Дождись темноты
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́нцы (самоназвания — эньчо, могади, пэбай , устаревшее — енисейские самоеды ) — один из коренных малочисленных самодийских народов России . В 2021 году численность энцев в России составляла 201 человек (в 2002 году — 237 человек). Верующие — православные , частично сохраняются и традиционные верования , включавшие почитание стихий природы : земли, солнца, огня и воды . По языку и культуре близки нганасанам и ненцам .
Название «энцы» было предложено советским этнографом Г. Н. Прокофьевым в 1930-е годы и образовано им от эннэчэ , что буквально означает «человек». Тундровые энцы называли себя сомату — от нган. самату (первоначально обозначение энецкого рода Соэта ); лесные энцы — пэ-бай («лесные Бай» — от названия рода Бай ), или по названию родов .
В этногенезе энцев участвовали как местные северно-сибирские племена, так и продвигавшиеся со среднего Енисея и из бассейна Томи самодийцы , ассимилировавшие местное население. В новгородском памятнике конца XV века энцы впервые упоминаются под названием монголзеи — от названия энецкого рода Монгкаси, Муггади или Моггади (от этого наименования происходит и название основанного в 1601 году в землях энцев русского острога Мангазея ) . Название этого рода происходит от энецкого слова могга — «лес», так как его представители жили в лесу и любили лес . Ранее энцы состояли из патрилинейных родов: Моггади, Бай, Аседа, Лодоседа, Чор, Ючи, Солда и Садо и др. В настоящее время названия этих родов переведены на русский язык : Моггади, например — Болины (так как название этого рода переводилось как «полено, лес») , а представители рода Бай носят фамилию Силкиных, так как они обладали «силой, властью» и имели много оленей .
В XVII веке энцы кочевали в бассейне Таза и Турухана и лесотундре между низовьями Таза и Енисея, но в конце этого века под натиском ненцев с запада и селькупов с юга они отступают на восточный берег нижнего течения Енисея .
У энцев/нганасан западно-евразийские митохондриальные гаплогруппы (Н, Н2, НЗ, Н8, U2, U4, U5, U7, J2, W) обнаружены у 33,4 %, при этом «палеолитическая» гаплогруппа U4 у энцев/нганасан достигает 20,8 %. На восточно-евразийские митохондриальные гаплогруппы (А, С, D, Z) у энцев/нганасан приходится 62,5 % . У энцев доминирует Y-хромосомная гаплогруппа N(xN3)-M231 — 77,8 % (N1a2b-P43, ранее N1b ), далее идут Y-хромосомные гаплогруппы N3-TAT/M178 и R1b-M173/M269 — по 11,1 % .
В XVIII веке, по данным Б. О. Долгих , численность энцев превышала 3 тыс. человек. По переписи населения СССР 1926 года энцы насчитывали 376 человек . По данным переписи 1989 года , в СССР проживало 209 энцев, а в РСФСР — 198 энцев, из которых лишь 46 % считало родным энецкий язык (впрочем, в данных этой переписи часть энцев была записана ненцами и нганасанами; по опросным же этнографическим данным, численность энцев составляла 340 чел.). Бо́льшая часть энцев (103 чел.) в 1989 году жила на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа .
В 2002 году, по данным переписи населения , численность энцев в Российской Федерации составляла 237 человек, в том числе 213 чел. — в Красноярском крае , в основном в Таймырском Долгано-Ненецком районе (197 чел., из которых владело энецким языком 66 чел. (33,5 %)) .
Наибольшее количество энцев (86 человек) в 2002 году проживало в посёлке Потапово , где живут лесные энцы. Тундровые энцы в основном живут в посёлке Воронцово ; население обоих посёлков является многонациональным .
Помимо этого, энцы живут в районе города Дудинка , посёлка Усть-Авам и др. в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края . Несколько энцев проживает в самом городе Дудинка ( Таймыр ), некоторые — совместно с нганасанами в других местах Таймыра .
(хантайские самоеды), платившие ясак в , составляли приблизительно две трети численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой , зимой откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино . Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади или Могади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ . Прочие энцы называли их маду (родственники по жене).
(карасинские самоеды) платили ясак в и постоянно кочевали в лесной зоне между Игаркой и Дудинкой . В их состав входили родовые группы Ючи, Муггади (меньшая часть) и ряд семей группы Бай. Этнографическая специфика этих групп в значительной степени утрачена и они рассматриваются в качестве чисто территориальных подразделений.
До середины XX века энецкий язык считался диалектом ненецкого ; в переписях 1959 и 1979 годов энцы не считались отдельной этнической группой и их записывали ненцами или нганасанами . Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков , причём наиболее близок он ненецкому языку, от которого отделился 1,5 — 1 тыс. лет тому назад; после этого имело место вторичное контактное сближение с нганасанским языком . Среди северносамодийских языков энецкий язык наиболее архаичен в плане лексики , однако его фонетика претерпела радикальную перестройку . Энецкий язык подразделяется на два диалекта : тундровый и лесной , которые значительно отличаются друг от друга на большинстве уровней языковой структуры .
Длительное время энецкий язык оставался бесписьменным . В 1986 году Н. М. Терещенко опубликовала проект энецкого алфавита (опорой послужил лесной диалект); этот алфавит используют в энецких публикациях газеты «Таймыр» , в изданиях фольклорных текстов. В 1995 году Д. С. Болина, применяя данный алфавит, опубликовала первую книгу на энецком языке — перевод «Евангелия от Луки» .
По данным переписи 1989 года , энецким языком владело несколько менее половины всех энцев. Фактически же, по данным полевых исследований, полноценными носителями языка были единицы среди тундровых энцев и несколько десятков человек среди лесных энцев, причём в основном это были люди старших возрастов (энцы в возрасте 30—40 лет ещё владели в определённой степени энецким, но в обиходе предпочитали говорить по-русски). Основная масса энцев многоязычна: почти все владеют русским и/или ненецким языком, многие понимают речь долган , нганасан , эвенков . Часть энцев перешла на ненецкий язык, некоторые тундровые энцы — на нганасанский .
По переписи 2002 года , энецким языком в России владели 116 чел. (как среди энцев, так и среди других народностей страны — условно 49 % от энцев в РФ ) , а на Украине , по переписи 2001 г., из 26 энцев родным признали свой язык 18 чел. (69 %) .
Основу хозяйственного уклада энцев составляют домашнее оленеводство , охота на дикого оленя , пушной промысел и рыболовство . При охоте на оленя энцы применяли лук и ловушки с сетями, при добыче пушного зверя они применяли « пасти » — ловушки давящего типа .
Основное жилище энцев — конический чум , близкий к ненецкому, но отличавшийся меньшими размерами покрытия -нюка (так что для покрытия чума энцам требовалось четыре нюка, а не два, как в ненецком чуме). Зимним жилищем служил нартяной чум — близкий по конструкции к долганскому , но имевший дверь с левой стороны. Традиционный комплекс одежды энцев у двух этнотерриториальных групп различается: у лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда, а у тундровых энцев комплекс одежды являлся более сходным с нганасанским: в основе лежала парка (глухая у мужчин и распашная у женщин), состоявшей из двух шуб — нижней (с мехом наружу, доходившей до колен) и верхней (с мехом внутрь и более длинной); обе шубы шили из оленьих шкур, а по подолу делали оторочку из собачьего меха. Мужскую парку дополняли штанами, а женскую — комбинезоном. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления .
Комплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. Главенствующую роль в обществе играет мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребёнка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения. В быту энцы обычно пользуются не именами, а прозвищами, которые есть у каждого человека. У одного человека их может быть несколько. Например, человеку с короткой шеей дано прозвище Бякши 'без шеи'. Встречаются также прозвища Ниби 'паук', Найку 'лысенькая', Тэтако 'богатенький' .
Фольклор энцев состоял из двух жанров: деричу и сюдбичу . Деричу имеет корень, от которого образованы такие слова как «говорить, рассказывать, известие, весть», и к этому жанру относятся рассказы о прошлом, мифы , сказки , легенды , исторические предания, рассказы о жизни первых полуоседлых охотников на диких оленей. Сюдбичу — это большие эпические произведения о богатырях-оленеводах, которые странствуют в поисках богатства и жены, сражаются с врагами, в том числе с великанами-людоедами.
Хотя лесные энцы официально были обращены в православие , у обеих групп энцев сохранялись культ явлений природы и поклонение местным духам-хозяевам, которым приносили жертвы (оленье мясо, кусочки сукна, деньги). В пантеоне главенствующее место занимали Дюба-нга (давший людям оленей) и его мать Дя-меню («мать земли») .
Согласно этнографическим исследованиям, в древности энцы практиковали обряд воздушного погребения .