11 июня
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариано Фортуни-и-Марсаль ( исп. Mariano Fortuny y Marsal ; кат. Marià Fortuny i Marsal , Мариа́ Фортунь-и-Марсал , полное имя — Мариа Жозеп Мария Бернат Фортунь-и-Марсал; 11 июня 1838 , Реус — 21 ноября 1874 , Рим ) — испанский художник, характерный представитель романтического ориентализма . Отец дизайнера и модельера Мариано Фортуни .
Родился 11 июня 1838 года в Реусе ( Каталония ) в бедной семье. Учился в начальной школе в родном городе, где и начал заниматься искусством. В 1850 году после смерти родителей остался на попечении дедушки-столяра, создавшего коллекцию фигур из воска и путешествовавшего с ней из города в город. Юный Мариано помогал деду, моделируя и раскрашивая большую часть фигур.
В 1852 году попал с дедушкой в Барселону , где его ручные работы произвели большое впечатление на некоторых влиятельный людей города: они обратились в муниципалитет с просьбой выделить Мариано пособие для дальнейшего обучения (в размере сорока двух франков ежемесячно).
В 1853 поступил в Высшую школу изящных искусств в Барселоне , где на протяжении четырёх лет учился у Клаудио Лоренсале . В марте 1857 года получил учёную степень и продолжил образование в Риме . Работал в Барселоне , Гранаде , Севилье , Париже (в 1860 и 1866 — 1867 ).
Сначала работал под влиянием мастеров барочной живописи, из современников — Мейсонье .
Первые поездки в Марокко были связаны с начавшейся войной между Испанией и императором Марокко и с заказом властей Барселоны на гигантскую по размерам картину « Битва при Тетуане » (1862, Музей современного искусства , Барселона ).
В 1867 году Мариано Фортуни женился на пианистке Сесилии де Мадрасо , сестре его друга, художника Раймундо Мадрасо . В браке родились дочь Мария Луиза и сын Мариано .
Фортуни посетил Париж также в 1868 году . После очередного посещения Парижа в 1870 году и двухлетнего пребывания в Гранаде , возвратившись в Рим , Фортуни умер от малярийной лихорадки 21 ноября 1874 года .
Тематически творчество Мариано Фортуни можно разделить на две части — «марокканскую» и «испанскую». К «марокканской», обеспечившей ему лидерство среди художников- ориенталистов , можно отнести такие работы, как «Арабская фантазия» (1867, Галерея искусств Уолтерс, Балтимор ) и «Заклинатели змей» (1870, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , Москва ); к «испанской», изображающей сцены национального быта, — «Викарий» ( 1870 , Музей современного искусства , Барселона ). Творчество Мариано Фортуни оказало значительное влияние на зарождение модерна . Учеником художника считал себя испанский импрессионист Хосе Гальего-и-Арноса , специально приехавший в Венецию для изучения находившихся там картин мастера.
На 9-метровом полотне «Битва при Тетуане» (1862), которое через 100 лет спародировал Сальвадор Дали , запечатлён один из эпизодов испано-марокканской войны 1859 года . Самобытная романтическая манера Фортуни сложилась в основном именно на базе североафриканских впечатлений.
Фортуни собрал богатую коллекцию предметов старины. Из неё, в частности, происходит знаменитая « ваза Фортуни », хранящаяся в Эрмитаже .
Биографический роман о художнике написал Пере Жимферрер (1983, премия Рамона Льюля ).