Interested Article - Богоявленский собор в Елохове
- 2021-04-22
- 1
Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм в Басманном районе Москвы . Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина . В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви (официально — с 25 февраля 1945 ). С 1991-го является кафедральным собором Московской епархии .
Главный престол освящён в честь праздника Богоявления , северный придел — во имя святителя Николая , южный — в честь праздника Благовещения . Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II .
История
XVII — начало XIX века
В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро « Бауманская » располагалось село Елохово , вошедшее в состав города в XVIII веке. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа . В 1712-м по указу Петра I храм начали перестраивать в камень с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1722 году церковь оставалась недостроенной, и средства для завершения работ выделили прихожане — полковник Воронецкий и царевна Прасковья Ивановна , дочь Ивана V . В июле 1731 года храм освятил архиепископ Леонид .
В 1780-х годах началась перестройка храма. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни , возведение которой закончили к 1806-му. Трапезная и колокольня, сохранившиеся до настоящего времени, были выполнены в стиле московского классицизма рубежа XVIII—XIX веков . В 1799 году в соборе был крещён поэт Александр Пушкин .
По описанию архитектора , в 1808 году храмовый комплекс состоял из одноглавой церкви, трапезной с одним куполом и трёхъярусной колокольни. Перед воротами находилось здание Богоявленского народного училища .
В результате московского пожара 1812 года , произошедшего во время оккупации Москвы французами , был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили к середине 1830-х годов. По данным клировой ведомости , на 1837-й в приходе числилось 222 двора, в которых проживали купцы , дворяне , мещане , крестьяне , иностранцы и старообрядцы .
XIX — начало XX века
В связи с увеличением числа дворов количество верующих возросло и пространство храма стало недостаточным. По прошению прихожан в 1835-м началось возведение нового собора архитектором Евграфом Тюриным . Треть от строительных расходов возместил московский купец Василий Щапов, который был ктитором храма с конца 1850-х годов до своей смерти в 1864-м. Когда в 1840 году приступили к установке барабана центрального купола, в боковых арках появились трещины. Причину деформации связали с промежуточным этапом работ: своды не были закончены и проёмы не выдержали нагрузки. Строительство продолжилось после восстановления повреждений . Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме . От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная. К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. Новый храм освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет .
В 1850-х годах в приходе храма числилось 169 дворов, а число прихожан составляло 3498 человек . В 1869-м они подали митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию прошение об учреждении братства для помощи бедным, заботы о храме и содержания богадельни . Его устав был утверждён в ноябре 1870 года. Через пять лет священник Николай Дмитревский предложил устроить бесплатную приходскую школу для детей неимущих родителей. Её разместили в здании церковной богадельни, которую надстроили вторым каменным этажом. Оборудованное помещение вмещало 35 учеников, библиотеку и две жилые комнаты для учителей. Изначально планировалось обучение мальчиков и девочек, но из-за недостатка средств и места был открыт только класс для мальчиков. В те же годы развивались и другие направления деятельности братства: оказание помощи бедным, снабжение провизией, одеждой и предметами первой необходимости .
В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре, на кровли барабана установили широкий фигурный купол. В 1895-м вызолотили иконостас , стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова , руководил работами живописец Афанасий Куликов . В память о коронации Николая II , состоявшейся в 1896 году, прихожане собора заказали драгоценные вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями и государственными гербами . В 1900-м погост обнесли новой оградой на каменных столбах, к которой примыкала выстроенная на углу Елоховской и Красносельской улиц часовня. В подвале собора устроили камеру для духового отопления .
В 1902—1907 годах членами братства были основаны приют, вмещающий пятнадцать сирот и дом престарелых .
После революции и советское время
После Октябрьской революции (1917) Богоявленский собор передали общине из 40 человек, зарегистрированной в ноябре 1918 года .
В 1922 году, во время Гражданской войны , из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности . Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции .
В 1927 году храму был присвоен статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола. В 1929 году военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В. Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года .
Храм приобрёл де-факто особое значение с начала 1930-х годов в связи с размещением недалеко от него (Бауманский пер., д. 6 — ныне северный отрезок Бауманской улицы ) канцелярии и резиденции заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) .
Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в храм в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . После его смерти в 1944-м он был похоронен в северном Никольском приделе собора .
22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть собор, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией . Супруга богослова Николая Пестова Зоя Вениаминовна вспоминала:
Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском соборе. Служил отец Николай Кольчицкий . Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается, и ключи сдаются в исполком . Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало ещё более серьёзным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: «На все Божья воля». Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами… На другой день рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу. Вернулся с работы и Николай Евграфович. Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка.
— Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война!Через несколько секунд я услышала голос Левитана , извещавшего о начале войны с Германией .
В 1943, 1945, 1971 и 1990 годах в соборе происходили церемонии интронизации Московских Патриархов . В мае 1944 года в северном Никольском приделе был похоронен Патриарх Сергий (Страгородский) ; гранитное надгробие ( 1949 ) работы А. В. Щусева — последняя работа академика.
В 1947 году, в честь 800-летия Москвы , в соборе отреставрировали иконостас, киоты , росписи и стены Патриаршей кафедры. Восстановление живописи центрального купола выполнила бригада художников под руководством П. А. Голубцова . Настенные росписи в алтарной части храма обновлял Афанасий Куликов .
К празднованию 500-летия автокефалии Русской православной церкви в 1948 году для мощей святителя Алексия (переданы в собор в октябре 1947) художником Михаилом Губониным был создан проект сени и раки. Выполнили гробницу из липового дерева братья Ворносковы: Сергей, Пётр, Василий и Михаил. Сень создали в виде шатра , украшенного шпилями и кокошниками с растительным орнаментом, раку покрыли ажурной резьбой. Однако из-за быстрого изнашивания крышки и позолоты вскоре была сооружена новая гробница. Её изготовил из бронзового сплава Григорий Васильевич Крупин .
В 1970-х годах здание храма получило два новых входа: с северной и южной сторон. Хоры , для которых соорудили центральный балкон, перенесли в подкупольное пространство. В подвале заново установили отопление, здание оборудовали двумя пассажирскими лифтами. К началу 1980-х годов была построена алтарная апсида . В 1988-м, к празднованию 1000-летия Крещения Руси , капитально отремонтировали фасады, кровли, церковную ограду, фресковую живопись на внешней стороне стен .
Современность
В 1991 году на стене около входа установили мемориальную доску с упоминанием о крещении в соборе Александра Пушкина.
В 1992-м, после того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным . Значение собора ещё более снизилось после освящения в 2000 году воссозданного кафедрального Храма Христа Спасителя .
В 2008 году в соборе был похоронен патриарх Алексий II .
С 1978 года по 2013 год настоятелем храма был протопресвитер Матфей Стаднюк . В марте 2013 года настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Агейкин, скончавшийся 21 апреля 2020 года от последствий заболевания коронавирусом .
Духовенство
- Настоятель храма — Фома (Мосолов) , архиепископ Одинцовский и Красногорский
- Протоиерей Александр Аржаев
- Протоиерей Борис Обрембальский
- Протоиерей Михаил Райчинец
- Иерей Алексий Артамонов
- Иерей Антоний Курдишенков
- Иерей Алексий Козливсков
- Иерей Константин Корнеев
- Иерей Виктор Ленок
- Протодиакон Николай Платонов
- Протодиакон Михаил Гречишкин
- Диакон Алексий Катанников
Известные служители собора и члены причта
Члены причта
|
|
Архитектура
Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик , завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи . К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина .
Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами , поясом поребрика , нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками .
Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция « Новозаветная Троица » с предстоящими Богоматерью , Иоанном Предтечей , ангелами и серафимами . В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов : Матфея , Марка , Луки и Иоанна , живописные сюжеты из Нового Завета . На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения « Спаситель » и «Господь Саваоф ». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II , архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ « Казанской Божией Матери » и мощи святителя Алексия в раке .
В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции « Сошествие Святого Духа на апостолов », « Рождество Христово », « Снятие с креста » и другие .
Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом » и другие .
- Иконостас
В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей », «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: « Всех Скорбящих Радость », « Тихвинская », « Нечаянная Радость », «Избавление от бед страждущих», « Рождество Пресвятой Богородицы » .
В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы « Благовещение Пресвятой Богородицы », «Троица Ветхозаветная» и образ « Светлое Христово Воскресение » конца XVIII века .
Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн . Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: « Спас Нерукотворный », « Похвала Пресвятой Богородицы », «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне » .
В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: « Страстная икона Божией Матери », «Спас Великий Архиерей », «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие .
- Ризница
Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами , в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м .
В нумизматике
В 2004 году Центральный банк России выпустил серебряную памятную монету «Богоявленский собор (XVIII в.), г. Москва» номиналом 3 рубля тиражом 8 тысяч штук .
Примечания
- Положение о Богоявленском соборе в Москве // Журнал Московской патриархии. 1945, № 3. С. 10
- ↑ . Культура.рф. Дата обращения: 11 июня 2018. 13 августа 2018 года.
- ↑ . Patriarchia.ru. Дата обращения: 11 июня 2018. 3 июня 2018 года.
- , с. 14.
- , с. 25—26.
- ↑ , с. 63.
- , с. 75—77.
- , с. 85.
- ↑ , с. 83—86.
- , с. 174.
- , с. 80.
- , с. 101.
- ↑ , с. 108—113.
- , с. 120—126.
- , с. 131.
- , с. 140.
- , с. 145—147.
- ↑ , с. 550—556.
- , с. 155.
- ↑ , с. 190—192.
- , с. 239—240.
- ↑ .
- . РБК. Дата обращения: 21 апреля 2020. 21 апреля 2020 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2020. 6 мая 2020 года.
- . Православие.ru. Дата обращения: 11 июня 2018. 2 июня 2018 года.
- . Дата обращения: 11 мая 2023. 11 мая 2023 года.
- . Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения: 11 июня 2018. 25 июня 2018 года.
- . Patriarchia.ru. Дата обращения: 11 июня 2018. 22 июня 2018 года.
- . Русская народная линия (28 марта 2013). Дата обращения: 11 июня 2018. 1 августа 2014 года.
- . оофициальный сайт РПЦ (22 апреля 2020). Дата обращения: 22 апреля 2020. 25 апреля 2020 года.
- . moseparh.ru. Дата обращения: 21 апреля 2020. 1 мая 2020 года.
- . old.srcc.msu.ru . Дата обращения: 7 октября 2007. 12 апреля 2019 года.
- . Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения: 11 июня 2018. 22 июня 2018 года.
- . Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения: 11 июня 2018. 26 сентября 2020 года.
- , с. 697.
- , с. 700.
- . Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения: 11 июня 2018. 25 июня 2018 года.
- . Patriarchia.ru. Дата обращения: 11 июня 2018. 13 июня 2018 года.
- . Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения: 11 июня 2018. 13 августа 2018 года.
- ↑ . РусАрх (2008). Дата обращения: 11 июня 2018. 20 мая 2018 года.
- , с. 289.
- , с. 295—297.
- , с. 15.
- , с. 177.
- , с. 302.
- , с. 290.
- ↑ , с. 292—294.
- , с. 296—297.
- , с. 303.
- , с. 303—304.
- . Центральный банк России. Дата обращения: 11 июня 2018. 13 августа 2018 года.
Литература
- Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М. : Алгоритм, 2011. — 1064 с.
- Вострышев М., Шокарев С. . — М. : Алгоритм, 2012. — 542 с.
- Любартович В. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов — Бонвеч ». — С. 550—556. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
- Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — 306 с.
- Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М. : Вече, 2007. — 544 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Русское православное церковное пение в XX веке. Советский период. Кн. 1. 1920—1930-е годы. Ч. 2 / под ред. А. Наумова, М. Рахмановой. — 2015. — Т. 9. — 520 с. — ISBN 978-5-94457-246-2 .
- Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М. : КРОМ, 1995. — 585 с.
- Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М. : Профиздат, 1992. — 111 с.
Ссылки
- — официальный сайт Богоявленский собор в Елохове
- 2021-04-22
- 1