Interested Article - Лакан, Жак
- 2021-03-21
- 1
Жак Мари́ Эми́ль Лака́н ( фр. Jacques-Marie-Émile Lacan ; 13 апреля 1901 , Париж , Франция — 9 сентября 1981 , там же) — французский психоаналитик, философ ( фрейдист , структуралист , постструктуралист ) и психиатр . Одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа .
Биография
Основной источник информации о биографии Жака Лакана — книга историка психоанализа Элизабет Рудинеско ( Élisabeth Roudinesco) Jacques Lacan: sketch of a life, history of a thought system (1993, на русский язык не переведена)
Жак Мари Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года. Он — первый ребёнок в семье, относящейся к классу средней буржуазии. Его дед по отцовской линии Эмиль Лакан был торговым представителем, который женился на Мари Джули Дессо, сестре его босса, производителя уксуса в Орлеане. Жак Лакан вырос в парижской квартире своих дедушек и бабушек, с которыми жили его родители, что привело к разрыву между отцом и дедом. Это среда, согласно Рудинеско, отличалась «клерикализмом и враждебностью ценностям Республики и секуляризму ». Его мать Эмили Бодри (1876—1948), дочь рантье, который сделал состояние на торговле металлоломом, была очень благочестивой, а отец, Альфред (1873—1960), посвятил себя работе в качестве финансового менеджера Vinsigres Dessaux в Париже.
Лакан получил традиционное католическое воспитание и классическое образование в престижном коллеже Станислава , частном католическом учебном заведении, где он блестяще учился с 1907 года в начальном, затем среднем курсе. В четырнадцать лет он обнаруживает « Этику » Спинозы . В университете изучал медицину, специализировался на психиатрии. Учителем Лакана был исследователь паранойяльного бреда и психического автоматизма Клерамбо .
К концу Первой мировой войны Лакан порвал с идеями своей среды. На курсе философии в течение 1917—1918 гг. он с большим интересом воспринял учение (с которым он позже установит дружеские отношения). Из выдающихся личностей, ориентированных на научное, историческое и сравнительное исследование, примечание, Барузи интересует Лейбниц , Апостол Павел и Ангелус Силезиус . Апостол Павел будет важной ссылкой в более позднем размышлении Лакана о желании.
Лакан отказывается от веры, часто посещает книжный магазин Эдриен Моннье. Он встречает Андре Бретона и Филиппа Супо, которые экспериментируют с автоматическим письмом (например, в «Les Champs magnétiques»), своего рода свободной ассоциацией с литературными целями, имитирующими небольшой умственный автоматизм безумцев. Против совета его отца он начал изучать медицину в сентябре 1919 года.
В 1923 году Лакан первый раз слышит о Фрейде .
В том же году он был освобождён от военной службы из-за своего слабого здоровья. Опытный германист, он читает Ницше по-немецки, знакомится с книгами Джеймса Джойса.
С 1923 года он заинтересовался идеями Шарля Морраса , не придерживаясь при этом антисемитизма. В 1924 году, в конце стажировки, согласно письму Моррасу, Лакан прервал свои медицинские исследования и планировал обосноваться в Сенегале . Познакомившись с Максимом Вейганом , он, будучи новообращённым монархистом, представил себя Леону Дауде, бывшему студенту-медику, который сопровождал Зигмунда Фрейда в 1886 году во время Жана Мартена Шарко . Перед отъездом он просит поддержки, назначить встречу с Шарлем Моррасом. Их беседа длится пять минут, после чего он принимает участие во встречах « Аксьон Франсэз ».
Согласно Бертрану Огилви, позитивистская социология Морраса, которая представляет предмет как продукт своего окружения, исходя из своей культуры, могла создать противоречие с концепцией, которую Эдуар Пишон подтолкнул бы к абсурду национального бессознательного. Молодой Лакан был вдохновлён со своей стороны тезисом этолога Якоба фон Уэкскюлла об определяющей роли окружающей среды не только в эволюции видов, но и в развитии языка. В этом он показывает себя верным идеям спинозизма — детерминизма, который сводит картезианскую иллюзию свободной воли к бессознательности её определений, в частности её социальных определений. В этом он предопределяет концепцию Клода Леви-Стросса , которая отождествляет развитие индивидуальной психики с игрой в социальной структуре, к которой принадлежит этот индивидуум.
Жак Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. С 1931 он получает диплом судебного психиатра, в 1932 защищает диссертацию «О паранойяльном психозе и его отношении к личности», которая становится местом встречи психиатрии, психоанализа, сюрреализма и философии. Позднее его диссертация была опубликована в ряде научных журналов. Особенно сильное впечатление она произвела на знаменитого на тот момент испанского художника — сюрреалиста Сальвадора Дали, который по прочтении написал картину «Гнилой Осёл» («Тлеющий Осёл»).
В 1934 году Жак Лакан женится на Мари-Луиз Блонден, от которой у него родились дочь Каролина (1934) и сын Тибо (1939). После смерти первой жены, в 1953 году Лакан женился вторично, на , бывшей жене Жоржа Батая . Их дочь (род. 1941) впоследствии стала женой Ж.-А. Миллера , одного из самых известных последователей и исследователей, признанного «лаканиста». Во время Второй Мировой Войны Жак Лакан работает в военном госпитале и не пишет ни строчки. После окончания войны он отправляется в Англию.
В 1953 году он выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником . Через десять лет порвал с ортодоксальным психоанализом и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и руководил почти до самой смерти.
В 1971 году познакомился с Жаном-Мишелем Вапперо , на которого оказал огромное влияние. В 2006 году, несмотря на сопротивление семьи Жака Лакана, Жан-Мишель Вапперо продал коллекцию рисунков и писем Жака Лакана.
Он во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов.
Лакан предпочитал излагать свои идеи не на бумаге, но устно, на семинарах, материалы которых стали публиковаться только в конце его жизни.
Основные сочинения: «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «Тексты», «Семинары Жака Лакана».
Основные идеи Лакана
Лакан во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов. К многогранности его исследований стоит добавить и перевес устного текстового наследия Лакана (семинаров) над письменным (статьями) в количестве и в развёрнутости аргументации и разъяснения идей. Тексты семинаров Лакана стали публиковаться только в конце его жизни. Из его сочинений наиболее известны «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «Тексты», «Семинары Жака Лакана».
Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской и постструктуралистской ревизии
фрейдовского
психоанализа
. Это происходило у него в три стадии:
- предструктуралистскую (1930-е — 1940-е), когда на него влияла диалектика Г. Гегеля и А. Кожева и творчество художников- сюрреалистов ,
- структуралистскую (1950-е — 1960-е), когда Лакан переосмыслил с позиций фрейдизма взгляды К. Леви-Стросса , а также лингвистов Ф. де Соссюра , Н. С. Трубецкого , Р. О. Якобсона ;
- постструктуралистскую (1960-е — 1970-е), когда Лакан стал делать акцент на том, что не поддаётся символизации.
В своих исследованиях Жак Лакан никогда не терял из виду ориентацию на психоаналитическую практику и одной из главных своих целей ставил понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа. Свою концепцию Жак Лакан разрабатывал, среди прочего, под влиянием
М. Хайдеггера
и
Клода Леви-Строса
, которые привлекли его внимание проблемой истины, бытия и структурной теории языка.
Всё началось с того, что Лакана как психиатра не устраивали устаревшие и потому не соответствовавшие истине методы психиатрии того времени. Корень зла Лакан усмотрел в неадекватной трактовке фрейдизма в современном ему психоанализе (эго-психологии, теории объектных отношений), отчего целью его исследований стал буквальный «возврат к Фрейду» — в первую очередь, к центральному месту проблемы желания (и отношения желания к закону) в теории Фрейда. На основе общей философии фрейдизма Лакан пытается обосновать возможность лечения и диагностики психических заболеваний через речь. Этот структуралистский подход и объясняет новизну идей Лакана.
Жак Лакан серьёзно оппонировал естественно-научному психологическому подходу, при котором человек описывается как объект, подобный другим объектам мира, представленным сознанию и изучению. Вопрос о субъекте как субъекте стоит в центре лакановского творчества.
Тексты Лакана являются своеобразным феноменом словесности: помимо последовательно проводимых научных и философских выкладок, в них много юмора, колкостей, провокаций, недосказанностей. Например, у Лакана есть ряд формул, которые не имеют раз и навсегда установленного смысла, но к которым он сам возвращается, по-разному их интерпретируя, например «человеческое желание есть желание Другого», «любить — значит не давать то, что имеешь, а давать то, чего не имеешь» и т. д. Однако надо понимать, что у Лакана не было цели усложнить психоанализ и работу аналитика — наоборот, он стремился внести ясность в эту область, заросшую со времён Фрейда неопределённостями, мифами и непониманием.
Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведение.
Воображаемое — Символическое — Реальное
Сам Лакан считал базовой для своего учения схему « воображаемое » — « символическое » — « », которую он начал разрабатывать с 1953 года и подробно изложил на своём самом знаменитом семинаре (1974—1975). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели « колец Борромео ». Интересно, что размыкание одного из них неминуемо приведёт к распаду всей конструкции, хотя ни одно из них не зацеплено с другим попарно.
« Воображаемое » — это порядок подобия, изначальной его опорой служит образ собственного «Я», полагаемый по образу и подобию другого как такого же, как ты.
Одна из первых стадий становления этого образа — стадии зеркала . Это — одно из первых дополнений Лакана к мыслям Фрейда. Стадия зеркала — это ранняя стадия самоидентификации ребёнка 6-18 месяцев, когда он начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека. Вообще Лакан любил обращаться для разъяснения своих идей к образам топологии , порой трактуя её весьма фантазийным образом. В книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» Жана Брикмона и Алана Сокала отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики.
« Символическое » — это система различий, система означающих, наделённая синтаксисом, язык. Другой с большой буквы, находящийся по ту сторону образа другого воображаемого, является вместилищем и местом символического.
«Реальное» — это диахрония, время, то, к чему субъект имеет доступ через обращение к тому же месту, где впервые был обнаружен объект, которое, однако, никогда не бывает полностью успешным возвращением к тому же самому объекту. Встреча с реальным возможна через травму, которая как раз связана с невозможностью обнаружить объект на том же месте. Наука о природе также работает с реальным, строящуюся на допущении о постоянстве некоторых аспектов природы (природа не обманывает, эксперимент в одних и тех же условиях приведёт к тем же результатам).
Эти понятия позволяют субъекту постоянно синтезировать прошлое и настоящее. На стыке этих понятий образуются основные человеческие страсти: воображаемое на стыке с реальным = ненависть; реальное на стыке с символическим = невежество; воображаемое на стыке с символическим = любовь. Именно поэтому Жак Лакан и считает эти страсти основой нашего Бытия.
Проявления символического заключены в некоем бессознательном феномене, в результате воздействия речи на субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обусловливало интерес Лакана к лингвистике и к фундаментальным проблемам знака и означивания . Стремясь к рациональному истолкованию этого бессознательного, Лакан углубляется в изучение роли языка и символа. Лакан толкует функцию речи как универсальный источник креативности, поскольку это — речь ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, который обладает своей, другой и субъективной реальностью. Именно посредством речи, языка и лингвистики человек, по мнению Лакана, способен узнавать других людей и быть узнанным самим. Т. о., Лакан признаёт приоритет языка по отношению к бессознательному, что находит отражение в формуле: бессознательное организовано как язык.
Эту Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, — «символическому», третий этап, постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно».
Мысль и Бытие по Жаку Лакану не тождественны, поскольку они по-разному определяются языком и бессознательным. В своих исследованиях Жак Лакан стремится превратить психоанализ в строгую социальную и гуманитарную науку, опирающуюся на лингвистические и логико-математические понятия.
Критика
Самой жестокой критике Лакана, как и многих других философов, подвергали позитивисты — исследователи из области точных наук. Например, Алан Сокал и Жан Брикмон в своей книге « Интеллектуальные уловки » наряду с критикой других постструктуралистов осуждают ту вольность, с которой Лакан оперирует терминами, заимствованными из различных областей математики, таких как, например, топология , обвиняя его в «поверхностной эрудиции» и злоупотреблениями научными понятиями, которые он, в сущности, не понимает. Малькольм Боуи высказывает мысль, что Лакан «как и все люди, рьяно противостоящие какой бы то ни было тотализиции (полной картине), в том, что мы называем гуманитарными науками, — обладал этой фатальной слабостью — любовью к системе». Некоторые из критиков-позитивистов отвергают работы Лакана полностью, не ограничиваясь акцентами на несостоятельности и противоречивости использования математической терминологии. Ричард Докинз в рецензии к книге Сокала и Брикмона « Интеллектуальные уловки » в связи с Лаканом говорит: «Для гарантии того, что автор всего этого — шарлатан, нам, в сущности, и не нужен математический кругозор Сокала и Брикмона. Возможно, он прав относительно вещей, не касающихся науки? Но, на мой взгляд, философ, приравнивающий эректильный орган квадратному корню из минус единицы, полностью теряет доверие, когда дело доходит до вещей, о которых я не имею вообще какого бы то ни было представления». Франсуа Рустанг отзывается о текстах Лакана не иначе как о «бессвязной системе псевдонаучной тарабарщины» и приводит цитату Ноама Хомского , в которой тот описывает Лакана как «забавного и сознательного шарлатана». Впрочем, другие учёные, например, , с серьёзным интересом относятся к попыткам Лакана концептуализировать психоанализ при помощи математики.
Иного рода критике подвергали Лакана близкие к нему по мысли философы. Например, 15 марта 1980 года французский философ Луи Альтюссер на заседании Парижской школы Фрейда назвал Лакана «великолепным и жалким Арлекином» . Впрочем, сам же Альтюссер предложил многое для популяризации идей и подходов Лакана.
Сегодня, несмотря на критику со стороны позитивистов, идеи Лакана получили широкое хождение не только в психоанализе, но и в философии и критике культуры (в том числе идеи, предлагающие критический взгляд на саму позитивистскую науку).
Помимо этого, существует марксистская ветка критики психоанализа Жака Лакана. Следует отметить социолога-марксиста Анри Лефевра , развившего концепцию социального пространства , и его современных последователей, группу харьковских аспирантов, основавших семинары «Рауманализ Лакана» . Изучая психоанализ Лакана, Илья Ильин и Валерий Петров критикуют Лакана за а) учреждение означающего в качестве доминанты, определяющей процесс ведения психоанализа; б) подчинённость дискурсу капитализма, предопределяющему специфику формирования современных бренд-пространств ( ).
Книги на русском языке
- Лакан Ж. . — М: Гнозис, 1995.
- Лакан Ж. . — М: Русское феноменологическое общество/Логос, 1997.
-
Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога
- (пер. с фр. А. К. Черноглазова) // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. СПб.: , издательство « Алетейя », 2000. С. 218—231.
- // Консультативная психология и психотерапия. 2002. № 1. С. 36-50.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). — М.: Гнозис/Логос, 1998.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). — М.: Гнозис/Логос, 1999.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 3:
Психозы (1955-56). — М.: Гнозис/Логос, 2014.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). — М.: Гнозис/Логос, 2002.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 6: Желание и его интерпретация (1958/59). — М.: Гнозис/Логос, 2021.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа (1959/60). — М.: Гнозис/Логос, 2006.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 8: Перенос (1960/61). —М.: Гнозис/Логос, 2019
- Лакан Ж. Семинары. Книга 10: Тревога (1962/63). — М.: Гнозис/Логос, 2019
- Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). — М.: Гнозис/Логос, 2004.
- Лакан Ж. — М.: Гнозис/Логос, 2008.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 20: Ещё (1972/73). — М.: Гнозис/Логос, 2011.
- Лакан Ж. Имена — Отца. — М: Гнозис/Логос, 2005.
Семинары
- Lacan, Jacques. L’Homme aux Loups. Séminaire 1951—1952. / Lacan J. Écrits techniques. — Paris: A.L.I., 1999. — P. 481—496.
- Lacan, Jacques. L’Homme aux rats. Séminaire 1952—1953.
- Lacan, Jacques. Les écrits techniques de Freud. Séminaire 1953—1954. — Paris: A.L.I., 1999.
- Lacan, Jacques. Le moi dans la théorie de Freud et dans la technique de la psychanalyse. Séminaire 1954—1955. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. Les structures freudiennes des psychoses. Séminaire 1955—1956. — Paris: A.L.I., 1999.
- Lacan, Jacques. La relation d’objet. Séminaire 1956—1957. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. Les formations de l’inconscient. Séminaire 1957—1958. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. Le désir et son interprétation. Séminaire 1958—1959. — Paris: A.L.I., 2005. — P. 576.
- Lacan, Jacques. L’ethique de la psychanalyse. Séminaire 1959—1960. — Paris: A.F.I., 1999. — P. 590.
- Lacan, Jacques. Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques. Séminaire 1960—1961.
- Lacan, Jacques. L’identification. Séminaire 1959—1960. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. L’angoisse. Séminaire 1962—1963. — Paris: A.L.I., 2007. — P. 408.
- Lacan, Jacques. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. Séminaire 1964. — Paris: A.L.I., 2007. — P. 318.
- Lacan, Jacques. Problèmes cruciaux pour la psychanalyse. Séminaire 1964—1965. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. L’objet de la psychanalyse. Séminaire 1965—1966. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. La logique du phantasme. Séminaire 1966—1967. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. L’acte analytique. Séminaire 1967—1968.
- Lacan, Jacques. D’un Autre à l’autre. Séminaire 1968—1969. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. L’envers de la psychanalyse. Séminaire 1969—1970. — Paris: A.L.I., 2006. — P. 318.
- Lacan, Jacques. D’un discours qui ne serait pas du semblant Séminaire 1970—1971.
- Lacan, Jacques. Le savoir du psychanalyste. Séminaire 1971—1972.
- Lacan, Jacques. … ou pire. Séminaire 1971—1972. — Paris: A.L.I., 2000. — P. 188.
- Lacan, Jacques. Encore. Séminaire 1972—1973. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. Les non-duper errent. Séminaire 1973—1974.
- Lacan, Jacques. R.S.I. Séminaire 1974—1975. — Paris: A.L.I., 2002. — P. 212.
- Lacan, Jacques. Le sinthome. Séminaire 1975—1976. — Paris: A.L.I., 2001. — P. 188.
- Lacan, Jacques. L’insu que sait de l’une-bévue s’aile à mourre. Séminaire 1976—1977. — Paris: A.L.I., 2005. — P. 136.
- Lacan, Jacques. Le moment de conclure. Séminaire 1977—1978. — Paris: A.L.I., 2004. — P. 128.
- Lacan, Jacques. La topologie et le temps. Séminaire 1978—1979. — Paris: A.L.I.
- Lacan, Jacques. Dissolution. Séminaire 1980.
Примечания
- ↑
- ↑ Jacques Lacan // (англ.)
- ↑ Jacques Lacan // (швед.) — 1999.
- (фр.) — Montpellier: , 2001.
- Жан Брикмон, Ален Сокал. от 20 декабря 2010 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 2 августа 2013. Архивировано из 16 июня 2013 года.
- Илья Ильин. (рус.) // Философская мысль. — 2015. — № 6 . — С. 135—173 . — ISSN . 30 августа 2018 года.
- Валерий Петров. (рус.) // Философская мысль : статья. — 2015. — № 8 . — С. 54—81 . — ISSN . 30 августа 2018 года.
Литература
- Автономова Н. С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана. — « Вопросы философии », 1973, № 11
- Автономова Н. С. Лакан: возрождение или конец психоанализа? — В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т. 4. М., 1985
- Автономова Н. С. Структуралистский психоанализ Ж. Лакана, Французская философия сегодня. М., 1989
- Автономова Н. С. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Азарова Ю. О. Лакан, топология и сцена психоанализа: научно-аналитический обзор. — Харьков: Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2018. — 60 с. — ISBN 978-968-285-542-5
- Азарова Ю. О. Концепт «другой» в философии Ж. Лакана // «Антропологічні виміри філософських досліджень»: Матер. VIII Міжнар. наук. конф. (Дніпро, 18–19 квітня 2019 р.). – Дніпро: Дніпр. Нац. залізнич. унів. ім. акад. В. Лазаряна, 2019. – С. 40–45.
- Азарова Ю. О. Лакан и дискурс желания: Desidero ergo sum // «Философия и психотерапия»: Матер. II междунар. науч. симп. (Санкт-Петербург, 31 мая – 1 июня 2014 г.). – СПб.: Восточно-Европейский инст. психоанализа, Северо-Западный федерал. мед. инст. им. И. И. Мечникова, 2014.
- Азарова Ю. О. Понятие «стадия зеркала» в психоанализе Ж. Лакана // «Філософська антропологія, психоаналіз і арт-терапія: перспективи взаємодії»: Матер. ІІІ мiжнар. наук. конф. (Київ, 30–31 березня 2016 р.). – К.: Нац. пед. унів. ім. М. П. Драгоманова, 2016. – С. 101–106.
- Азарова Ю. О. Психоанализ Лакана и декалог Моисея // «Современная моральная философия: духовные смыслы и направления развития»: Матер. междунар. науч. конф., посв. 75-летию докт. филос. наук, проф. Д. Ж. Валеева (Уфа, 24 апреля 2015 г.). – Уфа: БГУ, 2015. – С. 18–24.
- Азарова Ю. О. Психоанализ Лакана и теология Лютера // «Становление классического зарубежного теоретического религиоведения ХIХ – первой половины ХХ века»: Матер. междунар. науч. конф. (Владимир – Москва, 8–9 октября 2015 г.). – Владимир: ВлГУ им. А. Г. Столетова и Н. Г. Столетова, – М.: Эдитус, 2015. – С. 7–11.
- Азарова Ю. О. Этика Канта и Сада в интерпретации Лакана // «Этика в современной философско-культурологической перспективе»: Матер. междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 25 апреля 2015 г.). – Екатеринбург: Урал. федер. унив. им. Б. Н. Ельцина, 2015. С. 9–14.
- Азарова Ю. О. Этика психоанализа Лакана и классическая философская традиция // «Етичне та естетичне в сучасному людському світовідношенні»: XXVII Читання, присвячені пам’яті засновника Львівсько-Варшавської філософської школи К. Твардовського. Матер. Міжнар. наук. конф. (Львів, 11–12 лютого 2015 р.). – Львів: Інст. філософії, логіки і соціології, Львів. Нац. Унів.«Львівська політехніка», Львів. Нац. Мед. Унів. ім. Д. Галицького, 2015. – С. 127–131.
- Азарова Ю. О. Этика психоанализа Лакана и христианская традиция // «Філософсько-світоглядні та міждисціплінарні проблеми гуманітарного розвитку сучасного суспільства»: матер. міжнар. наук. конф. (Київ, 2 липня 2015 р.). – Київ: Київ. Нац. Унів. ім Т. Шевченка, 2015. – С. 3–5.
- Беневенуто С. Мечта Лакана. — СПб.: «Алетейя», 2006. — (Серия «Лакановские тетради»).
- Дьяков А. В. . — М. : Территория будущего, 2010. — 558 с. — (Университетская библиотека Александра Погорельского. Серия Философия). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91129-055-9 .
- Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
- // Философская мысль. — 2015. — № 6. — С. 135—173.
- Качалов П. Лакан: заблуждение тех, кто не считает себя обманутым. — «Логос», 1992, № 3
- Бессознательное: его открытие, его проявления. От Фрейда к Лакану. (Коллоквиум Московского круга). М., 1992
- Мазин В. Введение в Лакана. — М.: Прагматика культуры, 2004. Нежин: «Аспект-Поліграф», 2010. Издание второе дополненное.
- Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. — СПб.: «Алетейя», 2005. — (Серия «Лакановские тетради»).
- Мазин В. Паранойя: Шребер — Фрейд — Лакан. — СПб.: Скифия-Принт, 2009.
- Мазин В. «Лакан» // Современная западная философия. Энциклопедический словарь/Под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. Ин-т философии. — М.: Культурная революция, 2009. — С.282-283.
- // Философская мысль : статья. — 2015. — № 8. — С. 54-81.
- Лакан и космос (В.Рисков, В.Мазин, А.Черноглазов, А.Юран). — СПб.: «Алетейя», 2006. — (Серия «Лакановские тетради»).
- Лакановский психоанализ // Московский психотерапевтический журнал : Специальный выпуск. — М. : МГППУ , 2004. — № 3 .
Лакановские школы
- Школа лакановского психоанализа
- Международная лакановская ассоциация
- Фрейдова Школа Парижа
- Школа Лаканова Поля
- Группа лакановского психоанализа
Ссылки
- / Школа лакановского психоанализа (фр.)
- (фр.)
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка с 12-05-2013 [3898 дней])
- (интервью Лакана газете 31 Мая 1957 года.)
- 2021-03-21
- 1