Interested Article - Арсеньев, Николай Сергеевич (философ)

Никола́й Серге́евич Арсе́ньев (16 ( 28 ) мая 1888 , Стокгольм , Швеция 18 декабря 1977 , Си Клифф, близ Нью-Йорка ) — русский религиозный философ , славист , историк религии и культуры, поэт , белый эмигрант , коллаборационист , общественный и политический деятель русского зарубежья , деятельный сторонник экуменизма .

Ранние годы

Родился в 1888 году в Стокгольме в семье дипломата Сергея Васильевича Арсеньева и Екатерины Васильевны Шеншиной (1858—1938). Внук Василия Сергеевича Арсеньева .

Окончил Московский Императорский лицей Цесаревича Николая (1905? ; золотая медаль) и историко-филологический факультет Московского университета ( 1910 ) . Совершенствовался в Мюнхенском университете , Фрайбургском университете , Берлинском университете .

С 1912 года работал при кафедре западноевропейской литературы Московского университета ; приват-доцент кафедры западноевропейских литератур Московского университета ( 1914 ).

Во время Первой мировой войны служил уполномоченным Красного Креста ( 1914 1916 ).

С сентября 1916 года возобновил работу в Московском университете, в 1917 году входил в редакционный комитет издательства преподавателей университета. Одновременно читал курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения на Высших женских курсах и в Народном университете им. А. Л. Шанявского .

В 1917 году в период октябрьского вооружённого восстания в Москве поехал на Дон торопить казаков идти на выручку законной власти . Во время формирования Добровольческой армии на Дону входил в состав отделения Политического отдела при штабе генерала М. В. Алексеева , в котором занимался агитацией за армию и пропагандой её целей. В феврале 1918 года , в момент вынужденного ухода армии из области Войска Донского в поход, названный Ледяным , военные старались не брать с собой гражданских, и Арсеньеву 24 февраля пришлось покинуть Новочеркасск. Через Царицын он со спутниками ( П. Б. Струве , Г. Н. Трубецким и его сыном Константином) пробрался к началу марта в Москву . После — профессор кафедры романо-германской филологии Саратовского университета (1918—1920), читал курсы также по кафедре философии. По его инициативе была образована кафедра сравнительной истории религий.

Эмиграция

В 1919 году был дважды арестован. Опасаясь очередного ареста, в марте 1920 года нелегально перешёл польскую границу. После недолгого пребывания в Варшаве и Берлине обосновался в Кёнигсберге . Делегат Российского Зарубежного съезда 1926 года. В 1933 году выкупил у властей СССР свою мать и сестёр . До 1944 года был профессором по русской культуре и истории русской духовной жизни Кёнигсбергского университета . Выступал с лекциями в Русском научно-исследовательском институте и в Религиозно-философской академии в Берлине. Во время Второй мировой войны давал у себя приют бывшим военнопленным, гражданам СССР, оказавшимся в Кёнигсберге .

Одновременно в 1926 1938 годы занимал должность профессора православного богословского факультета Варшавского университета . Читал лекции в Оксфордском , Кембриджском , Лондонском университетах . Сотрудничал в качестве автора в основанном Н. А. Бердяевым журнале « Путь », а также других периодических изданиях.

27-28 октября 1931 года участвовал в православно-старокатолической конференции в Бонне, где представлял Польскую православную церковь .

Участвовал в экуменическом движении . Член Палаты Всемирного союза христианских церквей. Сотрудничал с католическим центром « Восточно-христианский очаг » в Брюсселе и действовавшем при нём русскоязычным издательством « Жизнь с Богом », где были опубликованы его книги: «Единый поток жизни» (1973. 298 с.), «О Достоевском» (1972. 64 с.) и «О жизни преизбыточествующей» (1986. 277 с.).

Совместно с Ириной Михайловной Посновой и протопресвитером Валентом Роменским участвовал в подготовке и трансляции радиопередач для советских радиослушателей « Мир и свет жизни » выходивших на частотах Монте-Карло . Преподавал в католических учебных заведениях: Русском центре имени Владимира Соловьёва при Фордемском католическом университете , а также в Парижском и Монреальском католических университетах. Состоял в переписке с иезуитом Станиславом Тышкевичем . Документы об этом имеются в архивном фонде при центре « » в Сериате , Италия .

Сотрудничал с властями Третьего рейха: в 1941—42 годах Арсеньев служил переводчиком с русского на немецкий в чине зондерфюрера в Кёнигсберге . До 1944 года преподавал историю русского богословия на Теологическом факультете Кёнигсбергского университета и служил под ведомством немецкого Имперского министерства науки, воспитания и народного образования .

Поздние годы

В 1945 1947 годах жил в Париже , читал лекции в Сорбонне и Католическом университете . Также преподавал в Богословском институте Святого Дионисия .

В 1947 году обосновался в США при помощи Толстовского фонда (тем самым избежал выдачи СССР), преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии , при Колумбийском университете в Нью-Йорке , читал лекции по истории церкви в Монреальском университете. Был председателем Русской академической группы в США в 1971 1977 годах и одним из основателей « ».

Увековечение памяти в Калининграде

В течение 2011—2012 годы Совет по культуре при губернаторе Калининградской области несколько раз обсуждал макет мемориальной доски, которую было предложено разместить на доме 3 по ул. Чапаева в Калининграде. В декабре 2012 году текст надписи на доске был утверждён: «В этом доме с 1933 по 1944 год жил философ, культуролог и поэт Николай Сергеевич Арсеньев (1888—1977)».

К этому времени многие детали биографии Арсеньева уже были известны прежде всего благодаря его книге воспоминаний «Дары и встречи жизненного пути» . В мемуарах Арсеньев ничего не рассказал об обстоятельствах своей жизни в Кёнигсберге при нацистах. Однако в январе 2013 году историк Игорь Петров опубликовал в своём блоге архивные документы, свидетельствующие о том, что Н. С. Арсеньев осенью 1941 году в качестве добровольца поступил на службу вермахта . В своём отчёте о посещении лагеря для военнопленных (Дулаге) в посёлке Волосово под Ленинградом сотрудник айнзацштаба Вундер упоминает о службе Арсеньева как зондерфюрера (переводчика). По всей видимости, вскоре после встречи с Вундером Арсеньев вернулся в Кёнигсберг, где продолжил работу в университете. Также были опубликованы копии документов, свидетельствующие о том, что профессор Н. С. Арсеньев числился зондерфюрером в вермахте по крайней мере до весны 1942 г.

Позднее И.Петровым была опубликована также учётная карточка Арсеньева из архива рейхсминистерства науки, воспитания и народного образования, из которой становится известно, что он ещё в июле 1933 вступил в штурмовой отряд (СА) и состоял кандидатом в штурмовики по февраль 1934 г.

После этих публикаций в региональных СМИ появилась информация о том, что исполнение решения об установке мемориальной доски Н. С. Арсеньеву было приостановлено вплоть до выяснения обстоятельств пребывания учёного в Кёнигсберге.

Дискуссия о целесообразности увековечения памяти Арсеньева в Калининграде далека от своего завершения. Тема получила освещение не только в региональных , но и в федеральных средствах массовой информации.

Сочинения

Автор около 40 книг и множества статей по богословию, философии, истории религий, античности, средним векам, эпохе Возрождения и современности.

  • В поисках Абсолютного Бога. — Москва, 1910.
  • Плач по умирающем Боге. — Москва, 1912.
  • Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения // Журнал Министерства народного просвещения. — 1913, январь и февраль.
  • Античный мир и раннее христианство. — Берлин, 1922.
  • .
  • // Путь. — 1925. — № 1. — С. 161—168
  • // Путь. — 1926. — № 3. — С. 148—149
  • // Путь. — 1926. — № 4. — С. 88-102
  • // Путь. — 1926. — № 5. — С. 67-86
  • // Путь. — 1927. — № 6. — С. 102—104
  • // Путь. — 1927. — № 7. — С. 99—106. Отд. издание — Варшава, 1927.
  • // Путь. — 1928. — № 10. — С. 102—111
  • О литургии и таинстве Евхаристии. — П., 1928, 60 с.
  • Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. 1929.
  • // Путь. — 1930. — № 20. — С. 88-92
  • // Путь. — 1930. — № 23. — С. 110—119
  • // Путь. — 1930. — № 29. — С. 93—94
  • Православие, католичество и протестантизм. — П., 1930, 200 с.
  • // Путь. — 1931. — № 31. — С. 76-88
  • // Путь. — 1932. — № 33. — С. 44—51
  • // Путь. — 1932. — № 35. — С. 69—82
  • Из жизни Духа. — Варшава, 1935.
  • Das heilige Moskau. 1939.
  • Православие. Католичество. Протестантизм. 2-е изд. — Париж, 1948.
  • Святая Москва. — Париж: Éditions du Cerf , 1948. — 152 с.
  • // Православие в жизни. — 1953. — С. 213—239
  • Из русской культурной и творческой традиции. — Франкфурт-на-Майне, 1959.
  • Преображение мира и жизни. Нью-Йорк: Издание Русского православного богословского фонда 1959 г.
  • О Жизни Преизбыточествующей. — Брюссель, 1966.
  • О Достоевском. — Брюссель, 1972.
  • Единый поток жизни. К проблеме единства христиан. — Брюссель, 1973.
  • Дары и встречи жизненного пути. — Франкфурт-на-Майне, 1974.
  • О красоте в мире. — Мадрид, 1974.
  • // Русская религиозно-философская мысль XX века. — 1975. — C. 18-36
  • Александр Чичерин -9 стр
  • // Вестник РСХД. — 1954. — № 33. — С. 9-13
  • // Вестник РСХД. — 1956. — № 41. — С. 22-27

Примечания

  1. В 1904/05 учебном году он был в 6-м классе 8-миклассного лицея — см.
  2. Дата обращения: 5 апреля 2016. 5 апреля 2016 года.
  3. Трубецкой Г. Н. от 11 июля 2015 на Wayback Machine Монреаль: Русь. 1981. С.34-35, 37, 46-54.
  4. Дата обращения: 29 июля 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  5. Дата обращения: 15 января 2016. 12 января 2019 года.
  6. от 31 марта 2016 на Wayback Machine // The Christian East, 1932, 13:3, 4; pp 91-98
  7. 17 мая 2008 года. (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3892 дня] — , )
  8. . Дата обращения: 16 января 2013. 20 января 2013 года.
  9. Арсеньев Н. С. Дары и встречи жизненного пути. — Франкфурт-на-Майне, 1974
  10. . Дата обращения: 16 января 2013. 20 января 2013 года.
  11. . Дата обращения: 19 января 2013. 20 января 2013 года.
  12. . 30 января 2013 года.
  13. . 2 февраля 2013 года.
  14. . Дата обращения: 28 января 2013. 29 января 2013 года.
  15. (недоступная ссылка)

Литература

  • Плетнев Р. В. Н. С. Арсеньев // Русская религиозно-философская мысль XX века. — Питтсбург. — 1975. — С. 176—185
  • Фабрициус Л. Е. Н. С. Арсеньев // «Современник». Журнал русской культуры и национальной мысли. — Торонто. — 1978. — № 37/38. — С. 7
  • Биншток А. Н. С. Арсеньев // « Вестник русского христианского движения ». — Париж — Нью-Йорк — Москва. — 1978. — № 126. — С. 303—306
  • Балуев И. Памяти ушедших. Профессор Н. С. Арсеньев // «Новый журнал» (The New Review). — N.Y. — 1978. — № 131 — С. 267—271
  • Зеньковский С. А. Памяти Николая Сергеевича Арсеньева // Записки Русской академической группы в США. — 1979. — № 12. — С. 7-16.
  • Никитин С. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 448-449. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  • Николай Сергеевич Арсеньев. Биографический очерк. Текст сочинения. Библиография // Русские философы: Проблемы христианства и культуры в истории духовной критики XX века. Биографические очерки. Тексты сочинений. Библиография. / РГБ; Сост. Л. Г. Филонова. — М.: Пашков дом. — 2002. — С. 33-88
  • А. П. Лысков // « Вестник Московского университета », серия 7, философия, № 3/2007, май-июнь, стр. 3-33.
  • А. И. Абрамов. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Колупаев В. Е. . Saarbrucken, 2012. 336 с. ISBN 978-3-8484-0980-8

Ссылки

  • от 19 февраля 2006 на Wayback Machine
  • . Летопись Московского университета . Дата обращения: 11 октября 2017.
Источник —

Same as Арсеньев, Николай Сергеевич (философ)