Крымскотатарский язык
- 1 year ago
- 0
- 0
Крымскотатарский фольклор ( крымскотат. Qırımtatar folklorı ) — устное народное творчество крымских татар , неотъемлемая составляющая национальной культуры этого народа, является ценным источником народных традиций и крымскотатарского языка ; имеет собственную жанровую специфику.
В фольклоре крымских татар встречаются персонажи обще-тюркского эпоса, сюжеты и герои, характерные для мусульманских народов, средневекового христианского населения. Также и собственно крымскотатарской фольклорной традиции присуща регионализация, в частности, например, различия в темах и жанрах фольклора татар-степняков (ногайцев) и татар-горцев.
Крымскотатарский фольклор представлен многими жанрами народной прозы и поэзии. Иногда фольклорные произведения выполняют под музыкальный аккомпанемент, в частности дестаны.
Древнейшими элементами фольклора крымских татар, связанными иногда с языческими (доисламскими) временами, являются общие для многих тюрков благожелания (алгъыш) и проклятия (къаргъыш) , которые по сути являются образцами народного языка, также нередко связаны с древними мифологическими представлениями, традициями и обрядами (практическая сторона фольклора).
Исторически первичным, достигшим средневековья , жанром фольклора крымских татар является эпос ( дестан ) — героические сказания (разновидность народной поэзии) Чорабатыр , Кёр оглу , где воспеты подвиги богатырей, защищавших интересы простого народа; также эпосы, где отражена лирико-романтическая тематика (Таир ве Зоре) . Крымскотатарский эпос, в частности, Кёр оглу находит прямые параллели с устным творчеством близких тюркских народов.
Жанрами устной прозы крымских татар являются сказки (масаллар) и легенды (эфсане) , а также народные анекдоты (лятифелер) .
Как и в фольклоре других народов мира, крымскотатарские народные сказки, отчасти условно делятся на:
Популярным, но достаточно поздним жанром устной прозы крымских татар являются легенды, зачастую вдохновлённые к созданию богатой и живописной природой Крыма (горы, скалы, пропасти, ущелья, реки). Отдельно выделяются исторические легенды, в которых говорится о событиях или лицах прошлого, запечатлённых в народной памяти (среди таких легенды о крымском мстителе и поборнике интересов простых людей Алиме Айдамаке ).
Сюжеты крымскотатарских народных анекдотов бывают как общетюркскими, так и весьма специфическими, связанными с жизнью и историческими реалиями народа. Больше всего анекдотов, часто с общими сюжетами, сгруппированы в циклы вокруг типичных фольклорных персонажей — одного из самых популярных в мире Ходжи Насреддина , а также чисто крымского Ахмет-Ахая.
Мелкие жанры крымскотатарского фольклора — пословицы и поговорки (аталар сёзлеры ве айтымлар , буквально «слова родителей»), загадки (тапмаджалар) и скороговорки (тезисов айтувлар) являются часто образцами народной поэзии, а не прозы (первые 2 жанра), представляют собой отточенные и совершенные образцы народной речи (все из названных, включая скороговорки). Также нередко эти жанры вместе с народными анекдотами, а также шуточными песнями и частушками представляют смеховую культуру крымцев (народный юмор).
Частушки крымских татар:
Ногайские бейты (ногъай бейитлеры) — стихотворная форма, двустишия; чаще всего лирические , отражали различные стороны жизни и быта людей; были больше всего распространены у кочевых татар-степняков (ногайцев).
Крымскотатарские песни (халкъ йырлары) можно разделить на группы: