Немецкая демократическая партия
- 1 year ago
- 0
- 0
Немецкая народная партия, ННП ( нем. Deutsche Volkspartei , сокр. DVP ) — национал-либеральная партия в Германии периода Веймарской республики , созданная на основе умеренного крыла Национал-либеральной партии Германии ( нем. Nationalliberale Partei , сокр. NLP ). ННП была основана в ранний период существования Веймарской республики и наряду с леволиберальной Немецкой демократической партией (НДП) представляла либеральный фланг германской политической сцены в период с 1918 по 1933 год.
Немецкая народная партия представляла интересы немецких промышленников и прочих предпринимателей . В своих программных установках партия выступала за христианские семейные ценности, светскую систему образования, снижение тарифов , отрицательное отношение к расходам по социальному обеспечению и субсидиям аграрного сектора экономики. ННП также была свойственна враждебность по отношению к марксистской идеологии (это касалось не только коммунистов , но и социал-демократов ).
В качестве одного из основателей партии выступил политик Густав Штреземан , рейхсканцлер (1923) и рейхсминистр иностранных дел (1923—1929), который возглавлял ННП вплоть до своей смерти в 1929 году . За исключением первого и второго кабинетов Йозефа Вирта (1921—1922), ННП была представлена во всех правительствах Веймарской республики с 1920 по 1931 год.
Как и Национал-либеральная партия, Немецкая народная считала себя прежде всего либеральной и в меньшей степени демократической партией, полагая, что защита свободы личности от вмешательства государства важнее, чем исполнение решений большинства против интересов отдельных лиц. Народники считали, что индивидуум, который квалифицируется посредством самоприобретённого образования и имущества, лучше знает, что важно для него и, следовательно, для общества как суммы всех индивидуумов, чем чисто количественная масса. С другой стороны, они призывали интеллектуальную и экономическую элиту измерять свои действия моральными нормами и служить обществу из чувства ответственности.
После Ноябрьской революции и падения монархии партийная система в Германии первое время оставалась более или менее неизменной. Это произошло потому, что сохранялась «социально-моральная» среда (группы, разделяющие общую религию, социальный статус, культуру и т. д.) . Две ведущие либеральные партии, Национал-либеральная и Прогрессивная народная , прилагали большие усилия, чтобы преодолеть исторический раскол между «демократами» и «либералами» и сформировать крупную буржуазно-демократическую партию. Главными движущими силами сближение выступали Ялмар Шахт , Альфред Вебер и .
Лидеры обеих партий, Густав Штреземанн (национал-либерал) и (прогрессист) также говорили о таких возможностях. Переговоры между двумя партиями начались 15 ноября 1918 года, всего через шесть дней после революции, и в тот же день была согласована программа, что потребовало значительных уступок от национал-либералов, в частности, им пришлось согласиться с республикой как будущей форме правления . 16 ноября представители обеих партий опубликовали призыв к созданию Немецкой демократической партии. Впервые казалось возможным объединение буржуазных, внеконфессиональных сил в Германии. Когда Штреземан спросил Альфреда Вебера, может ли он быть включён в исполнительный комитет новой партии, тот выразил обеспокоенность тем, что Штреземанн известен как политик- аннексист ; однако против его участия и выдвижения кандидатуры в Веймарское национальное собрание ничего нельзя было сказать.
Именно неготовность левых либералов принять Штреземана как одного из лидеров объединённой партии привела к провалу дальнейших переговоров о слиянии 18 и 19 ноября 1918 года; основная масса национал-либералов не была готова отказаться от своего лидера. 20 ноября Штреземан вместе с экономистом Робертом Фридбергом , депутатом и промышленником опубликовали призыв к формированию Немецкой народной партии , которая была окончательно основана 15 декабря 1918 года постановлением Центрального исполнительного комитета предыдущей Национал-либеральной партии. Решение о создании ННП было принято 33 голосами за, 28 членов ЦИК проголосовали против. При этом национал-либералы с самого начала не рассматривали себя как вновь созданную партию, а просто как реорганизованную Национал-либеральную, о чём сказал Штреземан на партийном съезде в Кёльне в 1926 году . В период с 20 ноября и до 15 декабря были предприняты ряд попытов достичь соглашения с НДП о слиянии, но они не увенчались успехом. Председателем ННП стал Штреземан, который и возглавлял партию до своей смерти в 1929 году.
Члены и сторонники ННП по большей части принадлежали к средним и высшим слоям общества, представляя в основном праволиберальную и умеренно-консервативную часть богатого , государственных чиновников и прчоих служащих, а также предпринимателей, которые во времена Германской империи объединилась вокруг Национал-либеральной партии.
Хотя ННП изначально отвергла Веймарскую конституцию, с 1920 по 1931 год она входила почти во все правительства, тем самым участвуя в совместной работе по строительству республики, несмотря на неприятие республики как формы правления. В основном это было связано с позицией Штреземана: хотя он и был монархистом, но осознавал, что возвращение к монархии может быть достигнуто только через путч, за которым следует гражданская война, а этот путь он решительно отвергал.
Участие в кабинетах Веймарской коалиции не мешало Народной партии критиковать партнёров, в том числе за Версальский договор и связанные с ним репарации, а также налоговую политику центриста Маттиаса Эрцбергера . Однако, в отличие от Немецкой национальной народной партии, народники сочетала критику с системными предложениями по реформам. Неудивительно, что партия, как и её председатель Штреземан, заняли неоднозначную позицию во время Капповского путча , выступив против насилия, не против путчистов. Только когда стало очевидно, что путч провалился, были предприняты попытки посредничества между путчистами и правительством. Первое время подобная политика приносила свои дивиденды. На выборах в Рейхстаг 1920 года ННП смогла набрать почти 14 % голосов, утроив свои результаты по сравнению с выборами 1919 года, в то время как партии Веймарской коалиции (СДПГ, Партия Центра и НДП) потеряли своё ранее подавляющее большинство. В то время в Народной партии состояло около 800 000 членов .
В июне 1920 года Народная партия впервые вошла в правительстве Рейха. После того, как СДПГ понесла значительные потери на выборах и перешла в оппозицию, её прежние партнеры по коалиции — Католический центр и леволиберальная Демократическая партия, также потерявшие значительное количество голосов в пользу правых партий, сформировавших вместе с Народной партией правительство меньшинства , при условии, что ННП будет защищать республику. В мае 1921 года народники покинули правительства Рейх, но поддержала кабинет центристского политика Йозефа Вирта , который ознаменовал собой возрождение Веймарской коалиции. В ноябре 1922 года ННП приняла участие в правительстве беспартийного рейхсканцлера Вильгельма Куно . Правительство меньшинства (партии, представленные в нём, имели лишь 172 из 459 мест в рейхстаге) с самого начала испытывало сильное давление справа и слева, тем более что политическая ситуация ( оккупация Рура и ) затрудняла управлять. После того, как правительство Куно рухнуло в результате борьбы за Рур, Штреземан сформировал «Большую коалицию» с социал-демократами, центристами и демократами. Это было единственное правительство Германии, возглавляемое Народной партией. Хотя Штреземан возглавлял кабинет только в течение трёх месяцев, поскольку был отстранен от должности из-за ситуации в Руре, за это короткое время были предприняты первые шаги по консолидации Веймарской республики. Несмотря на ожесточённые атаки со стороны НННП, «пассивное сопротивление» оккупации Рура было прекращено, а с введением рентной марки 15 ноября 1923 года было покончено с гиперинфляцией .
На выборах в рейхстаг в мае и декабре 1924 и в 1928 году ННП не смогла повторить результат 1920 года, она всё же регулярно входила в пятёрку крупнейших партий рейхстага. С августа 1923 года и вплоть до своей смерти Штреземан бессменно занимал пост министра иностранных дел. Он много работал, чтобы положить конец внешнеполитической изоляции Германии и добиться мирного пересмотра Версальского договора. Так, он сыграл решающую роль в реализации плана Дауэса в 1924 году и в заключении Локарнских договоров 1925 года. Локарнские соглашения заложили основу для улучшения дипломатического климата в Западной Европе во второй половине 1920-х годов, что позволило Германии получить статус постоянного члена Лиги Наций в 1926 году и привело к выводу иностранных войск из Рейнской области в 1930 году .
Во внешней политике партия выступала за взаимопонимание с державами Антанты . Министр иностранных дел Штреземан признавал глобальные изменения, произошедшие после Первой мировой войны и взаимозависимость мировой экономики . После смерти Штреземана в октябре 1929 года его преемником в министерстве иностранных дел стал предыдущий министр экономики Юлиус Курциус. Согласно Андреасу Рёддеру, ревизионизм Штреземана уступил место ревизионизму переговоров, однако, преемник Штреземана по-прежнему собирался добиваться своих целей мирным путём .
Уже в 1920-е годы существовала внутренняя оппозиция Штреземану, особенно вокруг промышленного магната Гуго Стиннеса . Они стремились к более тесному сотрудничеству с консервативной Немецкой национальной народной партией (НННП). Бывший рейхсминистр экономики вместе с другими представителями правого крыла, такими как предприниматель Альберт Фёглер , в 1924 году основал Национал-либеральную партию, которая уже в 1925 году присоединилась к НННП. После смерти Штреземана в октябре 1929 года председателем партии стал Эрнст Шольц и ННП заметно поправела. В Тюрингии , например, она вошла в правительство Баума-Фрика, первое земельное правительства с участием НСДАП . Несмотря на поправение, ННП всё ещё продолжала сотрудничество с центристскими силами. В марте 1931 года ННП была представлена в первом кабинете центриста Генриха Брюнинга . Одновременно с этим продолжался наметившийся после выборов 1928 года спад популярности ННП. На выборах в рейхстаг 14 сентября 1930 года партия стала лишь шестой по голосам. Умеренный лидер партии Шольц, у которого также было слабое здоровье, в конце концов был вынужден уйти в отставку и в ноябре 1930 года уступил место гессенцу . Этот, представитель молодого поколения, пытался стать посредником между партийными крыльями, надеясь свновь сплоить партию и возродить её.
Однако выборы в июле и ноябре 1932 года показали, что ННП не может соперничать с НННП и НСДАП за правоконсервативный электорат. Наоборот: многие представители либерального крыла, а также большое количество членов профсоюза служащих, которые сознательно сделали выбор в пользу ННП из-за ухода Альфреда Гугенберга из НННП, покинули Народную партию, разочаровавшись в ней.
В то время как заместитель председателя ННП Отто Хуго уже весной 1933 года призвал к полному переходу партии в НСДАП, Дингельдей отказывался сделать это. Только после того, как национал-социалисты пригрозили ему личными последствиями, он 4 июля 1933 года объявил о самороспуске Немецкой народной партии.
После окончания Второй мировой войны бывшие члены Немецкой народной партии приняли участие в создании Свободной демократической партии , ХДС и Немецкой партии в западных землях, а также Либерально-демократической партии в восточных .
Немецкая народная партия состояла из земельных комитетов ( landesausschuss ) по одной на землю.
Высший орган — национальный съезд ( reichsparteitag ), избиравшийся окружными съездами, между национальными съездами — национальное правление ( reichsvorstand ), избиравшееся национальным съездом, высшее должностное лицо — национальный председатель ( reichsvorsitzender ), также избиравшийся национальным съездом.
Молодёжная организация — Рейхсюгенд.
Выборы | Место | Голоса | % | Δ ( п.п. ) | Мандаты | Δ | % | Δ ( п.п. ) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1919 | 6-е | 1 345 638 | 4,43 % | дебют |
19 / 423
|
дебют | 4,49 % | дебют |
1920 | 4-е | 3 919 446 | 13,90 % | ▲ 9,47 |
65 / 459
|
▲ 46 | 14,16 % | ▲ 9,67 |
1924, май | 5-е | 2 694 381 | 9,20 | ▼ 4,70 |
45 / 472
|
▼ 20 | 9,53 % | ▼ 4,63 |
1924, декабрь | 4-е | 3 049 064 | 10,07 % | ▲ 0,87 |
51 / 493
|
▲ 6 | 10,35 % | ▲ 0,82 |
1928 | 5-е | 2 679 703 | 8,71 % | ▼ 1,36 |
45 / 491
|
▼ 6 | 9,17 % | ▼ 1,18 |
1930 | 6-е | 1 577 365 | 4,51 % | ▼ 4,20 |
30 / 577
|
▼ 15 | 5,20 % | ▼ 3,97 |
1932, июль | 7-е | 436 002 | 1,18 % | ▼ 3,33 |
7 / 608
|
▼ 23 | 1,15 % | ▼ 4,05 |
1932, ноябрь | 7-е | 660 889 | 1,86 % | ▲ 0,68 |
11 / 584
|
▲ 4 | 1,88 % | ▲ 0,73 |
1933, март | 7-е | 432 312 | 1,10 % | ▼ 0,76 |
2 / 647
|
▼ 9 | 0,03 % | ▼ 1,55 |
Выборы | Место | Голоса | % | Δ ( п.п. ) | Мандаты | Δ | % | Δ ( п.п. ) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1919 | 6-е | 981 665 | 5,69 % | дебют |
23 / 401
|
дебют | 5,74 % | дебют |
1921 | 4-е | 2 319 281 | 14,18 % | ▲ 8,49 |
58 / 428
|
▲ 35 | 13,55 % | ▲ 7,81 |
1924 | 4-е | 1 797 589 | 9,78 | ▼ 4,40 |
45 / 450
|
▼ 13 | 10,00 % | ▼ 3,55 |
1928 | 5-е | 1 602 070 | 8,50 % | ▼ 1,28 |
40 / 450
|
▼ 5 | 8,89 % | ▼ 1,11 |
1932 | 6-е | 330 745 | 1,50 % | ▼ 7,00 |
7 / 423
|
▼ 33 | 1,66 % | ▼ 7,23 |
1933 | 6-е | 242 609 | 1,02 % | ▼ 0,48 |
3 / 423
|
▼ 4 | 0,71 % | ▼ 0,95 |
На президентских выборах 1925 года кандидат от ННП , бывший вице-канцлер и рейхсминистр внутренних дел, получил 38,8 % голосов в первом туре голосования при поддержке НННП и . Во втором голосовании ННП поддержала Пауля фон Гинденбурга против представителя центристов Вильгельма Маркса .
Электоральная база ННП располагалась в основном в крупных и средних городах: на выборах в рейхстаг 1920 года в городах с населением более 10 000 человек она смогла набрать в среднем 13,2 % голосов, в городах с населением менее 2000 жителей получила в среднем лишь 7,2 % голосов. В религиозном отношении ННП была преимущественно протестантской партией. В районах с очень высокой долей избирателей- католиков доля голосов за Народную партию всегда была намного ниже среднего показателя по стране. С другой стороны, чем ниже была доля католиков, тем больше процент за ННП.
Таким образом, электорат Народной партии был аналогичен электорату Национал-либеральной партии Германской империи с точки зрения распределения по вероисповеданию и городскому населению.
В отличие от Немецкой демократической партии, которую открыто поддерживали такие крупные либеральные газеты как берлинские Vossische Zeitung и Berliner Tageblatt , ННП получила поддержку только от Kölnische Zeitung , Magdeburgische Zeitung , Tages Rundschau и Königsberger Allgemeine Zeitung . Другие крупные партии ранней Веймарской республики также были в лучшем положении с точки зрения поддержки средств массовой информации: у СДПГ были свои собственные газеты, идеи Партии центра продвигались католическими газетами, а за НННП стояла медиа-империя Альфреда Гугенберга .
Хотя ННП считалась партией крупного промышленного капитала, ей постоянно приходилось испытывать финансовые проблемы. В то время как НДП могла полагаться в первую очередь на компании в Берлине и Гамбурге, особенно в первые годы существования Веймарской республики, рейнско - вестфальская тяжёлая промышленность в основном поддерживала НННП. Только два крупных экономических магната, Гуго Стиннес и Альберт Фёглер , были на стороне Народной партии. Смерть Стиннеса и уход Фёглера из партии в 1924 году значительно сократили финансовую базу ННП.