Interested Article - Климов, Элем Германович

Эле́м Ге́рманович Кли́мов ( 9 июля 1933 , Сталинград 26 октября 2003 , Москва ) — советский кинорежиссёр и сценарист. Первый секретарь правления СК СССР ( 1986 1988 ). Народный артист Российской Федерации ( 1997 ).

Биография

Родился 9 июля 1933 года в Сталинграде в семье Германа Степановича и Калерии Георгиевны Климовых. Хотя имя Элем традиционно расшифровывается как аббревиатура «Энгельс, Ленин, Маркс», младший брат Климова, Герман Германович , позже утверждал, что родители назвали сына в честь Элама Харниша, главного героя книги « Время-не-ждёт » Джека Лондона .

В 1941 году должен был пойти в школу, но её закрыли. Когда немцы начали бомбить Сталинград, мать с двумя сыновьями и бабушкой отправили в эвакуацию на Урал , под Свердловск .

В 1957 году окончил Московский авиационный институт , работал инженером-конструктором на одном из московских заводов, а также сотрудничал с молодёжными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения . В 1962 году вступил в КПСС .

В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана ). Его дипломной работой стала полнометражная сатирическая кинокомедия « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён », имевшая большой успех.

В 1965 году женился на Ларисе Шепитько .

Следующий фильм режиссёра « Похождения зубного врача », снятый в 1965 году, вышел на экраны лишь в 1967 году тиражом 25 копий . Таким образом, его практически никто не видел . Повторный выпуск фильма в прокат состоялся 20 лет спустя.

В 1974 году совместно с Германом Лавровым и Марленом Хуциевым Климов завершил фильм своего учителя Михаила Ромма « И всё-таки я верю… ».

В 1975 году Климов закончил съёмки посвящённого Григорию Распутину фильма « Агония », который вышел на отечественный экран лишь спустя десять лет. Позднее Климов говорил, что и сам не был доволен этой картиной .

В 1979 году Лариса Шепитько приступила к съёмкам фильма по повести Валентина Распутина « Прощание с Матёрой », однако вскоре погибла в автокатастрофе. В итоге фильм под названием « Прощание » снял сам Климов, посвятив его памяти жены .

Его последним фильмом стала военная драма « Иди и смотри » (1985), отмеченная главным призом XIV Московского международного кинофестиваля .

Во главе СК СССР

В 1986 году был избран первым секретарём правления Союза кинематографистов на перестроечном V съезде кинематографистов СССР , когда ряд ведущих режиссёров периода застоя были отcтранены от руководства СК. По воспоминаниям Армена Медведева , ещё до съезда Климов был приглашён в ЦК КПСС на встречу с Александром Яковлевым , который и предложил его кандидатуру на этот пост. Сам Климов на съезде не выступал, однако уже на следующий день представил план действий :

На первый пленум обновлённого Союза, на встречу с Элемом мы шли в благодушном настроении… Но свершилось неожиданное. Элем после первых проникновенных, трогательных фраз о бессонной ночи, о долгих раздумьях, как жить Союзу, рассказал о том, что надумал. И последовала не просто жёсткая, но жесточайшая, уничтожающая критика государственно-партийной монополии в кинематографе. Он даже не столько говорил о прошлом Союзе, сколько обозначил следующий рубеж атаки — Госкино СССР и вся его система.

Вскоре состоялась беседа членов правления Союза кинематографистов с председателем Госкино Филиппом Ермашом , после чего тот покинул свой пост .

Под руководством Климова началась Перестройка в кинопроизводстве. Был взят курс на «проблемное» кино взамен развлекательного, объявлено о самостоятельности режиссёров и отмене государственной цензуры . Климов также предложил новую модель оплаты труда, где доходы студий зависели в первую очередь от идейно-художественных достоинств фильма (которые определял СК), и лишь потом — от количества посмотревших его зрителей . Он призывал к «коренной ломке» индустрии, её омоложению, к переходу на хозрасчёт и самоокупаемость .

Дальнейший период связывают с расцветом авторского кино и так называемой « чернухи »: уже в 1988 году на экраны страны вышел целый ряд лент на темы проституции, наркомании, организованной преступности, бытового насилия (« Маленькая Вера », « Меня зовут Арлекино » « Воры в законе », « Игла » и другие). Позднее Климова обвиняли в разрушении советского кинопроката, однако сам он считал, что нормально провести реформу помешал председатель Совета министров Николай Рыжков , вычеркнув «прокатный» абзац из постановления о кино, подготовленного Союзом кинематографистов .

При Климове также началась реабилитация « полочных фильмов », которые по тем или иным причинам не шли в прокате . Многие из этих картин при этом так и не добрались до большого экрана из-за низкого качества и нерентабельности . Кроме того, в производство были запущены некоторые забракованные ранее сценарии, включая « Холодное лето пятьдесят третьего… » .

Одновременно из кино на долгие годы исчезли Сергей и Наталья Бондарчук , Лев Кулиджанов и другие громкие имена, хотя, по словам Климова, «когда мы избирали потом руководителей студий на „Мосфильме“, то проголосовали и за Бондарчука, и за Наумова . Они работали» . По словам кинокритика Гоги Гвахария, « …на съезде, который избрал Климова председателем Союза кинематографистов, была повержена группа, известная как „мафия Михалкова-Бондарчука“ » . На отдельном заседании был подвергнут обструкции фильм « Лермонтов » зятя С. Бондарчука Николая Бурляева , который члены обновлённого СК пытались не допустить до проката .

В кинематографической среде считается, что Элем Климов помешал Никите Михалкову получить высший приз кинофестиваля в Каннах . В 1987 году он был членом жюри фестиваля, в конкурсной программе которого участвовали два фильма от СССР – « Очи чёрные » Никиты Михалкова и « Покаяние » реж. Тенгиза Абуладзе . Как вспоминал сам Н. Михалков:

Картина шла прямиком и на главный приз . Тогда Элем Климов заявил на закрытом заседании фестиваля: либо «Очи чёрные» не получат «Гран-при», либо он уходит из жюри. Об этом первым мне поведал Ив Монтан , бывший в тот год председателем жюри Каннского кинофестиваля…

Как писал кинокритик Денис Горелов, « …Климов сказал, что приз любого достоинства как воздух необходим фильму высокого гражданского звучания „Покаяние“. Что это продвинет Перестройку, а победа михалковского кино отбросит её далеко назад. Что в обмен на приз „Покаянию“ он готов поддержать на „Пальму“ что угодно… » . В итоге фильм «Покаяние» удостоился Гран-при , второй по значимости награды, вручаемой в основном конкурсе, а «Очи чёрные» получили приз за лучшую мужскую роль ( Марчелло Мастроянни ).

В 1988 году Климов покинул пост первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР, передав руководство Андрею Смирнову . Своё решение он обосновал желанием вернуться в режиссуру .

Последние годы

В конце 1980-х годов намеревался экранизировать роман Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита », для которого совместно с братом Германом написал сценарий, однако этот замысел так и остался невоплощённым. Не были сняты и «Бесы» по роману Достоевского — «по экономическим мотивам» . В 1989 году Климов принимал участие в работе над фильмом Фреда Скеписи « Русский дом » по роману Джона ле Карре. В титрах ему была выражена благодарность.

В начале 1990-х годов на встрече кинематографистов с представителями делового мира кто-то заметил, что Элем Климов всю жизнь желал экранизировать «Мастера и Маргариту», но не мог этого сделать: сначала по идеологическим, а после по финансовым причинам. Известный миллионер громко произнёс: «Я дам денег Климову!». Зал завистливо охнул, и в наступившей тишине раздался голос режиссёра: «Хотелось бы ещё знать, откуда эти деньги!» .

Семейное захоронение Климовых

Скончался на 71-м году жизни 26 октября 2003 года в Москве от гипоксии мозга . Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок № 1) рядом с родителями .

Семья

Отец — Герман Степанович Климов (1912—1986), сотрудник Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. После 1956 года занимался реабилитацией «врагов народа». Практически в одиночку собрал 70 томов дел репрессированных. Мать — Калерия Георгиевна Климова (1910—2004), преподаватель физкультуры.

Брат — Герман Климов (9 мая 1941 — 23 января 2023), сценарист, мастер спорта международного класса по лёгкой атлетике (с 1959 по 1970 входил в сборную СССР), призёр чемпионата СССР и ряда международных соревнований по десятиборью и прыжкам в длину .

Жена — Лариса Шепитько (6 января 1938 — 2 июля 1979), советский кинорежиссёр.

Сын — Антон Климов (род. 21 июля 1973), PR-директор.

Награды

Фильмография

Актёрские работы

Режиссёрские работы

Сценарные работы

Документальные фильмы и телепередачи об Элеме Климове

Примечания

  1. Elem Klimow // (нем.)
  2. Elem Germanowitsch Klimow // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. . Первый канал (2007). Дата обращения: 17 марта 2019. 23 сентября 2020 года.
  4. Марина Мурзина. . Аргументы и факты № 41 (7 октября 2015). Дата обращения: 17 марта 2019. 4 марта 2019 года.
  5. Фомин В. Кино и власть. — М. , 1996. — С. 178.
  6. RUSCICO . . DVD «Иди и смотри» (2001).
  7. Армен Медведев . . Искусство кино (ноябрь 1999). Дата обращения: 17 марта 2019. 26 марта 2019 года.
  8. . канал «Культура» . Дата обращения: 17 марта 2019. 28 апреля 2019 года.
  9. Раззаков Ф. И. . — М. : Алгоритм, 2013. — С. 94, 117, 135, 159. — 416 с. — ISBN 978-5-4438-0307-4 .
  10. Новейшая история отечественного кино: 1986—2000 / сост. Л. Ю. Аркус . — СПб. : Сеанс, 2002. — Т. IV. — С. 145. — 760 с. — ISBN 5-901586-04-2 .
  11. Дмитрий Савельев. . Чайка (28 июля 2003). — Интервью с Элемом Климовым . Дата обращения: 17 марта 2019. 25 февраля 2021 года.
  12. . Дата обращения: 13 августа 2021. 13 августа 2021 года.
  13. Николай Бурляев . . 1986, 29 мая . Русское кино . Наш современник (1999—2000) . Дата обращения: 17 марта 2019. 14 июня 2021 года.
  14. Михалков Н. С. Территория моей любви. — М. : ООО «Издательство „Эксмо“», 2015. — 416 с. — ISBN 978-5-04-097210-4 .
  15. Горелов Д. В. Родина слоников. — М. : ИД «Флюид ФриФлай», 2018. — 384 с. — ISBN 978-5-906827-58-6 .
  16. . Би-би-си . Дата обращения: 9 декабря 2012. 26 марта 2013 года.
  17. Дмитрий Мельман. . Московский комсомолец (28 октября 2003). Дата обращения: 21 июля 2020. 21 июля 2020 года.
  18. . Могилы знаменитостей . Дата обращения: 17 марта 2019. 6 августа 2020 года.
  19. Андрей Баташев. Физкультура и спорт . Дата обращения: 17 марта 2019. 31 января 2020 года.
  20. . Дата обращения: 9 февраля 2018. 26 марта 2019 года.
  21. . Дата обращения: 28 марта 2019. 28 марта 2019 года.

Ссылки

  • Аркус Л ; Гореликов А.: . Киноведческая база «Чапаев» . Проект «Чапаев» журнала « Сеанс » . Дата обращения: 2 мая 2020. 25 февраля 2021 года.
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2767 дней])
  • (недоступная ссылка)
  • от 21 апреля 2015 на Wayback Machine
Источник —

Same as Климов, Элем Германович