Light Up the Sky
- 1 year ago
- 0
- 0
«The Great Gig in the Sky» (с англ. — «Великое шоу в небесах») — композиция группы Pink Floyd из альбома 1973 года The Dark Side of the Moon . Представлена на первой стороне LP пятым по счёту треком . Помимо записи на альбоме The Dark Side of the Moon «The Great Gig in the Sky» была выпущена на сборниках Echoes: The Best of Pink Floyd ( 2001 ) и A Foot in the Door: The Best of Pink Floyd ( 2011 ), концертный вариант этой композиции записан на альбоме Pulse ( 1995 ), а также в видеоверсиях концерта Delicate Sound of Thunder ( 1988 ) и P*U*L*S*E (1995) . Одни из ранних концертных исполнений (в 1972 году под названием «The Mortality Sequence» в Брайтоне и в 1974 году на стадионе Wembley в Лондоне) официально изданы в 2011 году. Автор композиции — Ричард Райт . В качестве соавтора композиции на всех изданиях, выпускаемых с 2005 года, значится вокалистка Клэр Торри , участвовавшая в записи трека при работе над альбомом The Dark Side of the Moon .
Композиция «The Great Gig in the Sky», как и остальные треки The Dark Side of the Moon , была создана задолго до начала записи альбома. Её первоначальный вариант, известный под названием «The Mortality Sequence» (с англ. — «Смертная череда»), исполнялся на концертах Pink Floyd в 1972 году как часть сюиты A Piece for Assorted Lunatics . Ранняя версия представляла собой органную музыку, на фоне которой звучали вместо женского вокализа фрагменты записи библейских чтений и речь журналиста и борца за моральные устои Малкольма Маггериджа ( англ. ). По словам Ричарда Райта, музыканты группы хотели добавить ещё «4-5 минут чистой музыки и сделать инструментальную композицию». Мелодия постепенно развилась из двух аккордов, которые пианист Pink Floyd наигрывал на фортепиано . Идея записать женскую вокальную партию к композиции, переименованной в «The Great Gig in the Sky», пришла уже во время работы в студии. Алан Парсонс , инженер звукозаписи, предложил пригласить на запись вокалистку Клэр Торри . Перед работой в студии музыканты объяснили ей концепцию своего будущего альбома и конкретно композиции «The Great Gig in the Sky», сообщив также, что текста в ней не будет, и попросили просто поимпровизировать .
«Мы знали что нам нужно не только в музыкальном плане. Нам хотелось, чтобы Клер просто импровизировала. И мы попросили её думать о смерти, о страхе, о чём угодно, и выразить это в пении. Мне запомнилось как она зашла в студию и очень быстро всё записала. А потом вышла и стала извиниться. Ей казалось, что это не то, что нужно. Она была смущена. А мы сказали, что она прекрасно спела».
Она спела несколько вариантов партии в разных вокальных позициях и с разным уровнем громкости, из частей которых затем скомпилировали окончательный вариант для записи трека . По словам Криса Томаса , занимавшегося сведением альбома, «это была чистая импровизация, и это было потрясающе, записано прямо во время сведения» . Ричард Райт отметил, что после исполнения вокальной партии «у меня мурашки по коже бегали… Ею не было произнесено ни слова, слышны лишь её стенания — но в этом было нечто, нечто соблазнительное» . Кроме того, в дополнение к органу в этой композиции добавили партии фортепиано.
По замыслу музыкантов группы «The Great Gig in the Sky» должна была выражать обращение к смерти . В композицию включили один из отрывков интервью, которые Роджер Уотерс проводил с людьми, встретившимися ему в студии Эбби-Роуд. На вопрос Уотерса «Why are you frightened of dying?» («Почему вы боитесь умереть?») ответил служащий студии Джерри О’Дрисколл ( Gerry O’Driscoll ) :
А я не боюсь умереть, в любое мгновение, мне всё равно. Зачем мне бояться смерти? Нет причины, ты должен когда-то уйти.
Оригинальный текст (англ.)And I am not frightened of dying. Any time will do, I don't mind. Why should I be frightened of dying? There's no reason for it – you've got to go sometime.
Ближе к финалу композиции звучит женский голос: «I never said I was frightened of dying» («Я не говорила, что боюсь смерти») .
В ранней версии под названием «The Mortality Sequence» композиция исполнялась на концертах 1972 года. В версии, записанной на альбоме с нынешним названием, «The Great Gig in the Sky» исполнялась на концертах 1973—1975 и 1987—1994 годов. В семидесятых годах вокальную партию пели Венетта Филдс ( Venetta Fields ) и Карлен Уильямс ( Carlena Williams ), участницы группы The Blackberries. На органе Hammond во время этих концертов играл Дэвид Гилмор. В восьмидесятые годы во время тура A Momentary Lapse of Reason вокалистками были Маргарет Тейлор ( Margaret Taylor ), Рейчел Фьюри ( Rachel Fury ), Дурга Макбрум ( Durga McBroom ) и Лорелея Макбрум. Каждая из исполнительниц при этом пела свою часть композиции. Клэр Торри спела только на одном концерте на фестивале в Небуорте в 1990 году. Во время турне 1994 года вокальную партию в «The Great Gig in the Sky» исполняли Сэм Браун , Дурга Макбрум и Клаудия Фонтейн (Claudia Fontaine ). Концертная версия записана на альбоме Pulse и в видеоверсии P*U*L*S*E . Органную партию на концертах в 1980-х и 1990-х годах исполнял клавишник Джон Карин, в то время как Ричард Райт играл на фортепиано.
Клэр Торри также пела в «The Great Gig in the Sky» во время сольного турне Роджера Уотерса Radio K.A.O.S. в 1987 году (композиция исполнялась на бис только на двух концертах). В 1999 году во время турне Уотерса In the Flesh исполнялась инструментальная часть «The Great Gig in the Sky». Кроме того, эта композиция стала частью концертной программы в туре Уотерса 2006—2008 годов The Dark Side of the Moon Live.
7 и 8 июля 2016 года «The Great Gig in the Sky» была исполнена Дэвидом Гилмором на двух концертах в Помпеях . Эти выступления состоялись в рамках в поддержку альбома Rattle That Lock . Группа Дэвида Гилмора сыграла в том же амфитеатре, в котором в 1971 году снимался концертный фильм Live at Pompeii — выступление группы Pink Floyd на арене без зрителей. Вокал в «The Great Gig in the Sky» был исполнен Лючитой Жюль, бэк-вокал — Луис Клер Маршалл и Брайан Чемберс .
Итальянский музыкальный критик Пьеро Скаруффи в обзорной статье, посвящённой альбому The Dark Side of the Moon назвал композицию «The Great Gig in the Sky» лучшим треком альбома :
Самый лучший трек, пожалуй, скромный The Great Gig In The Sky, чувственный вокал без слов Клэр Торри, словно «полёт», что (снова) напоминает нежные ноты фортепиано в финале A Saucerful of Secrets.
Оригинальный текст (англ.)The best track was perhaps the humble The Great Gig In The Sky, a wordless visceral vocal "flight" by vocalist Clare Torry that (again) evokes the ending of A Saucerful of Secrets over gentle piano notes.
Музыкальный критик и автор книги «Pink Floyd: Behind the Wall» Хью Филдер ( Hugh Fielder ) в обзоре альбома The Dark Side of the Moon на страницах журнала Classic Rock отметил, что «страдальческий вокал Клэр Торри в „The Great Gig In The Sky“ делает эту песню самой привлекательной одой смерти из когда-либо написанных» . Британский рок-журналист , высказываясь о The Dark Side of the Moon , отмечал, что «это великий альбом, под который здорово трахаться, особенно сторона „А“, кульминацией которой является „The Great Gig In The Sky“, и все эти стоны, вздохи, стенания Клэр Торри, словно она испытывает оргазм» .
Роджер Уотерс отмечал, что «в „Us and Them“ и „The Great Gig In The Sky“ потрясающие переходы, это действительно очень красивая музыка… Это просто великолепно. И фортепианная партия Рика, и вокал Клэр. Это действительно берёт за душу» .
Кавер-версию на композицию «The Great Gig in the Sky» записала группа Dream Theater .