-е годы. Как отмечает искусствовед Лидия Иовлева , первые экспонаты Остроухов начал привозить из своих частых поездок по Европе , это были «средневековые испанские лампады, и копенгагенский фаянс, египетские бытовые и культовые предметы из раскопок и греко-римские статуэтки и вазы, европейский и китайский фарфор и японские веера и гравюры» .

Большое влияние на художественный вкус и коллекцию Остроухова оказала дружба с Павлом Третьяковым , после смерти которого в 1913 году Остроухов был выбран членом попечительского совета Третьяковской галереи, а с 1904 — его главой . До 1900-х основную коллекцию Остроухова составляли работы русских художников: Василия Перова , Ильи Репина , Ивана Крамского , Василия Сурикова , Василия Васнецова , Василия Поленова , Ильи Левитана , Василия Серова , Михаила Врубеля .

В начале XX века Остроухов подружился с Сергеем Дягилевым , и коллекция пополнилась работами членов объединения « Мир Искусства »: «Весна на берегу моря» Константина Сомова , акварелями Александра Бенуа и Льва Бакста . Большое влияние на коллекцию оказало восхищение художника работами французских импрессионистов — в 1911 году он даже принимал у себя дома и в Третьяковской галерее Анри Матисса .

Илья Остроухов также обладал одной из самых больших в России коллекцией икон. В его собрании хранились изображения Андрея Боголюбского и Сергия Радонежского , работы Андрея Рублёва , древнерусские иконы Великого Новгорода . Особое место в коллекции занимала подаренная художнику икона Ильи Пророка XV века . Как вспоминает Александр Бенуа, Остроухов сыграл важную роль в популяризации иконописи в России и за рубежом:

Благодаря ряду необычайно удачных приобретений, делавшихся обыкновенно через посредство его приятеля, хранителя Третьяковской галереи Черногубова (человека тончайшего вкуса, понаторевшего в коллекционерских комбинациях и лукавствах), он добился того, что имя его стало синонимом самого передового, самого просвещенного собирателя, к тому же оказывавшего бесценные услуги русской культуре… Ведь открытие всей этой новой области красоты произвело всемирную (благодаря заграничным выставкам) сенсацию. Еще недавно считалось, что вся русская живопись до Петра — нечто аморфное, рабски-подражательное; теперь же историки искусства и на Западе считаются с русской иконой, а иные склонны даже приравнять русских художников (не богомазов, а художников) и среди них на первых местах Андрея Рублева и Дионисия , с итальянскими тречентистами и кватрочентистами .

В 1912 году Остроухов принимал участие в создании коллекции Отделения Христианских древностей Русского Музея имени Александра III , предлагая музею услуги реставраторов и антикваров .

После смерти художника в 1929 году, коллекция Остроухова была изъята из особняка, а музей Иконописи и живописи был закрыт. Племянница Ильи Остроухова, Вера Прохорова, позже писала в своих мемуарах:

Судьба дяди Илиной коллекции была трагична. После неожиданной смерти Остроухова ценности из его дома были попросту расхищены. Что то передали в Третьяковскую галерею, а что то навсегда исчезло. Как, например, картина Тициана . У Остроухова была дома богатейшая библиотека из 12 тысячи томов, которую после его смерти тоже расхитили. Это было страшное зрелище. Даже мы, дети, понимали, что происходит что то ужасное и стихийное. Нам позволили взять несколько книг. У нас они потом хранились с экслибрисом «Из библиотеки Ильи Остроухова». В книгах большевики были мало заинтересованы. Их больше интересовали картины, которые они спешно вывозили. Иконы тащили .

Большая часть коллекции, включая собрание картин и иконописи, в 1929 году была перемещена в Третьяковскую галерею и в Исторический музей .

Современность

Выставка «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990—2000-х», проходившая в Доме Остроухова в 2017 году

С 1979 года особняк снова приобрёл статус музейного объекта и стал принадлежать Государственному литературному музею . В 1983 году в здании открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Василия Жуковского . С 1984 по 1992 года в помещении выставлялась коллекция работ истории русской литературы XX века. В 1992 году особняк Остроухова приобрёл статус выставочного зала. С 2014-го дом Остроухова функционирует как научно-экспозиционный центр «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» .

На начало 2018 года «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» не имеет постоянной экспозиции. В 2011 году музей выиграл конкурс " Меняющийся музей в меняющемся мире |", учреждённый для помощи музеям в реализации современных проектов .

Крупные выставки с 2014 по 2018 год

При музее действует культурный центр по работе с детьми. Основные проекты — «Не-урок», «Занимательная филология», «Пишем перьями» — нацелены на развитие творческих навыков у школьников, углубление их знаний по истории литературы, а также улучшение письменных навыков .

Примечания

  1. . Музеи России. Дата обращения: 8 марта 2018. 26 февраля 2018 года.
  2. , с. 48.
  3. . Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей). Дата обращения: 7 марта 2018. 3 февраля 2018 года.
  4. (16 января 2010). Дата обращения: 7 марта 2018.
  5. , с. 49.
  6. , с. 51.
  7. , с. 53.
  8. Анисов Лев. . Москва (декабрь 2014). Дата обращения: 8 марта 2018. 7 февраля 2018 года.
  9. , с. 366.
  10. , с. 453—465.
  11. , с. 13.
  12. , с. 250—252.
  13. . Дата обращения: 8 марта 2018. 4 декабря 2017 года.
  14. . Государственный литературный музей. Дата обращения: 8 марта 2018. 15 февраля 2018 года.
  15. . Благотворительный фонд В. Потанина. Дата обращения: 8 марта 2018. 6 марта 2018 года.
  16. . Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Дата обращения: 8 марта 2018. 25 января 2021 года.
  17. . Colta (14 декабря 2015). Дата обращения: 8 марта 2018. 17 декабря 2015 года.
  18. Шинкман Ян. . Новая Газета (22 апреля 2016). Дата обращения: 8 марта 2018.
  19. . Государственный музей истории литературы имени В.И. Даля. Дата обращения: 11 марта 2018. Архивировано из 3 февраля 2018 года.
  20. . Colta (24 января 2017). Дата обращения: 8 марта 2018. 13 ноября 2017 года.
  21. . Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Дата обращения: 10 марта 2018. 29 декабря 2017 года.
  22. . Горький (9 февраля 2018). Дата обращения: 8 марта 2018. 7 августа 2020 года.
  23. . Благотворительный фонд В. Потанина (23 августа 2017). Дата обращения: 8 марта 2018. 8 декабря 2017 года.

Литература

  • Бенуа А. Мои воспоминания. — М. : Наука, 1980. — 744 с. — ISBN 978-5-02-012722-7 .
  • Иовлева Л. Илья Остроухов –московский художник и собиратель // Третьяковская галерея. — 2006. — Вып. № 2 . — С. 48—57 .
  • Пивоварова Н. // Cahiers du monde russe. — 2012. — Т. 53 , вып. № 2-3 . — С. 453—465 .
  • Прохорова В. Четыре друга на фоне столетия. — М. : Астрель, 2012. — 338 с. — ISBN 978-5-271-40033-9 .
  • Умеренкова С. // Ученые записки. — 2008. — С. 250—252 .

Ссылки

  • // Музей истории российской литературы имени В.И. Даля. 14 апреля 2021. (видео)
Источник —

Same as Дом Остроухова в Трубниках