Единорог (созвездие)
- 1 year ago
- 0
- 0
Единоро́г , или инро́г ( др.-евр. ראם ; др.-греч. μονό-κερως ; лат. unicornis ) — мифическое существо , которое с древних времён описывалось как некое копытное животное , чаще всего лошадь , с одним большим заострённым спиралевидным рогом , выходящим изо лба.
В европейской литературе и искусстве единорог в течение последней тысячи лет или около того изображался как конь , часто белого окраса, с длинным прямым рогом со спиральными бороздками, раздвоенными копытами, а иногда и козьей бородой. В средние века и в эпоху Возрождения его обычно описывали как чрезвычайно дикое лесное существо, символ чистоты и изящества, его могла поймать только девственница . В средневековых бестиариях говорится, что его рог обладает свойством делать отравленную воду пригодной для питья и лечить болезни. В связи с этим в старину бивень нарвала иногда продавался под видом рога единорога.
Некоторые учёные считают, что единорог-бык был изображён на печатях Индской цивилизации бронзового века, но эта интерпретация остаётся спорной. Единорог-лошадь упоминался уже в Древней Греции в различных трудах по естествознанию такими писателями, как Ктесий , Страбон , Плиний Младший , Элиан и Козьма Индикоплов . В Библии описывается аналогичное существо, , которое некоторыми переводчиками также именуется единорогом .
В современной популярной культуре единорог продолжает занимать видное место. Его изображения часто используют как сказочный символ или символ антиквариата .
Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, это один из самых распространённых художественных мотивов Индской цивилизации . Гораздо позже единороги стали появляться в мифах Западной Азии . В Древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах Южной Африки , представляют собой рисунки антилоп с прямыми рогами (например, бейза и орикс ), которые, будучи изображены в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы в случае, если второй рог ломался в поединке.
Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий , который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, поведал в своей книге «Описание Индии» о диких индийских ослах массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По словам Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, никогда не будет подвержен болезням. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда при них находятся детёныши, которых родители не могут оставить. История Ктесия получила популярность благодаря авторитету Аристотеля , кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».
Римский писатель Клавдий Элиан , родившийся около 170 года н. э., в книге « Пёстрые рассказы » говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий — картазон со спиральным чёрным рогом, охарактеризованный как животное «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеющее гриву лошади и очень быстрое». Картазоны в общем не опасны, сообщает автор рассказов, но самцы непримиримы друг к другу и нападают даже на самок. Нрав самцов смягчается во время гона, но с рождением детёнышей они снова свирепеют.
В ранних традициях единорог изображался также с телом быка , козла и лошади . Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог . Плиний называет родиной единорогов страну индусов и Центральную Африку . В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом « Физиологе » отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей» . С этим согласна Библия , где единорог («рээм») представлен как быстрое ( Чис. ), опасное, свирепое ( Пс. ) и свободолюбивое ( Иов. ) животное. Сегодня в большинстве современных переводов Библии это слово передано как « зубр » или «дикий буйвол» (истреблённый людьми несколько веков назад).
В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде , богине- девственнице . У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая , то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.
Пожалуй, первым, кто авторитетно помещает единорога из дальних стран в Европу, является Юлий Цезарь . В своих « Записках о галльской войне » он рассказывает об олене с длинным рогом, обитающем в Герцинском лесу (в Шварцвальде ).
Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой .
Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об единороге в литературном памятнике « Повесть о Варлааме и Иоасафе ».
В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога ) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии , а также святых и Иустины Падуанской . Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.
В печатной книге единорог впервые появился в 1491 году в книге (с лат. — «Сад Здравия»), изданной Якобом Брейденбахом в Майнце . В этой книге единорог изображён на иллюстрациях рассказов о противоядии .
Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители .
В русских азбуковниках XVI—XVII вв. единорог изображается так:
Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.
Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала , вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях — от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт , отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками .
Покупка целого рога была по карману только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр , захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами , затмевал все драгоценное в мире» . С. Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых .
На небе существует созвездие Единорог , введённое в XVI столетии. На небесных атласах изображается в виде коня с рогом.
Ещё в XIX веке некоторые люди верили в существование реального единорога, против его существования в 1827 году привёл аргументы французский натуралист Жорж Кювье . В XX веке в рамках жанров литературной сказки и фэнтези к образу единорога вновь появляется интерес.
Первое упоминание о единорогах у древних китайцев относится к 2697 году до н. э. Насчитывается по меньшей мере 6 видов этих существ: цилинь , цзин (麠), цзюэ дуань (角端), пао (麃), , ту чжун шу. Из них наиболее популярен цилинь, который символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, справедливость, честность, знаменитых потомков и мудрость. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост, коровьи копыта, иногда покрыт чешуёй и панцирем. Заключает в себе мужское (ци) и женское (линь) начала. Питается зерном. Цилинь настолько нежен, что не в состоянии ступить на острую траву и стремится к одиночеству. Он лёгок, а потому не проваливается в рыхлый снег, а порой может идти и по воде. По преданию — это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло, а наряду с драконом, фениксом и черепахой , цилинь считался разумным существом, его появление знаменует рождение или смерть мудреца (например, Конфуция), времена справедливого правителя, но также — грядущее завоевание страны. Случается, что цилинь карает грешников, окутываясь пламенем.
Японский цилинь — кирин в воззрениях «Страны восходящего солнца», является высшим существом среди мифических животных, в отличие от китайского, разделяющего эту привилегию «на четверых».
Каркаданн — единорог исламского мира, обладающий внешностью быка, оленя, лошади, антилопы или другого животного, а иногда даже с крыльями. Наиболее необычный вид имеет персидский единорог — в виде белого осла с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом.
В 2008 году в Тоскане был обнаружен молодой 10-месячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. В настоящий момент [ уточнить ] жив, для сохранения перевезён в природоохранный центр Прато .
Однорогие животные могут быть получены и искусственно, посредством операции. Данный метод основан на анатомической особенности жвачных животных, чьи рога растут не напрямую из черепа, а из нароста роговой ткани. В 1933 году подобная операция произведена американским биологом из университета штата Мэн . Новорождённому айрширскому телёнку были пересажены два роговых нароста в центр лба, в результате чего у животного вырос длинный прямой рог . Повзрослевшему быку рог придал значительную уверенность, так как прямой центральный рог в виде оружия мог использоваться более эффективно. В связи с этим заслуживает внимания упоминание Плиния Старшего о схожей трансплантации в Древнем мире, но с противоположным результатом: в одиннадцатой книге «Естественной истории» описан случай получения четырёх рогов из одного нароста.
Существует предположение, что в описании единорога отразился след вымершего животного эласмотерия — носорога степей Евразии , обитающего в ледниковый период южнее ареала шерстистого носорога ; изображения эласмотерия встречаются в пещерной росписи того времени. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер примерно в то же время, что и остальная часть евразийской мегафауны ледникового периода . Однако, согласно шведской энциклопедии « Nordisk familjebok » и доводам популяризатора науки Вилли Лея , животное могло просуществовать достаточно долгое время, чтобы успеть попасть в легенды эвенков как огромный чёрный бык с одним рогом во лбу.
Единорог — геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости . Он изображается как конь с длинным витым рогом, раздвоенными копытами, львиным хвостом, иногда — с козлиной бородкой . Если единорог имел корону, то не на голове, а на шее, в виде ошейника. В геральдических книгах единорог уподоблен отважному солдату, «который скорее готов погибнуть, чем живым попасть в руки врага». Существовало и иное метафорическое истолкование единорога на гербе средневекового рыцаря: «от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога». Это и прообраз монашеской жизни, стремления к уединению. Связь символики единорога с Девой Марией и Иисусом Христом высоко ценилась, из-за чего некоторые средневековые авторы высказывали мнение, что единорог не должен быть запятнан помещением его изображения на щит или нашлемник. Однако к XVI столетию фигура геральдического единорога обрела популярность в родовых гербах . Иногда гербовой знак единорога власти даровали мастеру или торговой компании за высочайшее качество товара. Единорог называется прислонившимся ( accule ), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении ( en defense ), когда хочет как бы защититься своим рогом. В других видах встречался редко.
Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии , грифа Галлии , единорога Азии и льва Иллирии
На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием , таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного : Большой (от 1562 года ) и Малой (от 1571 года ), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова , Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича . Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного , носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем ; историк Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного . Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых , Бонч-Бруевичей , Веригиных , Кудрявцевых , Мансуровых , Остафьевых , Романовских , Стрекаловых , Тургеневых , Шеншиных , Шуваловых как щитодержатель включён в гербы Болтиных , Ермоловых , Козловских , Салтыковых , Лорис-Меликовых .
На полной версии герба Красноярска единорог является один из двух (наряду с конём) щитодержателей, а на гербах городов: Лысьва , ( Россия ), Сен-Ло ( Франция ), ( Чехия ), Виштынец и Меркине ( Литва ), Рамош ( Швейцария ), Эгер ( Венгрия ), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце ( Германия ) является центральной фигурой на щите. Также, единорог изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд .
Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады .
На гербе Казахстана изображён тулпар , легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса .
Сегодня также встречается в названиях и на логотипах некоторых общественных организаций.
Сюжет о единороге и девственнице распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы — серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» ( музей Клюни в Париже ) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке ). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.
Иероним Босх в своём триптихе « Сад земных наслаждений » (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотландский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.
Жан Дюве (1485—1562?) получил от искусствоведов прозвище «Мастер единорога». Ему принадлежит цикл из шести гравюр, на каждой из которых присутствует это животное. Оно встречается и на других его гравюрах.