Interested Article - Соборность

Крестный ход, Илларион Прянишников , 1893

Собо́рность — понятие в русской религиозной философии , означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в других языках . По видимому, первым это понятие в нынешнем значении в русский язык ввёл в 1863 году Ю. Ф. Самарин . Может рассматриваться как составляющая часть русского менталитета .

Перевод слова «καθολικὴν» в древнеславянских документах

Собор, соборный — славянские слова, которые употребляются уже в древнейших письменных документах (носивших религиозный характер). В славянской восточнохристианской традиции со временем они обрели характер специального термина, который использовался для перевода греческого термина « католическая » (кафолическая) церковь. Однако в древнейших литературных памятниках слово «собор» (от «сбор») используется применительно, в первую очередь, к собственно церковному зданию (например, в «Паннонском житии святого Мефодия» IX в., говорится, что святой был погребён «в соборной церкви»). Применительно же к Церкви вплоть до XIII века (на территории будущей России — до XIV в.) использовался термин «католическая» («кафолическая») или славянские двойники этого термина — «вселенская» и «всеобщая». Так в произведениях киевского митрополита Илариона автор говорит о «кафоликии» апостольской церкви. Интересно, что схожий оборот («кафоликиею и апостольскою церковью») используется и в «Паннонском житии святого Мефодия», которое, как уже указывалось, знает и термин «собор» [ источник не указан 2888 дней ] .

Одно из первых употреблений термина «соборная» в Символе веры в качестве атрибута христианской Церкви («единая соборная и апостольская церковь» вместо «единая католическая и апостольская церковь») можно обнаружить в Загребской Кормчей (1262 г.) [ источник не указан 2888 дней ] .

Принимая во внимание тот факт, что собственно «церковь» — экклезия — с греческого переводится как собрание, термин «соборная» стал применяться не только к соборам (зданиям) и Соборам (всеобщим собраниям церковных иерархов — синодам), но и к собственно церкви как совокупности (собранию) верных. К XV веку в болгарской рукописи уже термин «католическая» поясняется с помощью слова «соборная» . Впрочем, подобную адаптацию следует признать неудачной, так как «соборность» в данном случае не передаёт специфику византийского термина («вселенская» = относящаяся ко всей Римской империи) и, как калька с «экклезии», превращает догматическую формулу «католическая церковь» в тавтологическую «церковную церковь»). Возможно поэтому после широкого использования термина «соборная» применительно к Церкви в XV—XVIII веках, позднее он снова вытесняется термином «католическая»/«кафолическая», но, с другой стороны, окончательно закрепляется для обозначения собрания верных и места таких собраний (Соборы и соборы) [ источник не указан 2888 дней ] .

«Соборность» у Алексея Хомякова

Алексей Хомяков , который ввёл термин «соборность» в философский оборот, был одним из основателей движения славянофилов . Пытаясь отыскать основу русской/славянской идентичности , он указывал на православие . Именно сохранение православия, оставшегося, по его мнению, единственно верной истиной христианского учения, составляет миссию славян . Под «соборностью» Алексей Хомяков подразумевал специфическую целостность Церкви , которую он противопоставлял и протестантскому индивидуализму, и католическому единству. Однако следует сделать оговорку: термин «соборность» появляется у философа в позднем периоде творчества и, по всей вероятности, заимствуется им из славянского перевода Никео-Цареградского Символа веры : «Верую <…> Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Так ещё до 40-x годах XIX века он следующим образом раскрывает собственное понимание «соборности»:

Церковь называется единою, святою, соборною (кафолическою и Вселенскою) и апостольскою; потому что она едина и свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому что ею святятся всё человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна; потому что сущность её состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех её членов, по всей земле признающих ее; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота её веры, её упований и ее любви.

Алексей Хомяков считал, что словом «соборность» слово «католичество» заменили ещё Просветители славян Кирилл и Мефодий . Он даже усматривал в этом некоторый высший смысл. Так, оппонируя иезуиту князю Ивану Гагарину , Хомяков утверждал, что несмотря на отсутствие текстов символа веры, современных Кириллу и Мефодию, текст символа дошёл до XIX века именно от этих братьев, и именно они предложили использовать слово «соборная» (а не «католическая») в отношении церкви.

«Естественно возникает вопрос: существовало ли на Славянском языке слово, вполне соответствующее понятию всеобщности? Можно бы привести несколько таких слов, но достаточно указать на два: всемирный и вселенский. <…> Первое из приведенных слов (всемирный) встречается в очень древних песнопениях; древность второго (вселенский) также несомненна; оно употребляется, говоря о Церкви, для выражения ее всеобщности (вселенская Церковь) и говоря о соборах (Вселенский собор — concile oecuménique). Итак, вот к каким словам прибегли бы первые переводчики для передачи слова кафолический, если б они придавали ему значение всемирности. Я, разумеется, нисколько не отрицаю, что слово καθολικος (из κατὰ и ολα, с подразумеваемым ἔθνη — народы, или другим однородным существительным) может иметь и значение всемирности; но я утверждаю, что не в таком смысле было оно понято Славянскими первоучителями. Им и на мысль не пришло определить Церковь географически или этнографически; такое определение, видно, не имело места в их богословской системе. Они остановились на слове соборный, собор выражает идею собрания не только в смысле проявленного видимого соединения многих в каком-либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения, иными словами: выражает идею единства во множестве».

Когда А. Хомяков обращается к понятию «соборности», он фактически превращает более-менее удачный переводческий термин в инструмент идеологии. Этот шаг находится в русле наиболее востребованных для XIX века стратегий рациональной легитимации — легитимации через апелляцию к истории как субстанции бытия: именно историческая приверженность Руси к соборности определяет её особую миссию и судьбу. Однако, по всей вероятности, следует говорить о том, что именно специфическое понимание соборности выступало одной из составляющих новой культурной идентичности, сформировавшейся в XIV—XVII вв., а именно идентичности российской. Религиозную природу и значимость этой идентичность и отстаивает А. Хомяков в своём творчестве:

«В протестантстве свобода для целой общины есть свобода постоянного колебания, свобода всегда готовая взять назад приговоры, ею же произнесенные накануне, и никогда не уверенная в решениях, произносимых нынче. Для отдельного лица, столь же мало верующего в общину, сколь мало сама община верит в себя, свобода есть или свобода сомнения, проявляющаяся в том, кто, зная себя, сознаёт свою немощь, или свобода нелепой веры в себя, проявляющаяся в том, кто творит себе кумир из своей гордости. В том и другом виде это пожалуй тоже свобода, но иного рода, свобода без благословения Божия, свобода в смысле политическом, но не в смысле христианском.

Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором, при всем различии в степени иерархических полномочий на совершение таинств, никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками и сотрудниками в общем деле, словом — единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви».

И именно голосом русской православной церкви говорит, по мнению Алексея Хомякова, вселенская Церковь.

Последующее использование термина

Принадлежащая Алексею Хомякову концепция соборности, таким образом, представляет собой идеологию российской государственности и не случайно стала одним из источников движения славянофилов. В духе этой концепции идея соборности понималась в русской религиозной философии . Концепция соборности многосторонне развита в русской религиозно-философской мысли: А. С. Хомяков, Вл. Соловьёв, Н. Ф. Фёдоров, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Сергей Булгаков говорил, что Соборность — это «душа православия» . Впрочем и сам термин «соборность», несущий в себе существенную религиозную нагрузку, и традиция его философской интерпретации (Хомяков и последователи) имели широкое хождение и влияние в православной части Европы и из области собственно интеллектуальной перекочевали в политический дискурс. Митрополит Иоанн (Снычёв) под соборностью понимал «единство народа в исполнении христианского долга»

Примечания

  1. Лазарев В. В. // Новая философская энциклопедия в 4 тт. / Под редакцией В. С. Стёпина. — М. : Мысль, 2001. — Т. Н-С . — С. 580 . 29 сентября 2018 года.
  2. , с. 72, 85.
  3. , с. 100.
  4. Гезен А. Исторія славянского перевода Символовъ Вѣры: Критико-палеографическія замѣтки. — Санкт Петербургъ: Типографія Императорской Академіи наукъ, 1884. — С. 95.
  5. Хомяков А. С. Церковь одна (Опыт катехизического изложения учения о Церкви).
  6. Хомяков А. С. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный» по поводу речи отца Гагарина, иезуита.
  7. Хомяков А. С. Еще несколько слов Православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о предметах веры.
  8. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991. С. 145.
  9. . Дата обращения: 9 августа 2016. 24 июля 2019 года.

Литература

  • Гезен А. М. . — Санкт Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1884. — 128 с.
  • Елевферий (Богоявленский) , митр. Соборность Церкви. Божие и Кесарево. — Париж, 1938. — 349 с.
  • Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии: учебное пособие. — СПб. : Алетейя : Русский Христианский Гуманитарный Институт, 1994. — 447 с.
  • Русская цивилизация и соборность : [Сб. ст.] / Ассоц. по комплекс. изуч. рус. нации и др.; Сост. Е. Троицкий. — М. : Б. и., 1994. — 250 с.
  • Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии (пять избранных портретов: В. С. Соловьев, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, C. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев) / Предисл. Ю. Нагибина. — М. : Феникс, 1994. — 180 с.
  • Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. — Петрозаводск: Петрозаводский Государственный университет, 1995. — 288 с. — ISBN 978-5-230-09032-8 .
  • Флоровский Г. В. Соборность Церкви / пер.: Колотовкин Н. И. // Духовный мир. М., 1996. — № 2. — С. 84—97.
  • Цехмистро И. З. Холистическая философия науки : учеб. пособие : к 200-летию Харьковского Нац. ут-та им. В. Н. Каразина. — Сумы: Университетская книга, 2002. — 366 с.
  • Розов Н. С. // Мир России. Социология. Этнология. — 2011. — № 2 . — С. 100—112 .
  • Хондзинский П. В. , Кырлежев А. И. // Вопросы теологии . — 2019. — Т. Т. 1 , № 3 . — С. 427—440 .
  • Лурье В. М. // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. — 2020. — № 1 . — С. 72—88 .
  • Цыпин В. , прот. Соборность // Православная энциклопедия . — М. , 2021. — Т. LXIV : «Сингапур — Соловьёв». — С. 553-554. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-071-4 .
  • Фарруджа Э., свящ. // . — 2023. — Вып. 47 . — С. 140-180 .
  • // Христианское чтение . — 2023. — №  4 . — С. 182–193 .

Ссылки

  • А. С. Хомяков.
Источник —

Same as Соборность