Коняев, Николай Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Систематик живой природы | ||
---|---|---|
Исследователь, описавший ряд
зоологических
таксонов
. Названия этих таксонов (для указания авторства) сопровождают
обозначением
«
»
.
|
Великий князь Никола́й Миха́йлович ( 14 [26] апреля 1859 , Царское Село — 24 января 1919 , Петроград ) — русский генерал от инфантерии , генерал-адъютант , историк и лепидоптеролог .
Старший сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны , внук Николая I , двоюродный дядя Николая II .
Известен как строитель Боржомского дворца и составитель уникального иллюстрированного каталога « Русские портреты XVIII и XIX столетий ».
Первый из семи детей генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Фёдоровны (до замужества Цецилия Августа, принцесса и маркграфиня Баденская, младшая дочь великого герцога Леопольда Баденского и Софии Вильгельмины Шведской).
В 1862 году семья переехала в Тифлис , где его отец был Кавказским наместником, и юношеские годы великий князь провёл на Кавказе. Несмотря на желание родителей видеть его военным, Николай с детства увлекался биологией и историей. Получил домашнее образование. В 1870—1872 годах его воспитателем был В. А. Латур-де-Бернгард .
В 1862 году малолетний Николай Михайлович оказался одним из кандидатов на греческий престол . После свержения короля Оттона I Виттельсбаха греки провели плебисцит по выбору нового монарха. Бюллетеней с кандидатами не было, поэтому любой подданный Греции мог предложить свою кандидатуру или вид правления в стране. Результаты были обнародованы в феврале 1863 года: среди тех, кого вписали греки, был и Николай Михайлович, занявший девятое место (менее 0,01 процента голосов). Правда, следует признать, что представители российского, британского и французского царствующих домов не могли занимать греческий трон согласно Лондонской конференции 1832 года .
В 1875 году Николай Михайлович получил первый офицерский чин; с 1877 года в чине штабс-капитана прикомандирован к переменному составу Кавказской учебной роты, с 1879 года — к 2-му Кавказскому стрелковому батальону .
Участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов ( на Кавказском театре ); 17 октября 1877 года был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени «за дело 3-го октября, при разбитии армии Мухтара-паши в сражении на Аладжинских высотах » . В 1879 году пожалован во флигель-адъютанты .
С 1881 года — в лейб-гвардии Гренадерском полку . В 1882—1885 годах обучался в Николаевской академии Генерального штаба . С 1885 года служил в Кавалергардском полку . С 5 февраля 1894 по 15 сентября 1897 года командовал 16-м гренадерским Мингрельским полком , после чего назначен командующим Кавказской гренадерской дивизией. 14 мая 1896 года произведён в генерал-майоры, 6 мая 1901 года — в генерал-лейтенанты, с утверждением в должности начальника дивизии. 6 мая 1903 года пожалован в генерал-адъютанты .
30 декабря 1903 года отчислен от должности начальника дивизии, с оставлением в звании генерал-адъютанта. До начала Первой мировой войны не занимал других должностей. 14 апреля 1913 года произведён в генералы от инфантерии.
В 1909 году после смерти отца наследовал огромное состояние. Владел Ново-Михайловским дворцом на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, дачей Михайловка (Михайловское) в Петергофском уезде, имением Грушевское в Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний (75 066 дес. 407 кв. саж.), имением Боржоми в Горийском уезде Тифлисской губернии (69 513 дес. 1022 кв. саж.), совместно с братьями — имением Вардане в Черноморской губернии.
После начала Первой мировой войны Николай Михайлович записал в дневнике :
К чему затеяли эту убийственную войну, каковы будут ее конечные результаты? Одно для меня ясно — во всех странах произойдут громадные перевороты. Мне мнится крах многих монархий и триумф мирового социализма. У нас на Руси не обойдется без крупных волнений и беспорядков.
C 28 июля 1914 года он состоял в распоряжении главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта .
Николай Михайлович придерживался либеральных оппозиционных взглядов, за что получил в светских кругах прозвище « Филипп Эгалите », в честь видного деятеля французской революции, принца крови и родственника Людовика XVI. Прозвище оказалось провидческим — великий князь, как и Филипп Эгалите, разделил участь монарха и был казнён во время революции.
Его младший брат великий князь Александр Михайлович в своих эмигрантских мемуарах писал:
Нас называли «опасными радикалами»; первая часть прозвища «опасные» отражала досаду придворных кругов, вторая — «радикалы», быть может, и соответствовала истине, но зависела всецело от смысла, придаваемого этому слову, которым нередко злоупотребляют. Мой старший брат Николай Михайлович был несомненно самым «радикальным» и самым одаренным членом нашей семьи. Моя мать мечтала о его блестящей военной карьере, и, чтобы доставить ей удовольствие, мой брат Николай окончил военное училище с отличием. Однако истинное его призвание было в отвлеченных исторических изысканиях. <…> Постепенно он отдалялся от связей с военным миром и проводил все своё время в исторических архивах С. Петербурга и Парижа . Его монументальная биография Императора Александра I , написанная после долгих лет собирания материалов и проверки дат, останется непревзойденной в исторической русской литературе. <…> Книга, которая была переведена на французский язык, произвела сенсацию в среде французских наполеонистов , заставив их пересмотреть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трактатов. <…> Николаю Михайловичу было, по-видимому, определённо неприятно объяснять многое из того, что происходило в России, своим друзьям в Коллеж де Франс и в Палате депутатов . Не могу сказать, чтобы я был вполне согласен с его «офранцуженными» политическими симпатиями. Будучи горячим поклонником парламентарного строя и убежденным почитателем словесных дуэлей Клемансо — Жореса, он не хотел допустить того, что создание в России конституционного строя по образцу III французской республики закончилось бы полным провалом. Истина заключалась в том, что он родился не в той стране, где ему следовало бы родиться.
Являлся наиболее радикальным оппонентом царствующего монарха из числа великих князей, чья оппозиционная позиция в 1916—1917 годах в отношении проводимого царём и его правительством курса получила название «великокняжеская фронда». Одобрил убийство Г. Е. Распутина :21—22 .
31 декабря 1916 года за участие в «фронде» получил приказание Николая II выехать в своё имение Грушёвку, которое исполнил 1 января 1917 года. Возвратился в столицу 1 марта 1917 года после начала Февральской революции . С радостью воспринял революционные события :358 и признал власть Временного правительства.
Однако очень скоро во взглядах Николая Михайловича наступило разочарование в происходивших в России революционных событиях. 16 марта 1917 года он был уволен из Русской армии. Французский посол М. Палеолог записал в своём дневнике 5 мая 1917 года:
Прощальный визит великому князю Николаю Михайловичу. Как далёк он от великолепного оптимизма, который он проявлял в начале нового режима!… в то время, как он проводил меня через салоны в вестибюль, в голосе его слышалось волнение… — Не могу же я забыть, что я висельник! :416
После Октябрьской революции Николай Михайлович, как и остальные представители дома Романовых, подвергся преследованию со стороны Советской власти. В марте 1918 года было принято решение о его ссылке с братом Георгием Михайловичем и кузеном Дмитрием Константиновичем в Вологду . В Вологде он пробыл с 3 апреля по 21 июля 1918 года :66—67, 135 , проживал по адресу: Златоустинская набережная 6 б (ныне — Набережная VI-й Армии, 99 А), в 2 комнатах на втором этаже дома, расположенного в глубине квартала. Вместе с Николаем Михайловичем в ссылке находился его адъютант генерал Брюммер :69—70 . В ссылке великий князь активно общался с иностранными дипломатами. Французский посол Жозеф Нуланс и секретарь посольства граф Луи де Робиен посещали Николая Михайловича в доме на Златоустинской набережной и оставили описание жилища, имеющее большое значение для сохранения дома как памятника истории. Представители Великобритании предлагали Романовым бежать с подложными паспортами, но они отказались :116—121 . 1 июля 1918 года Николай Михайлович был арестован, а 21 июля 1918 года перевезён в Петроград, где содержался в Доме предварительного заключения .
9 января 1919 года Президиум ВЧК (в заседании участвовали Я. Х. Петерс , М. И. Лацис , И. К. Ксенофонтов и секретарь О. Я. Мурнек) вынес постановление «Приговор ВЧК к лицам бывшей императорской своры — утвердить, сообщив об этом в ЦИК» . Несмотря на ходатайства Академии наук и Максима Горького , Ленин подтвердил приговор с формулировкой «революция не нуждается в историках» .
Николай Михайлович был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости в последнюю декаду января 1919 года вместе с ещё тремя великими князьями — своим родным братом Георгием Михайловичем и двоюродными — Павлом Александровичем и Дмитрием Константиновичем . Жена Павла Александровича княгиня Ольга Палей писала :
Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал… В среду Павла, одного, привезли на Гороховую и продержали до десяти вечера. Потом объявили, что увозят без вещей. С Гороховой привезли в Петропавловку. Трёх других великих князей доставили со Шпалерной . Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона . В три ночи солдаты, по фамилии Благовидов и Соловьев, вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора , где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу.
Командовал экзекуционным отрядом тюремный надзиратель Гордиенко, получавший в своё время ценные подарки из Кабинета Его Величества. Вероятно, Николай Михайлович был похоронен на месте расстрела в братской могиле. Сообщение о расстреле великих князей было опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде» .
Был единственным из казнённых большевиками Романовых, кого Русская православная церковь заграницей в 1981 году не стала причислять к лику святых .
Реабилитирован постановлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 9 июня 1999 года.
В течение многих лет Николай Михайлович изучал архивы России и Франции. Он является автором нескольких фундаментальных исследований по эпохе Наполеона и Александра I. Книги сохраняют свою научную ценность и поныне. Под покровительством великого князя были изданы многочисленные труды Русского исторического и географического общества, в том числе знаменитое многотомное издание, посвященное столичным и провинциальным некрополям. Заслуги Николая Михайловича были отмечены Академией наук, принявшей великого князя почётным членом, и научными кругами Франции, удостоившими его звания члена Французского института , крайне редко вручавшегося иностранцам. В 1915 году по решению Совета Московского университета ему была присвоена степень доктора русской истории honoris causa .
Николаю Михайловичу также принадлежит большая роль в развитии отечественной лепидоптерологии . Он проводил сборы бабочек, даже находясь на театре военных действий в Карской области . Так, экземпляр одного из открытых им новых видов был пойман в его походной палатке. На протяжении 10 лет Николай Михайлович всё своё свободное время посвящал изучению чешуекрылых Кавказа. В 1878 году он был принят в действительные члены Русского энтомологического общества, которое находилось под покровительством его родного дяди великого князя Константина Николаевича. 2 ноября 1881 года Николай Михайлович принял предложение Общества стать его почётным президентом, на должности которого пробыл до 1917 года .
Основным его вкладом были серии публикаций под названием «Memoires sur les Lepidopteres», известные как «Работы Романова». Он первым описал кавказский подвид Papilio alexanor orientalis . В течение 1884—1897 годов Николай Михайлович опубликовал 9 томов своей фундаментальной серии, которые сейчас являются библиографической редкостью, но ими до сих пор пользуются, так как они содержат первоначальные описания десятков видов. Наиболее важными являются красивый окрас бабочек и стадии их развития. Печатная промышленность того времени не давала возможности создать качественные цветные иллюстрации, поэтому печатались только контуры бабочек, которые потом от руки раскрашивались акварельными красками. По финансовым и техническим причинам значительная часть рисунков осталась нераскрашенной. В 1900 году великий князь подарил всю свою коллекцию Зоологическому музею Академии наук . К тому времени она стала одной из самых крупных частных коллекций бабочек, содержащей более 110 000 особей, из которых примерно 18 000 были палеарктическими . Коллекция помещалась в 30 сейфах. В этой коллекции было много типовых особей. Они хранятся в Санкт-Петербурге, и бабочки из этой коллекции имеют этикетки на белой бумаге с рисунком царской короны в верхней части и текстом «Собрано Великим князем Николаем Михайловичем». Один из сейфов, который хранился в Ликани , был привезен в 1900 году в Кавказский музей в Тифлисе.
Виды и подвиды, названные Г. Е. Грум-Гржимайло и Г. Христофом в честь великого князя Николая Михайловича:
Виды и подвиды бабочек из Закавказья, открытые и названные великим князем Николаем Михайловичем:
Состоял шефом лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады, 82-го пехотного Дагестанского полка, 4-й роты лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка. Числился в списках Кавалергардского полка, лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка, 16-го гренадерского Мингрельского полка, 2-й батареи лейб-гвардии Конной артиллерии, 1-м Кавказском стрелковом полку.
Российские:
Иностранные: