Interested Article - Зияющие высоты

«Зия́ющие высо́ты» — дебютный роман советского философа Александра Зиновьева , принёсший ему мировую известность. Впервые издан в швейцарском издательстве « » 26 августа 1976 года и был переведён на более чем двадцать языков . Роман, совмещая философские и социологические рассуждения, фантастические элементы, сатиру и фарс, описывает общество « реального социализма » .

В СССР книга распространялась нелегально. Реакцией на публикацию книги стало увольнение Зиновьева из Института философии АН СССР , исключение из КПСС , лишение всех званий и наград (в том числе и военных). В 1978 году после публикации следующей своей книги « Светлое будущее » Зиновьев вместе с семьёй был выслан из страны и лишён советского гражданства.

В СССР «Зияющие высоты» впервые легально были изданы во время « перестройки » в 1991 году .

Сюжет

Книга представлена автором как обрывки найденной на свалке рукописи. События происходят в Иба́нске — вымышленном «никем не населённом населённом пункте», все жители (ибанцы) которого носят одну и ту же фамилию Иба́нов и различаются только прозвищами. Глава Ибанска — Заведующий (Заибан), он также вождь Братии (Партии). В Ибанске вымышленный строй общества — социзм, переходящий в перспективе в полный социзм (псизм). Теоретической основой его построения является учение «дьяволектический ибанизм». Ибанцы не живут в обыденном смысле этого слова, а совершают исторические мероприятия. Мероприятие, описанное в рукописи, называется ШКХБЧЛСМП (по именам основных его участников). Параллельно описывается Под-Ибанск, — цивилизация, возникшая в подземных сооружениях Ибанска; она находится на высшей стадии развития социзма — псизме. Большая часть книги рассматривает «период растерянности», либеральной эпохи Хряка (аллюзия на « хрущёвскую оттепель »). Фрагменты книги посвящены персонажам, сидящим на гауптвахте (губе) Ибанской Военной Авиационной Школы Пилотов (ИВАШП). Часть фрагментов посвящена рутинной деятельности сотрудников Института Промывания Мозгов, диалогам около Ларька и Очереди за несуществующим товаром «шырли-мырли». Период растерянности заканчивается ликвидацией оппозиции, захватом Ибанском всей планеты и объявлением о приближении второй ступени псизма.

История создания

С юности интересовавшийся творчеством Александр Зиновьев участвовал в составлении стенгазет . Во время службы в армии в 1942—1945 годах он писал стихи, в том числе «Балладу о неизвестном курсанте», впоследствии восстановленную для «Зияющих высот» (поздняя версия вошла в российское издание) .

В 1945 году Зиновьев придумал словосочетание «зияющие высоты», ставшее впоследствии заглавием романа. После армейской службы, в 1946 году Зиновьев показал черновик своей «Повести о предательстве» Константину Симонову , который посоветовал уничтожить рукопись из соображений безопасности. Зиновьев последовал совету и оставил литературную деятельность почти на тридцать лет .

Толчком к возвращению к литературному творчеству стали события « пражской весны ». Зиновьев описывал своё состояние как «поворот к бунту». Предпосылками к написанию романа стали опыт публицистических статей, публичные лекции и эссе об Эрнсте Неизвестном . Зиновьев решил изложить свои размышления о коммунистическом обществе в форме книги. Размышляя над стилем повествования, он решил писать «так как пишется», фрагментарно совмещая научный стиль, прозу и поэзию . Основная часть книги была написана летом 1974 года на даче в Переделкино . Опасения преследования со стороны органов госбезопасности , неуверенность в том, что процесс написания книги не будет прерван, во многом определили структуру произведения, состоящую из множества отрывков, которые можно было бы воспринимать как самостоятельные произведения .

В конце 1974 года Зиновьев решил, что материала для книги достаточно, и в начале 1975 года законченный вариант рукописи был переправлен во Францию, после чего черновики книги Зиновьев уничтожил. По словам Зиновьева, после переправки выяснилось, что две части книги — «Сказка о Московии» и «Исповедь отщепенца» пропали. Восстанавливая утраченные фрагменты, Зиновьев напишет две книги «Светлое будущее» и «Записки ночного сторожа» .

Рукопись отклоняют русскоязычные французские издательства. Напечатать книгу согласился Владимир Дмитрие́вич ( ) в издательстве « » (с фр. «Век человека»). Первый тираж книги печатается 7 августа в Бельгии , в городе Лёвен , в типографии .

В СССР книга издана впервые « » в двух томах в 1991 году, перед Распадом СССР . Для советского издания Зиновьев изменил структуру книги: часть текста об Эрнсте Неизвестном была изъята, вместо трёх частей роман делился на пять. Также книга включила расширенное «Предисловие» .

Художественные особенности

Роман имеет полифоническую структуру без выраженного сюжета. Книга разбивается на фрагменты со сложной и запутанной композицией. Также Зиновьев использует приём «книга в книге» (трактаты Шизофреника и Клеветника, книга «Все о крысах»). Разнообразие литературных приёмов помогает Зиновьеву создать подробную картину изображённого в романе общества «ибанизма» . Роман описывает идеологизированное общество, погрязшее во лжи и зашедшее в тупик. Жизнь ибанца наполнена скукой и серостью обыденных мелочей и подчиняется социальным законам. Немногие положительные герои романа трагичны: талантливый художник Мазила не может реализовать свой дар, Шизофреник не может опубликовать свои труды, Болтун решает добровольно уйти из жизни .

Текст изобилует пародийными неологизмами: (Братия — Партия , дьяволектический ибанизм — диалектический материализм , Театр на Ибанке — Театр на Таганке и т. п.) Персонажи романа носят обобщённый характер (например Крикун, Клеветник, Социолог, Сотрудник). В части персонажей угадываются аллюзии на реальных персонажей: Хозяин — И. В. Сталин , Хряк — Н. С. Хрущёв , Правдец — А. И. Солженицын , Мазила — Э. И. Неизвестный , Певец — Галич, Распашонка — Евтушенко и так далее . Прозвища персонажей указывают на профессии (Журналист, Писатель), социальный статус (Сотрудник, Академик, Претендент) или качества персонажей (Стукач, Карьерист). Часть персонажей анонимны: Некто, Девица, Он, Она. Важную роль в произведении занимают диалоги, охватывающие все стороны бытия персонажей. В описании и диалогах научный, квази- и псевдонаучный стиль соседствует с вульгаризмами , анекдотами и высмеиванием канцеляритов советского официоза .

Критика и отзывы

Роман вызвал сенсацию на западе. Критики сравнивали автора с Рабле , Свифтом , Вольтером , Салтыковым-Щедриным . О романе писали как о «фундаментальном сатирико-социологическом исследовании советского общества», «лабиринте нового платоновского государства» . По оценке французского литературоведа Жоржа Нива ,

как и все великие книги, книга Зиновьева не поддается классификации: шутовской платоновский диалог, непристойная поэма, изображение «крысятника», поэма абсолютного конца. «Зияющие высоты» изобретают свой язык, свои приемы, свое собственное стилистическое освобождение.

В СССР роман распространялся нелегально и не был подвергнут официальной критике. По воспоминанием жены писателя Ольги Зиновьевой, многие знакомые перестали общаться с Зиновьевыми, прозвучало обвинение в «доносе на советскую интеллигенцию». Напряжённому отношению посодействовали узнаваемые образы персонажей, в которых многие из среды Зиновьева узнавали себя в нелестном виде. Среди поддержавших роман были Пётр Капица , Эрнст Неизвестный и Надежда Мандельштам .

В первой русскоязычной рецензии Раиса Лерт описывала чтение книги как тяжёлый процесс, от которого невозможно оторваться. «Вся книга есть не что иное, как страстное рыдание интеллекта, вопль удушаемого мозга, насилуемой и растлеваемой мысли <…> гнев самой мысли против бессмыслицы». Лерт отмечает, что, хотя она незнакома с прототипами персонажей книг, они узнаются как «социальный слой». Рассуждая о крайнем пессимизме Зиновьева, она подытоживает рецензию выводом: книга «учит полузабытому искусству: мыслить — и не соглашаться» .

Пётр Вайль и Александр Генис в рецензии «Заговор против чувств», отмечая уникальность книги, невозможность поставить её в ряд других произведений, описывают её как Энциклопедию, «трактат социологических знаний о коммунизме». Авторы отмечают, что главная идея книги — людям свойственно жить при коммунизме, коммунизм естественен для человечества. Ибанск же преподносится как одновременно тупик и окончательный выход «из всех затруднений прошлой истории». Произведение сравнивается с учебником и пособием по программированию, где автора интересует не художественная правда, а достоверность излагаемой теории .

Дмитрий Юрьев в статье «Сияющая бездна» иронически «критикует» книгу, отмечая её «скучность», однообразный и примитивный по формам юмор, злоупотребление намёками и передразниваниями, и отмечает специфику композиции романа: «структурная сложность обеспечивается механическим перемешиванием нескольких параллельных сюжетов». На этом фоне Юрьев вспоминает, какой «отклик находила зиновьевская апология научного метода, апология знания и понимания в советской научной среде, ошалевшей от ненавистной и откровенно тупой идеолого-пропагандистской муштры», и отмечает его убеждённость объективного наблюдателя: «Школа Зиновьева была школой логики, наблюдательности, иронии, но прежде всего — школой интеллектуального мужества» .

Философ Карл Кантор назвал книгу «сияющей высотой словесности». Главной проблематикой книги он называет проблему свободы личности и противостояние её обществу, изображённому как Ибанск. Он отмечает двойственные роли персонажей книги: Мыслитель, выполняющий функцию философа — эрудит-компилятор, противопоставленный настоящему мыслителю — Шизофренику; представитель официального искусства Художник противопоставлен гению Мазиле и т. д. Трагический герой произведения, выступающий под масками Болтуна, Крикуна, Шизофреника, по Кантору, традиционный для русской литературы « лишний человек », лишённый возможности приносить пользу обществу .

Славист Вольфганг Казак , характеризуя прозу Зиновьева как однообразное разоблачение коммунистического строя и общества, критикует отсутствие в «Высотах» сквозного сюжета, схематичность персонажей и многочисленные непристойности .

Андрей Фурсов находит исторических предшественников Зиновьева в Аввакуме , Льве Толстом и Платонове . По его мнению, Зиновьев доводит линию противоречия «индивид — система» до абсолюта. Коммунизм в «Зияющих высотах» мёртв, так как такой строй бесперспективен .

Писатель Леонид Бородин дал негативную оценку книге, отметив популярность её у специфической публики. На его взгляд, книга пропитана отвращением к своей стране и к народу и «не что иное, как взгляд на Россию глазами ибанца и на потеху прочим ибанцам положенный на бумагу» .

Писатель Эдуард Лимонов дал крайне негативную оценку книге: «Сил не было пробиваться через унылых персонажей с глупыми кличками, через их разговоры, от которых можно было сделаться импотентом в самый короткий срок», признавая, правда, что книга оказалось не у того читателя. В Зиновьевe он видит публициста, не сумевшего войти в литературу, а книгу — не более чем полемикой с советской властью .

Писатель Дмитрий Быков в лекции, посвящённой книге, называл её «не самым лёгким» чтением, пародией на трактат и науку, которая ничего не изучает, направленную не на Россию, а на интеллигенцию, обслуживающую режим, либо квазиоппозиционную. «Первые пять фраз смешно, следующие пять — скучно, а потом эта скука начинает переходить в какое-то новое качество. <…> Когда этого много, это скучно, когда этого очень много, это величественно, вы начинаете понимать вот эту дурную бесконечность. И ощущение сортиров в смеси с марксизмом-ленинизмом, дурной физиологией и дурной философией, оно, наверное, точнее всего отражает тогдашнее советское самоощущение. Но это дико печальная книга» .

Публицист Дмитрий Пучков называл «Зияющие высоты» книгой, оказавшей на него самое сильное впечатление .

Награды и премии

Издания

На русском языке

  • Александр Зиновьев. Зияющие высоты. — Lausanne: L'Age d'Homme, 1976.
  • Александр Зиновьев. Зияющие Высоты. — М. : Независимое Издательство «ПИК», 1990. — Т. 1.
  • Александр Зиновьев. Зияющие высоты : Отрывки из книги // Октябрь. — 1991. — № 1 (январь). — С. 36—97. — ISSN .
  • Александр Зиновьев. Зияющие высоты // Собрание сочинений : В 10 т.. — М. , 1999. — Т. 1. — ISBN 5-93494-003-1 .
  • Александр Зиновьев. Зияющие высоты. — Москва: Эксмо, 2008. — ISBN 978-5-699-22857-7 .
  • Александр Зиновьев. Зияющие высоты. — Москва: АСТ: Астрель, 2010. — ISBN 978-5-17-065582-3 .

На иностранных языках

  • Alexandre Zinoviev. Les Hauteurs béantes. — Lausanne: L'Age D'Homme, 1977.
  • Aleksandr Zinov’ev. Cime Abissali. — Milano: Adelphi Edizioni, 1977. — Vol. I.
  • Aleksandr Zinov’ev. Cime Abissali. — Milano: Adelphi Edizioni, 1977. — Vol. II.
  • Alexandr Zinoviev. Cumbres Abismales. — Madrid: Ediciones Encuentro, 1979.
  • Alexander Zinoviev. The Yawning Heights. — London: The Bodley Head, 1979.
  • Alexander Zinovjev. Gapande höjder. — Stockholm: Coeckelberghs, 1980. — Vol. 1.
  • Alexander Zinovjev. Gapande höjder. — Stockholm: Coeckelberghs, 1980. — Vol. 2.
  • Aleksandr Zinovjev. Gepende Hoogten. — Amsterdam: Meulenhoff/De Arbeiderspers, 1981.
  • Alexander Sinowjew. Gähnende Höhen. — Zürich: Diogenes Verlag AG, 1981.
  • Aleksander Zinovjev. Gapende høyder. — Aventura, 1982.
  • Александар Зиновјев. Зјапеће висине. — Београд: Наш дом, 2007.

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. , p. 104.
  10. .
  11. .
  12. .
  13. .
  14. .
  15. .
  16. .
  17. .
  18. .
  19. Дмитрий Пучков. . Tynu40k Goblina (18 декабря 2008). Дата обращения: 3 декабря 2018. 4 декабря 2018 года.
  20. (фр.) . www.fondation-veillon.ch . Дата обращения: 14 сентября 2019. Архивировано из 10 декабря 2018 года.
  21. (англ.) . European Science Fiction Society (8 июля 2013). Дата обращения: 3 декабря 2018. 13 октября 2018 года.

Литература

  • Лерт Р. : Опыт ненаучного анализа // Третья волна. — 1978. — № 3—4 (апрель).
  • Вайль П., Генис А. Заговор против чувств (А. Зиновьев)) // Современная русская проза. — Эрмитаж, 1982. — ISBN 0-938920-28-6 .
  • Кантор К. Сияющая высота словесности : О сатирико-дифирамбическом, трагико-комическом, эпико-лирическом и художественно-научном произведении «Зияющие высоты» и о его авторе Александре Александровиче Зиновьеве // Октябрь. — 1991. — № 1. — ISSN .
  • Грицанов А. А. Зияющие высоты // / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — ISBN 985-428-619-3 .
  • Вольфганг К. Зиновьев // Лексикон русской литературы XX века. — Москва: РИК «Культура», 1996.
  • Зиновьев А. . — Центрполиграф, 1999. — ISBN 5-227-00470-6 .
  • Юрьев Д. Сияющая бездна // Новый мир. — 1999. — № 11.
  • Фурсов А. О великом вопрекисте // Феномен Зиновьева : Жизнебытийный эксперимент и творчество А. А. Зиновьева в контексте социальной теории и русской истории. — Современные тетради, 2002. — ISBN 5-88289-200-7 .
  • Суханек Л. // Десять лучших русских романов XX века: Сб. статей.. — Луч, 2004. — С. 182—201. — ISBN 5-88915-005-7 .
  • Зиновьева О. Александр Зиновьев: творческий экстаз // Феномен Зиновьева. — «Современные тетради», 2002. — ISBN 5-88289-200-7 .
  • Кантор К. «Мистерия-Буфф» Александра Зиновьева // Феномен Зиновьева. — Современные тетради, 2002. — ISBN 5-88289-200-7 .
  • Бородин Л. Без выбора. Автобиографическое повествование. — Молодая гвардия, 2003. — ISBN 5-235-02629-2 .
  • Лепёхин М. П. Зиновьев Александр Александрович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. — ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — ISBN 5-94848-245-6 .
  • Гусейнов А. А. ЗИНОВЬЕВ // Большая российская энциклопедия. Том 10.. — М. : БРЭ, 2008. — С. 493—495 .
  • Лимонов Э. Зияющие высоты. Александр Зиновьев // Книга мёртвых-2. Некрологи. — Лимбус Пресс, 2010. — ISBN 978-5-8370-0611-1 .
  • Комовская Е. В. Жанр социологического романа в творчестве А.А. Зиновьева. — Брянск, Полиграм Плюс. — 2014. — ISBN 978-5-906754-00-4 .
  • Фокин П. Е. Александр Зиновьев: Прометей отвергнутый. — М. : Молодая гвардия, 2016. — 749 с. — ( ЖЗЛ ). — 3000 экз. ISBN 978-5-235-03928-5 .
  • Быков Д. . tvrain.ru (3 июня 2017). Дата обращения: 1 декабря 2018.
  • Schwab, Claude. Alexandre Zinoviev. Résistance et lucidité. — Lausanne: L'Âge d’homme, 1984.
Источник —

Same as Зияющие высоты