Рудольф I (король Германии)
- 1 year ago
- 0
- 0
Рудо́льф Ге́рман Ло́тце ( нем. Rudolf Hermann Lotze ; 21 мая 1817 , Баутцен — 1 июля 1881 , Берлин ) — немецкий философ -спиритуалист, врач , психолог и естествоиспытатель.
Рудольф Герман Лотце родился в 1817 году в Бауцене в семье военного врача. Среднее образование получил в Циттау . В 1834 году поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета , надеясь, подобно отцу, посвятить свою жизнь медицине. Во время обучения в университете Лотце заинтересовался философией, которую стал усердно изучать под руководством профессора Х. Г. Вейсе . По окончании университетского курса, в 1838 году, он получил степень доктора философии, а затем медицины, а с 1839 года, в звании приват-доцента , начал преподавать медицинские и философские науки в Лейпцигском университете. В 1842 году Лотце получил звание экстраординарного профессора , а в 1844-м был приглашён на кафедру философии Гёттингенского университета , где сменил умершего в 1841 году И. Ф. Гербарта . В 1881 году философ начал преподавать в Берлинском университете , однако спустя всего 3 месяца, 1 июня того же года, скончался от болезни сердца .
Основные работы философа были написаны в Гейдельберге . Лотце неоднократно печатался во французском журнале « » (« Revue philosophique ») под редакцией академика Теодюля Рибо .
Творчество Лотце распадается на три этапа. На первом этапе его труды были посвящены, главным образом, медицине и естественным наукам. Основным произведением этого периода стала «Медицинская психология» ( «Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele» , 1852), в которой он защищал механистическое объяснение жизненных процессов и критиковал витализм . Главным произведением второго этапа явилось трёхтомное сочинение «Микрокосм» ( «Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit» , тома 1-3, 1856—1864), в котором философ стремился согласовать данные естественных наук со своим религиозно-идеалистическим мировоззрением. Итогом третьего, последнего этапа творчества Лотце стала двухтомная «Система философии» ( «System der Philosophie» , 1874—1879), в которой он предпринял попытку привести в систему свои философские взгляды. Труд остался незаконченным из-за смерти философа.
Лотце не создал своей философской школы, но имел множество учеников, а его взгляды оказали значительное влияние на развитие философии как в Германии, так и в других странах Европы и Северной Америки .
По своим философским воззрениям Лотце принадлежал к сторонникам спиритуализма . На формирование его взглядов оказали влияние учения Г. В. Лейбница , И. Канта и Х. Г. Вейсе ; некоторые источники отмечают также влияние Гегеля и Гербарта. Идеи Лотце рассыпаны по страницам его многочисленных произведений, что делает затруднительным их анализ. Систематическое изложение его взглядов дано в книге профессора Я. Ф. Озе «Персонализм и проективизм в метафизике Лотце» .
Главным объектом критики Лотце были механико-материалистическое и объективно-идеалистическое мировоззрения, ошибку которых он видел в гипостазировании абстрактных понятий. Так, материализм полагает сущность вещей в материи , которая не дана нам в опыте и является продуктом абстрагирующей деятельности нашего ума. В чувственном опыте мы находим только отдельные тела и не находим никакой сущности, которая бы лежала в их основе и связывала их между собой. Однако наш ум усматривает во внешних телах ряд общих свойств, таких как протяжённость, непроницаемость, инерция, и объединяет их в абстрактное понятие материальности . Те философские системы, которые гипостазируют это понятие, получают учение о материи, будто бы лежащей в качестве метафизического начала в основе всех вещей. Подобную же ошибку совершают сторонники объективного идеализма , которые, начиная от Платона и кончая Гегелем , приписывают реальное существование абстрактным идеям .
Подлинная реальность, полагал Лотце, принадлежит нашему собственному «я» , о существовании которого мы узнаём из непосредственного самочувствия. Наше знание о своём «я» не является продуктом теоретической деятельности, оно переживается непосредственно в каждом испытываемом нами состоянии. Самое ничтожное животное, чувствуя боль, чувствует её как своё состояние и тем самым отличает себя от всего остального мира. Всякое ощущение воспринимается нами как состояние нашего «я»; ощущений, не принадлежащих никакому субъекту , не существует в природе. Безнадёжны попытки построить душевный мир, словно из атомов , из отдельных, никем не испытываемых психических явлений . В этом ошибка эмпирической философии, стремящейся обойтись без понятия субъекта и тем самым противоречащей очевиднейшим фактам внутреннего опыта .
Непосредственное самочувствие лежит в основе нашего самосознания и является источником таких философских категорий , как субстанция, единство, состояние, действие и страдание. Все эти понятия не могут быть извлечены из чувственного опыта, но берут своё начало в нашем внутреннем мире. Понятие субстанции обязано своим происхождением тому, что во внутреннем опыте мы переживаем своё «я» в качестве носителя своих состояний; отсюда возникает и самое представление о том, что значит быть таким носителем. Отличая от своего «я» свои состояния и в то же время сознавая, что эти состояния наши, мы получаем и представление о том, что значит быть чьим-либо состоянием . Далее, когда мы связываем в воспоминании прошлое и настоящее и в то же время сознаём, что и прошлое, и настоящее принадлежат одному и тому же «я», мы получаем представление о том, что значит быть единым существом в многообразии состояний; таково происхождении категории единства . Наконец, и понятия действия и страдания берут своё начало в нашем внутреннем опыте, а уже затем переносятся нами на чувственный мир .
Внешний мир, полагал Лотце, должен быть понимаем по аналогии с нашим духом , как состоящий из множества одушевлённых субстанций. Перенося категорию субстанции на чувственный опыт, мы получаем формально-логическое понятие вещи , обладающей различными свойствами или предикатами . Однако внимательный анализ чувственных вещей не находит в них никаких субстанций; они полностью, без остатка, разлагаются на отдельные чувственные качества и не обнаруживают ни подлинного единства, ни подлинного тождества . Следовательно, достоверное представление о внешних вещах возможно только в том случае, если мы предположим, что они, подобно нашему духу, обладают внутренней сознательной жизнью. То, что совершенно лишено сознания , самости , деятельного отношения к себе и различения себя от всего другого, лишено и бытия, подобающего вещам. Таким образом, в мире нет ничего неодушевлённого: всё бытие слагается из живых, находящихся на разных ступенях сознательности духовных субстанций. Видимая природа есть лишь внешнее, механическое выражение и отображение царства духов .
По мнению исследователей творчества Лотце, его спиритуализм не был последовательным и включал в себя множество элементов иных мировоззрений. Так, в своём учении о боге он рассматривал сотворённые субстанции как части или даже «деятельности» единой божественной субстанции, что лишало их всякой самостоятельности и приближало его учение к пантеизму Спинозы . Последовательное развитие спиритуалистических идей Лотце было осуществлено в трудах его ученика, профессора Юрьевского университета Г. Тейхмюллера .