Interested Article - Культура Монголии
- 2020-07-11
- 1
Культура Монголии складывалась под влиянием кочевого образа жизни монголов . Начиная с XIII века, она тесно взаимодействовала с культурой Тибета , в меньшей мере — Китая . Её окончательному формированию способствует принятие монголами тибетского буддизма . В XX веке сильное влияние на культуру Монголии оказала российская , а через посредство её — европейская культура .
Традиционная культура
Языковое наследие
Старомонгольское письмо
Старомонгольское письмо ( монг. Монгол бичиг ), старейшая собственно монгольская система письма. Древнейшим из сохранившихся памятников старомонгольского письма является так называемый Чингисов камень . Исторически использовалось в качестве основного монгольскими народами Монголии , России и Китая .
Монгольские письменности
Основной монгольской письменностью является старомонгольское письмо . Производные от него — Тодо-бичиг , Маньчжурское письмо и Вагиндра . Тодо-бичиг был создан в 1648 году буддистским монахом Зая-Пандитом Ойратским для реформации языка и для облегчения транскрипции тибетского языка и санскрита . Маньчжурское письмо это адаптация старомонгольской письменности для письма на маньчжурском языке ( 1599 год ). Вагиндра — письменность, разработана в 1905 году бурятским монахом Агваном Доржиевым так же с целью реформации языка, однако, этим письмом было написано менее дюжины книг.
Монгольский язык
Монгольский язык — современный язык монголов , государственный язык Монголии . Национальным языком Монголии стал после Монгольской народной революции (1921) на основе халхаского диалекта. С 1943 года — письменность на основе кириллицы. Сегодня общее число говорящих 5,7 млн.
Фольклор и народная культура
Эпосы, сказания, народные сказки
Произведения устного творчества обычно состоят из аллитерационных стихов , и они известны как улигеры , буквально означающие сказки. Они включают в себя пословицы, связанные с Чингисханом и эпосом вокруг жизни хана, напр., « ». Другие известные эпосы связаны с Гэсэр-ханом . Известны также эпос ойратов , напр. Джангар , история победы четырёх Ойратов над монголами, и др.
Обряды жизненного цикла
Монголы традиционно боялись бед и верили в различные хорошие и плохие предзнаменования. Они могут быть направлены на некоторых шаманов, нарушающих такие табу, как наступ на порог юрты, осквернение воды и др. Наиболее уязвимыми членами семьи были дети, и поэтому им давали специальные имена , как Нэргуй ( монг. Безымянный ) или Энэбиш ( монг. Не этот ), или же мальчиков одевали как девочек . Перед выходом ночью, волосы детей младшего возраста иногда окрашивают углём или сажей чтобы обмануть злых духов, показав что это не ребёнок, а кролик с черными волосами на лбу.
При путешествии на обо часто приносится жертва. Приносится она в виде конфет и риса. Делается это для уверенности в безопасности продолжения поездки. К некоторым обо , особенно на высоких горах, также приносят жертву, для хорошей погоды и отворота несчастья и т. п.
У ребёнка первым большим праздником является первая стрижка, как правило происходящая в возрасте от трех до пяти лет.
Праздники
Наиболее важным общественным праздником является Надам ( монг. игрища ). Самый большой из них проходит каждый год на 11-13 июля в Улан-Баторе , но есть также более мелкие, проходящие в аймаках и сомонах . Надом включает соревнования по скачкам , борьбе и стрельбе из лука .
Для семьи самым важным праздником является Цаган Сар ( монг. Цагаан сар - Белый месяц ), что примерно эквивалентно тибетскому празднику Лосар и, отчасти, Китайскому Новому году и обычно попадает на январь или февраль. Члены семьи и друзья посещают друг друга, обмениваются подарками — зачастую это хадак и огромное количество бууз .
Народные игры
В Монголии популярны шахматы и шашки . В монгольских шахматах следующие обозначения. Нойон (король), Барс (королева), Тэмээ (слон), Морь (конь), Терег (ладья), Хуу (пешка). Правила немногим отличаются от европейских. Весьма широкое распространение имеет и домино . Карточные игры существовали здесь с XIX века , но в настоящее время они не популярны. В Монголии одной из популярных карточных игр является Муушиг.
Лодыжки овец ( монг. шагай ) используются в различных игры как кости, так и в маркер. Также есть игры « Камень, ножницы, бумага » и Морра. Традиционно популярны различные головоломки.
Весной и осенью проходят гонки на двугорбых верблюдах .
Традиционные ценности и национальный характер
В устном народном и профессиональном творчестве традиционно присутствуют такие ценности, как любовь к родителям и тоска по Родине, тоска по месту, где вырос; свободолюбие и независимость. Лошади всегда играли важную роль в повседневной жизни, и, как следствие, образ лошади повсеместно присутствует в культуре страны, начиная с государственного герба . Гостеприимство является очень важной вещью в степи, и поэтому традиционно воспринимается как должное.
Монголы «… к жизни и смерти относятся легко. Беспечность их удивительная. Но одновременно монголы по природе умные люди, обладают большой сметкой, наблюдательностью и насмешливостью. Любопытство монгола не имеет границ. Доброта — главная основа учения Будды — основное свойство монгола ».
Материальная культура
Одежда
Монгольское платье мало изменилось со времен Монгольской империи , потому что оно в высшей степени хорошо адаптировано к условиям жизни в степи и для повседневной деятельности. Тем не менее, произошли некоторые изменения в стилях, которые отличают современное монгольское платье от исторического костюма. Дэли , или кафтан , является традиционной одеждой и носится как по рабочим дням, так и по праздникам. Это длинный, свободный костюм сокращенный в одно целое с рукавами, имеющий высокий воротник, широко перекрывающийся на фронте. Дээл подпоясывается кушаком .
По изображениям во времена империи, однако, дээл показывают с более открытыми вырезами, и с очень просто вырезанными большими краями. Похожие на дээл одежду носят современные ламы . В дополнение к дээлу и мужчины, и женщины могут носить внизу брюки, и женщины могут также носить юбку. Юбку в том же стиле по-прежнему сегодня носят в части Монголии и Китая . Изображения монголов из персидских и китайских источников часто показывают мужчин и женщин с косой . Волосы у них разделены на две косички, каждая из которых разделена ещё на три. Концы косы затем связывают в петлю и закрепляют на голове, за ушами. Мужчины также бывают бритыми, как правило, оставив только короткий «чуб» спереди и длинные волосы сзади. Те женщины, что были ограничены в браке и имели очень высокий ранг, носили головной убор. . В настоящее время косы зачастую носят как маленькие мальчики, так и девочки. Изредка можно встретить косу и у молодых людей, которые таким образом подчёркивают свою приверженность национальной традиции. У женщин коса остается вполне обычной причёской.
Каждая этническая группа в Монголии имеет свой собственный дизайн дээла отличаются вырезами, цветами и отделкой. До революции , у всех социальных слоев в Монголии была своя манера одеваться. Пастухи, например, носили простой дээл, служивший им зимой и летом. Священники носили желтые дээлы. Светские феодальные князья носили шляпы и шелковые жилеты.
Кухня
Монгольская кухня основана, главным образом на мясе и молочных продуктах, при этом существуют некоторые региональные различия. Наиболее распространена баранина , в пустыне и к югу встречается мясо верблюда , а в северных горах говядина (в том числе Як ). Молочные продукты изготовляются из кобыльего молока ( айраг ), крупного рогатого скота, яков, верблюдов (например, взбитые сливки). Популярные блюда включают позы (типа мяса клецки), хуушуур (пирожки с мясом), хорхог (тушеное мясо), и боорцог (сладкое печенье).
Начиная со второй половины XX века , овощи все чаще становятся частью монгольских диет. В столице Улан-Баторе , существует широкий спектр импортного продовольствия.
Жилище
Юрта является неотъемлемой частью монгольской культуры. В « Сокровенном сказании монголов » говорится, что монголы живут в войлочных жилищах . Сегодня подавляющая часть населения Монголии живёт в юртах, даже в Улан-Баторе [ источник не указан 4832 дня ] .
Народные знания
Календарь
Медицина
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Религия
Тенгрианство и шаманизм
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Тибетский буддизм
В XVII веке тибетский буддизм стал господствующей религией в Монголии. Также в некоторых отдаленных регионах продолжал существовать традиционный шаманизм . С другой стороны, шаманские практики, такие как поклонения на Обоо , были включены в тибетский буддизм . Ламаизм часто обвиняют в низкой морали и ответственности за то, что основной причиной отсталости Монголии в конце XIX — начале XX века , с другой стороны, роль буддийской церкви в целом бесспорна в культуре Монголии.
Тибетский буддизм и ритуальные религии с большим числом богов и богинь вдохновили на создание религиозных объектов, включая изображения в живописи и скульптуры.
В 1930-х годах в Монгольской Народной Республике осуществлялись массовые репрессии против лам и шаманов, была разрушена большая часть буддийских монастырей. Во Внутренней Монголии религия сильно пострадала от Культурной революции .
Христианство
Христианство несторианского толка проникло на территорию современной Монголии уже в VII веке ; к XIII веку его исповедовали уже целые племена (например, кереиты ). В период Монгольской империи наибольшего расположения к себе христианство добилось при хане Мунке ; империю посещали многочисленные католические миссии из Европы; однако с распадом империи христианство с территории Монголии полностью исчезло.
Вторая волна христианских миссий в Монголию началась с конца XVIII века , когда Внешнюю Монголию посетила первая православная миссия из Российской империи , и многократно усилилась со второй половины XIX века , когда в страну устремились многочисленные протестантские и католические миссионеры из Западной Европы ( Дж. Гилмор , Ф. А. Ларсон и др.). В 1864 году в столице страны Урге при российском консульстве был построен первый со времён империи христианский храм — Свято-Троицкая церковь .
С момента Народной революции в ходе секуляризационной политики правительства численность христиан всех конфессий резко пошла на убыль.
С 1990-х годов ряд протестантских сект, в особенности Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , вновь пытается закрепиться в Монголии. В 1998 году возобновил работу православный Троицкий приход. В 2002 году католическая церковь преобразовала основанную ею в 1922 году Самоуправляемую миссию в Апостольскую префектуру Улан-Батора ; в центре столицы построен католический собор.
Около 4 % от всего населения Монголии составляют мусульмане — казахское население Баян-Улгий .
Искусство
Литература
Историография
Старейшим памятником монгольской литературы считается Тайная история монголов ( 1240 ), содержащее отрывки из более древней поэзии. Есть ещё несколько примеров монгольской литературы времён Монгольской империи в письменной форме: фрагменты песни о матери и родных краях, где вырос. Они были найдены в захоронении воина на Волге в 1930 году , 25 рукописей и фрагментов блока печати были найдены в Турфане в 1902/03, П. К. Козлов привёз фрагменты из Хара-Хото в 1909 году .
Начиная с XVII века , все хроники были сохранены. Они также содержат длинные аллитерационные проходы. Примерами являются многие анонимные работы, описывающие разные исторические события, и многое другое.
Переводная литература
Уже во времена Монгольской империи в стране стали известны буддийские образцы и индийские тексты. Следующая волна переводов индийских и тибетских текстов пришла с буддийской проповедью в конце XVI — начале XVII веков . Начиная с 1650-х годов, копии религиозных текстов, таких как Кангьюр и Тэнгьюр , а также Гэсэриады стали появляться в виде рукописей. Они в основном печатались в Пекине и в некоторых монгольских монастырях.
Со временем в Монголии в период династии Цин многие китайские произведения были переведены на монгольский язык. В то же время социальное недовольство от пробуждения монгольского национализма приводят к созданию таких работ, как Ванчинбалын Инжинаш . Издаются исторические романы и рассказы .
Начиная с Цыбена Жамцарано многие буряты 1910-х годов, работали над переводом важных произведений русской и европейской литературы на монгольский язык.
Художественная проза
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Поэзия
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Изобразительное искусство
До начала XX-го века большинство произведений изобразительного искусства в Монголии имело религиозные функции, и поэтому монгольское изобразительное искусство находилось под сильным влиянием индо-тибетского буддийского изобразительного канона. Танки , как правило, окрашивались или исполнялись в технике аппликации .
Скульптура
В XVII веке в Монголии распространяется художественное литьё из бронзы. Бронзовые скульптуры-бурханы обычно изображали буддийских божеств. Среди монгольских скульпторов необходимо отметить Джебдзун-Дамба-хутухту Дзанабадзара (1635—1723), создателя уникальных образов бодхисаттвы Тары .
Первым образцом монументальной скульптуры в Монгольской народной республике стал памятник Сухэ-Батору С. Чоймбола ( 1946 ). Крупнейшим образцом современного монгольского бронзового литья является воссозданная в 1996 году статуя « Мэгжид Жанрайсэг ». Монгольские ваятели традиционно сильны в деревянной скульптуре; многие из них — признанные мастера- анималисты .
Живопись
Первым известным образцом светского монгольского портрета является изображение матери Дзанабадзара Ханджамц, приписываемое ему либо его ученикам. Интерес к светской живописи пробуждается в конце XIX — начале XX веков . Кисти эрдэни-дзуского иконописца принадлежат портреты Тушэту-хана Насантогтохо и его жены Ичинхорло; — портрет Худулмэрийн-Батора Гунжинлхама и утерянный портрет Джа-ламы , пейзаж « Восемь счастливых коней ». Основоположники монгольского городского пейзажа — Жугдэр (« Их-Хурэ ») и Г. Дорж (« Сайн-Нойон-хан -хурэ », « Майдари в Их-Хурэ »). Характерными чертами этой живописной манеры, получившей название « монгол зураг », являются декоративность, обилие жанровых сцен. При написании портретов нередко использовались фотографии. Вершиной этого периода стало творчество Б. Шарава (« Один день в Монголии», «Портрет Богдо-хана » и др.)
В конце XIX — начала XX века наиболее широкую известность получили произведения народной живописи, это миниатюрные картинки — и игральные карты — уйчур
После Народной революции такие художники, как Д. Манибазар, У. Ядамсурэн , , , Ц. Минжур стали сочетать с своём творчестве усвоенный из советской живописи соцреализм с элементами монгол зураг . Крупнейшими пейзажистами МНР были Н. Цултэм и Л. Гава , авторами жанровых сцен — Г. Одон и О. Цэвэгжав .
Среди первых попыток ввести модернизм в изобразительном искусстве Монголии была картина « Любовь матери », созданная в 1960-х годах; однако все направления живописи искусства получили распространение после демократической революции 1990 года .
Театр
Религиозные театральные постановки о тибетском отшельнике Миларепе показывались уже в XVIII и XIX веках . Старейшая пьеса, поставленная в Монголии — « », переведённая с санскрита Равджой в 1831 году . Первый профессиональный монгольский Государственный театр был основан в Улан-Баторе в 1930 году . Одной из первых монгольских опер стала драма « » Д. Нацагдорожа . В социалистический период каждый аймак получил свой собственный театр. Они регулярно выпускают клипы, которые распространяются на DVD или в Интернете.
Архитектура
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Основой архитектуры Монголии стала юрта . Форму юрты принимали разные здания, в частности, буддийские храмы . Большой вклад в архитектуру Монголии внесли Алтан-хан и Дзанабадзар . Монгольский стиль архитектуры формировался под влиянием таких стилей, как китайский, тибетский и русский. Часто встречаются в Монголии сочетания разных стилей.
Музыка
Монголия имеет очень старые музыкальные традиции. Основными традиционными элементами являются горловое пение , игра на моринхуре и других инструментах ( шанза , , хучир , ), а также несколько типов песен; среди них — т. н. « протяжная песня ». Монгольские мелодии, как правило, характеризуются гармонической пентатоникой и длинными нотами в конце музыкальной фразы.
Первой монгольской оперой стала поставленная в Музыкально-драматическом театре опера « » на музыку музыканта-самоучки Б. Дамдинсурэна и профессионального советского композитора Б. Смирнова, работавшего в Улан-Баторе . В XX веке монгольские композиторы, взращенные на европейской классической музыкальной традиции, экспериментировали, синтезируя её с национальной, в частности, С. Гончиксумла . С 1980-х годов в Монголии получили распространение все направления западной популярной музыки .
Кинематограф
Впервые монгольский народ познакомился с искусством кинематографии в 1914 году , когда вернувшийся из Российской империи Сайн-Нойон-хан Намнансурэн привез с собой несколько кинолент , демонстрировавшихся в построенном в Урге иллюзионе.
Первый монгольский кинофильм — « Сын Монголии »— был снят совместно с советским режиссёром Ильёй Траубергом в 1936 году . В социалистические времена фильмы рассматривались как пропаганда Монгольской народно-революционной партии . Первые темы фильмов — популярные легенды и революционные герои, как в фильмах «Сухэ-Батор» ( 1941 ) и « В логове » ( 1972 ). В 1950-х годах акцент сместился на героев рабочего класса, например, в фильме «Новый год» ( 1954 ). В 1970-е годы вышло много документальных фильмов и историй, например, фильм « » ( 1970 — 1973 ). Снимались фильмы с участием советских киностудий, в частности, « Через Гоби и Хинган » ( 1981 ), а также восточногерманских — приключенческий фильм « Вождь Белое Перо » ( 1983 ). Всего с момента основания студии « Монголкино » до демократической революции в МНР было снято порядка 150 фильмов, то есть снималось приблизительно по четыре-пять фильмов в год.
После демократизации режиссёры обратились за поддержкой к международным партнерам. Так, совместно с японцами был создан фильм « ». Были созданы фильмы, которые связаны с древними традициями и мифологией и их существованием в современном мире, напр. монголо-германский фильм « ». В 2009 году большим успехом пользовалось продолжение фильма 1985 года « Я тебя люблю » — « ». В 2010 году был снят монгольско-российский комедийный боевик « Операция „Татар“ ».
Ссылки
- .
- .
- , монгольская художественная выставка.
Примечания
- Slawoj Szynkiewicz, Geburt, Hochzeit, Tod -. Der menschliche Lebenszyklus им Brauchtum дер Mongolen , Вальтер Хайсиг (редактор), Die Mongolen (каталог выставки), Инсбрук 1989
- Из традиций. День рождения не отмечался в старые времена, но вскоре они стали популярны. Свадебные церемонии традиционно включают в себя сдачу новых юрт , чтобы пара женилась. Умерших родственников, как правило, оставляют на открытом воздухе, где их трупы будут съедены животными и птицами. В настоящее время, трупы, как правило, хоронят.
- Slawoj Szynkiewicz, Sport und Spiele , в Вальтер Heissig (редактор). Die Mongolen (каталог выставки), Инсбрук 1989, p. 205
- Венок - на стол победителю // журнал «Вокруг света», № 12, 1979. стр.60
- Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004. С. 175. ISBN 5-87317-175-0
- . Дата обращения: 11 июня 2001. 11 июня 2001 года.
- . Дата обращения: 22 октября 2010. Архивировано из 26 октября 2010 года.
- Сокровенное сказание монголов / пер. С. А. Козина. — М.: КМК, 2002. — С. 101.
- Терес Цзэ Варфоломей. . Искусства Азии (1995). Архивировано из 2 июля 2012 года.
- Kaschewsky R. Die Religion der Mongolen // Die Mongolen, Beiträge zu ihrer Geschichte und Kultur. — Darmstadt, 1968. — P. 87—123.
- Вальтер Heissig , Die Mongolen. Ein Volk sucht seine Geschichte , Мюнхен 1978, p.270
- Вальтер Heissig, Mongolische Literatur , в Майкл Weiers (редактор), Die Mongolen, Beiträge zu ihrer Geschichte und Kultur , Дармштадт 1986, p. 70-85
- Терес Цзэ Варфоломей. . asianart.com (1995). Архивировано из 2 июля 2012 года.
- Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Тов-во научных изданий КМК, 2006. — ISBN 5-87317-302-8 — c. 260—261
- Н.-О. Цултэм . Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. — Москва: Изобразительное искусство, 1982.
- Вероника Рондж, Kunst und Kunstgewerbe , Майкл Weiers (редактор), Die Mongolen, Beiträge zu ihrer Geschichte und Kultur , Дармштадт 1986, p. 125—148
- Вальтер Heissig, Die Mongolen. Ein Volk sucht seine Geschichte , Мюнхен 1978, p.246-269
- Мирон Черненко . М ., 1976 , LCCN 78417515
- 2020-07-11
- 1