Interested Article - Абхазские негры

Семейство негров из Адзюбжи. Фотография А. К. Сержпутовского , 1912

Чёрные абхазы , или кавка́зские не́гры , — небольшая расово - этническая ассимилированная негроидная группа абхазского народа африканского происхождения, проживающая преимущественно в абхазском селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии ( Члоу , Поквеш , , Меркула и др.).

Происхождение

Гипотезы

Об этническом происхождении абхазских негров и о том, как эти африканцы попали в Абхазию, у специалистов единого мнения нет. Ряд историков утверждает, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии произошло в XIX веке (согласно Вианору Пачулиа — во второй половине XIX века ); другие авторы датируют его XVII веком .

По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе ( Чачба ) для работ на плантациях цитрусовых . Этот случай стал единственным — и, по-видимому, не вполне удачным — опытом относительно массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа .

По другой версии, негры-абхазы — потомки колхов . Однако вопрос о вероятности хоть какой-то преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми открыт: достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в исторической Колхиде не имеется. Также они могут происходить от египетских коптов (копты не являются неграми) или от фалаша , эфиопских иудеев . Абхазский писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» развил теорию о переселении предков абхазов наряду с предками колхов из Египта и Абиссинии . Гулиа сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и утверждал, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: — Багада, — Гумма, — и т. д.

Заинтересовавшийся [ когда? ] проблемой Максим Горький вместе с абхазским писателем, председателем ЦИК ССР Абхазии Самсоном Чанбой посетил Адзюбжу, где встречался со старожилами-неграми. По итогам своей поездки и сравнения полученных сведений с доступной ему литературой он счёл эфиопскую версию происхождения абхазских негров похожей на достоверную .

Легенды (основные)

Существует и ряд «народных» опоэтизированных легенд. По одной из них, упоминавшейся в докладной записке Ивана Исакова Никите Хрущёву , вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с невольниками , которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы — потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. Эта легенда, правда, не объясняет, как такой корабль могло занести в воды этой части Чёрного моря настолько далеко от основных морских путей негритянской мировой работорговли .

Другая легенда повествует о сношениях нартов и неких «чернолицых людей». По ней легендарные нарты вернулись на Кавказ из дальнего африканского похода с сотней провожатых-негров. Последние остались жить в Абхазии в селе Адзюбжа .

По третьей легенде к появлению негров-абхазов причастен Пётр Великий : он ввозил в Россию много арапов, а тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в Санкт-Петербурге , дарил абхазским князьям . По свидетельству кандидата исторических наук Игоря Бурцева, таких «подарков Петра» в Абхазии действительно могло оказаться несколько десятков .

Возможно, в определённой степени верными являются сразу несколько научных гипотез и легенд одновременно: многие из них де-факто не исключают, а дополняют друг друга.

История

По-грузински негры-абхазы назывались შავი კაცი ( шави каци ; «чёрный человек») или შავი ხალხი ( шави халхи ; «чёрный народ»). В упомянутой докладной записке Ивана Исакова Хрущёву об абхазских неграх, в числе прочего, рассказывается, что наместник Кавказа Илларион Воронцов-Дашков , подражая Петру Великому, имел в своём личном конвое негров из Адзюбжи, которые сопровождали его в черкесках . Принц Александр Ольденбургский , основатель Гагры , держал при своём дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе местных негров . По рассказу А. М. Чочуа, в 1880-х годах в Адзюбже жила большая семья негров: мать Халлыла, её сыновья Амбер, Ква-Ква и Черин и дочери; сыновья женились на абхазских девушках .

Известно, что уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа . Остальные абхазы воспринимают это без возражений, как должное. Их совокупное количество оценивается разными наблюдателями в диапазоне от «нескольких семей» до «нескольких деревень». Относительно преимущественного вероисповедания среди источников тоже нет единства — по-видимому ( ) в Абхазии существуют или существовали в недавнем прошлом и негры- христиане , и негры- мусульмане , и негры-иудеи.

Современность

О. В. Маан (2006) указывает, что они живут в сёлах Адзюбжа, Кындыг , Тамыш , Тхина , Река , Елыр . В. Пачулиа (1964) добавляет также селения , Меркула , Ачандара , а также город Сухум .

Абхазские негры занимаются выращиванием цитрусовых , винограда , кукурузы , работают на угольных шахтах Ткуарчала , на предприятиях Сухума трикотажной фабрике, в порту и др. Как и многие абхазы, абхазские негры сегодня говорят и по-русски . Большая их часть ассимилирована и сильно метисирована , многие покинули Кодор, осев в других частях Абхазии, соседних Грузии и России , а также и за их пределами.

Свидетельства

Я был поражён чисто тропическим ландшафтом . На яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины… крытые тростником , копошились курчавые негритята, везде были… чёрные люди в белых одеждах. Негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру… Мне думается, что негры в этих местах являются случайным элементом.

этнограф Е. Марков , , 1913 год.

В 1884 году я проехал часть Абхазии и встретил там несколько негров. Тип лица у них, как мне помнится, был абиссинский, но у них самих каких-либо определённых сведений о своём происхождении не было. По религии они были мусульмане, но, кажется, они что-то знали и о католичестве. В 1887 году я взял одного молодого, лет 20, негра в прислуги. Это был самый преданный человек. Он нигде не соглашался спать, кроме, как у дверей моей комнаты. Он был католик.

В. Тьебо,

До сих пор в горах Абхазии осталось негритянское население. … Мусульманские чёрные деревни Абхазии жили немногим лучше, чем их предки в Африке: почти полная неграмотность , бедность. Местное население не смешивается с неграми, их оттеснили в бесплодную горную местность… Молодёжь, знающая по-русски… рассказывала, что все хотят учиться, что женщины неграмотны, что, вообще, — раса вымирает.

дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева , — Нью-Йорк: Harper & Row, — 1969. ISBN 0-06-010102-4

Впервые я увидел их не в Израиле , а в далёком Сухуми. И встретились мы в… сухумской синагоге . На втором этаже служка продал мне пакет мацы , испечённой на «американской машине». Вдруг в комнату вошли несколько совершенно чёрных курчавых мужчин — по виду настоящие негры — и на абхазском языке что-то спросили служку. Он им ответил… Когда они ушли, я спросил: «Эти негры — евреи? И как они здесь очутились?»

Н. Орлов , — журнал «Алеф» (Израиль)

— Ну а как живётся неграм в Советском Союзе ?
— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.
— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!
— А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.

писатель Фазиль Искандер , « Сандро из Чегема », [lib.ru/FISKANDER/sandro2.txt книга 2.] — М.: «Московский рабочий», — 1989.

В других частях Кавказа

Фотография карабахского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870 году, из Библиотеки Конгресса США

Небольшое число негров в XIX — начале XX века проживало также в аджарском городе Батуми .

В Библиотеке Конгресса США в составе коллекции фотографа Джорджа Кеннана хранится фотография карабахского негра (1870—1886 годы) .

Английский писатель и историк в своей книге «Величие и крах Османской империи» приводил примеры и других африканцев, живших в европейской части империи: чернокожих черногорцев , потомков вывезенных из Африки в XVI в. рабов, живших в городке Улцинь по крайней мере до 70-х годов XX века, и негров-язычников, обитавших в пещерах и развалинах под афинским Акрополем .

См. также

Примечания

  1. По версии Зинаиды Рихтер (1930) название читается как «Адзюбиса». Другие источники такой вариант не приводят.
  2. Маан О. В. Абжуа. Историко-этнологические очерки Очамчирского района Абхазии. — Сухум, 2006. — С. 226, прим. 1.
  3. Пачулиа В. В краю золотого руна. Исторические места и памятники Абхазии. — М. : Наука, 1964. — С. 51—52
  4. Богданов, К. от 22 июля 2015 на Wayback Machine . — М. : Новое литературное обозрение, 2014. — С. 368 — ISBN 978-5-4448-0188-8 .
  5. — «Родина», № 11 — 2001 год.
  6. Фридман, Г. от 13 марта 2009 на Wayback Machine — « Проза.ру », август 2004 года.
  7. Инал-Апа Ш. Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов. — Сухуми : Алашара, 1976. — С. 41; Бгажба О. Ранние этапы этнической истории. // Абхазы. (Народы и культуры). — М. : Наука, 2007. — С. 57.
  8. Островский, В. от 13 марта 2009 на Wayback Machine — альманах «Еврейская старина», № 12 (36), декабрь 2005 года.
  9. Кторова, А. от 24 мая 2011 на Wayback Machine — « Русский журнал », 15 сентября 2002 года.
  10. Анненков, В. 26 марта 2011 года. — «Известия науки», 25 июля 2003 года.
  11. 13 марта 2009 года. // Подготовка текста Ш. Д. Инал-ипа, К. С. Шакрыл, Б. В. Шинкуба. Вступительная статья Ш. Д. Инал-ипа. Перевод с абхазского Г. Гулия (проза), В. Солоухина (стихи). — Сухуми: «Алашара». — 1988. С. 55
  12. Масалов, А. 13 марта 2009 года. — «Аномальные новости», № 39, 2007 год.
  13. от 22 июля 2015 на Wayback Machine . — «Заря Востока», 17 августа 1958 года.
  14. Лаговский, В. от 18 мая 2021 на Wayback Machine — « Комсомольская правда », 11 августа 2006 года.
  15. Передельская, Н. 25 октября 2007 года. — « Московский комсомолец », 23 мая 2003 года.
  16. Пачулиа, В. В краю золотого руна. Исторические места и памятники Абхазии. — М. : Наука, 1964. — С.52
  17. Заур Маргиев: Батумские негры
  18. (англ.) . 1 photographic print on carte de visite mount . Library of Congress. — Inscribed on verso: Karabakhski "Arab" Negro mountainier. Дата обращения: 16 декабря 2013. 28 июня 2011 года.

Литература

  • Кторова А. . — Русский журнал , 15 сентября 2002.
  • Рихтер З. // Из серии «Библиотека пролетарского туриста». — М. Л. : Физкультура и туризм, 1930.
  • Blakely A. . — Howard University Press, 1989. — P. 201. — ISBN 978-0-88258-175-0 . (англ.)

Ссылки

  • Voronov, Y. на сайте circassianworld.com (англ.)
Источник —

Same as Абхазские негры