Interested Article - Джаррахиды

Джаррахиды , или Бану-ль’Джаррах ( араб. بنو الجرَّاح ‎, Banū’l-Jarrāh ) — арабская династия, которая периодически правила Палестиной и контролировала Трансиорданию и северную Аравию в 972 1107 годах (с перерывами).

География

Джаррахиды периодически владели различными территориями в Палестине — равниной к востоку от реки Иордан , горами к юго-востоку от Иордана и горными хребтами и на севере Аравии . Их присутствие в Палестине было прерывистым; они контролировали регион в 977 981 , 1012 1014 , 1024 1029 годах и около 1041 года. В период конфликта с Фатимидами Джаррахиды переместились в окрестности Пальмиры в 1030 году, а в 1031 году перенесли свои лагеря в , область между Антакией и Химсом .

Происхождение династии

Легендарная генеалогия потомков Кахтана, включающая Тайя ибн Удада.

Джаррахиды (Бану’ль-Джаррах) были правящим кланом арабского племени кахтанитского происхождения.

Прародителем Бану-Тайи, согласно ранним арабским генеалогиям, был Джулхума ибн Удад, известный под лакабом (прозвищем) Тайи . Мусульманский историк ат-Табари , утверждает, что лакаб Ṭayy происходит от слова ṭawā , что по-арабски означает «штукатурить»; он получил это имя, потому что, по словам ат-Табари, он был «первым, кто оштукатурил стены колодца». Родословная Джулхумы восходит к , правнуку Кахтана, полулегендарному общему предку арабских племен южной Аравии. Джулхума был прямым потомком Кахлана через своего отца — Зайда ибн Яшджуба, который, в свою очередь, был прямым потомком Ариба ибн Зайда ибн Кахлана.

Бану-Тайи изначально базировались в Йемене и подчинялись более крупному родственному племени Бану-Азд , но после рассеяния последнего мигрировали в северную Аравию в конце II века. Вскоре после миграции они впервые появляются в древних источниках под именем тэнов: и Ипполит Римский , и Ураний упоминают три разных народа в Аравии в первой половине III века — Taeni , Saraceni и Arabes . Один из участников Первого Никейского собора идентифицируется как taēnos .

Бану-Тайи в основном жили среди горных хребтов Аджа и Сальма на севере Аравии, а Хайбар к северу от Медины был их самым важным оазисом, и оттуда они совершали вторжения в Сирию и Ирак во время засух. Их концентрация в Джебель-Адже и Джебель-Сальме дала горным хребтам их древнее собирательное название Джебель-Тайи . До переселения тайитов эти горы были домом для аднанитского племени , которые после этого потеряли часть территории. Однако в последующие века эти два племени в конечном итоге стали союзниками и вступали в смешанные браки. В древние времена двумя основными ветвями Бану-Тайи были Ааль-аль-Гаус и Ааль-Джадила . Соплеменники жили в разных частях региона: те, кто жил в горах, были известны как аль-Джабалиюн (горцы), те, кто жил на равнине — как ас-Сахилиюн , а те, что на песках пустыни — как аль-Рамлиюн .

Первые правители

Военный округ Филастин (Палестина) в составе провинции Биляд-аш-Шам (Левант).

Первоначально Джаррахиды контролировали крепости в горах . Первыми членами клана Бану’ль-Джаррах, упомянутыми в исторических записях, были братья Дагфаль и Хасан, сыновья Джарраха, по имени которого династия получила своё название. В 969 году были союзниками карматов и имели резиденцию в Рамле , центре (военного округа) провинции .

Дагфаль в 973 году предоставил убежище одному из полководцев карматского правителя Абу-Тахира аль-Джаннаби , когда последний отправился возглавить экспедицию против фатимидского Египта .

Хасан был командиром вспомогательных войск карматской армии в 974 году, во время их второго вторжения в Египет. Он принял взятку от фатимидского халифа Маадда ибн Исмаила аль-Муизза ( 952 975 ), и его дезертирство привело к разгрому карматских сил на окраинах Каира и последующей повторной оккупации Фатимидами Палестины и Сирии до Дамаска .

Муфарридж ибн Дагфаль

Муфарридж ибн Дагфаль , сын Дагфаля, вошёл в историю во время борьбы Фатимидов с , поддерживаемым карматами полководцем Бувейхидов , который захватил Дамаск . Алп-тегин потерпел поражение в битве при Рамле в 977 году, и Муфарридж схватил его между и Калансавой , чтобы получить награду в размере 100 тысяч золотых динаров, назначенную за его голову фатимидским халифом Низаром ибн Мааддом аль-Азизом ( 975 996 ). Джаррахиды задержали Алп-тегина либо в , либо в на юге Палестины, прежде чем передать его Фатимидам. В обмен на поддержку Джаррахидов халиф назначил Муфарриджа вали (наместником) Рамлы .

В 979 году фатимидский генерал Фадль ибн Салих предложил , хамданидскому эмиру Мосула ( 969 981 ), контроль над Рамлой вместо Джаррахидов. Тем самым Фадль стремился подавить назревающий союз между основными региональными арабскими державами того времени — Джаррахидами, Хамданидами и Укайлидами . Фадлаллах и его союзники из Укайлидов напали на Рамлу в августе, но потерпели поражение и были захвачены Джаррахидами, которые к тому времени вновь заручились поддержкой Фадля. Последний просил Муфарриджа передать Фадлаллаха халифу аль-Азизу, но, опасаясь, что тот может быть использован Фатимидами против него, Муфарридж убил его и вместо него отправил халифу его голову. Это положило конец правлению Хамданидов в Мосуле.

Вскоре после этого Фадль выступил против Муфарриджа, но был отозван в Каир халифом аль-Азизом, по сути, оставив Джаррахидов фактическими правителями Палестины. Между 979 и 980 годами Джаррахиды разграбили и опустошили Рамлу и сельскую местность Палестины, что спровоцировало экспедицию Фатимидов против них в 981 году. В том же году Джаррахиды восстали против Фатимидов, когда армия последних осаждала Дамаск. К Джаррахидам присоединились остатки армии Фадлаллаха и некий Бишара, арабский наместник Табарийи . В конце концов, в том же году Джаррахиды были изгнаны из Палестины Фатимидами и бежали в сторону Хиджаза . В июне 982 году они разграбили караван паломников, возвращавшийся в Сирию из хаджа в Мекку, и против них была предпринята ещё одна карательная экспедиция Фатимидов, но она была разбита Джаррахидами в Айле . После этого Муфарридж вернулся в Палестину, но снова потерпел поражение от Фатимидов. На этот раз Муфарридж бежал на север, в сторону Химса , где в конце того же года , черкесский наместник Хамданидов, предоставил ему убежище. В течение следующих десяти лет Муфарридж колебался между византийцами, Бакджуром и Фатимидами. В 997 году Джаррахиды попытались разграбить Рамлу, но были вынуждены отступить и бежать в горы Аджа и Сальма в северной Аравии, на исконную территорию Бану-Тайи.

Рамла и её окрестности на фотографии 1895 года.

В последующие годы сыновья Муфарриджа — Али, Хасан и Махмуд — помогали фатимидскому халифу Мансуру ибн Низару аль-Хакиму ( 996 1020 ) в его военных кампаниях. По словам историка Марью Канара , «Муфарриджу представилась возможность сыграть важную политическую роль» в 1012 году, когда опальный фатимидский визирь укрылся у Хасана ибн Муфарриджа. Историк утверждает, что «это стало звёздным часом в судьбе лидеров Джаррахидов». На тот момент Джаррахиды контролировали всю внутреннюю часть Палестины от границы с Египтом до . По инициативе Хасана и аль-Магриби Джаррахиды напали и захватили Яруха (назначенного аль-Хакимом на пост вали Дамаска) в окрестностях Газы , когда он направлялся в Дамаск. Одновременно они заняли Рамлу, и вскоре после этого Хасан убил Яруха. Они также бросили вызов авторитету аль-Хакима, провозгласив , шерифа Мекки ( 991 1010 ), халифом в Рамле. Аль-Хаким подкупил Джаррахидов, чтобы положить конец их восстанию, после чего шериф Хасан вернулся в Мекку, а аль-Магриби бежал в Ирак. Джаррахиды продолжали доминировать в Палестине и стремились укрепить свою власть, обращаясь за поддержкой к местным христианам. С этой целью Муфарридж способствовал восстановлению Храма Гроба Господня , который халиф аль-Хаким разрушил в предыдущие годы.

Хасан ибн Муфарридж

Халиф аль-Хаким изменил своё отношение к Джаррахидам с дипломатии на карательную военную силу в августе 1013 года. Али и Махмуд сдались наступающей армии Фатимидов, а аль-Хаким отравил Муфарриджа. Хасан, стремившийся править Палестиной, бежал, но позже получил помилование от халифа, который вернул ему владения Муфарриджа в Палестине. После этого Хасан помогал аль-Хакиму в его экспедициях против Халеба .

В 1019 году Хасан, как представитель Бану-Тайи, вступил со своим племенем в союз с при Синане ибн Сулеймане, вали Табарийи (до 1025 ), и при Салихе ибн Мирдасе, мирдасидском эмире Халеба ( 1024 1029 ). Такой союз между тремя основными арабскими племенами Леванта был беспрецедентным и был направлен против чужеземного господства в сирийской пустыне и степи. Согласно условиям договора, Джаррахиды должны будут править Палестиной, а Кальбиды и Мирдасиды — Дамаском и Халебом соответственно. Правление аль-Хакима закончилось его загадочной смертью в 1020 году, и ему наследовал халиф Али ибн Мансур аз-Захир ( 1020 1036 ).

В 1023 году Фатимиды назначили военным губернатором Палестины, против чего выступили Джаррахиды. В 1024 году один из сыновей Хасана и другой вождь бедуинов осадили Айлу и Аришу , на что центральное правительство Фатимидов не смогло отреагировать. Вместо этого Ануш-тегин выступил с инициативой по взиманию налогов с владений Хасана в * , чем лишил его доходов, что закончилось убийством солдат Ануш-тегина. Это обострило конфликт с Джаррахидами, особенно после того, как Ануш-тегин заключил в тюрьму в Аскалане двух главных помощников Хасана. В сентябре Джаррахиды начали тотальную войну, чтобы освободить своих людей, разрушив Тверию и осадив Рамлу, и освободили своих людей, подделав документы о разрешении на освобождение. Они вынудили ад-Дизбари бежать из Рамлы, которую они разграбили, и добились уступки Фатимидов, которые передали Набулус во владения Хасана.

Тайиты, кальбиты и килабиты возобновили свой союз в 1025 году, но их обращение за поддержкой к византийцам было отклонено императором Василием II . Тем не менее, они разбили армию Фатимидов, посланную халифом аз-Захиром в том же году, в Аскалане , и Хасан вошёл в Рамлу. После смерти кальбитского Синана ибн Сулеймана его племянник и преемник перешёл на сторону Фатимидов, в то время как Джаррахиды и Мирдасиды продолжали своё восстание. Они потерпели поражение в битве у Тивериадского озера с Фатимидами под командованием ад-Дизбари, после чего Хасан бежал из Палестины. Фатимиды передали владения Джаррахидов в Палестине более дружественным арабским племенам.

Джаррахиды и византийцы заключили союз в 1030 году. Послы Хасана были приняты византийцами в Антиохии и получили украшенный крестом флаг и послание, обещающее им возвращение Палестины их племени. Племя Бану-Тайи также номинально приняло христианство в рамках этого соглашения с византийцами. Коалиция Джаррахидов и Византии вскоре потерпела поражение от Мирдасидов . Хасан возродил свой прежний союз с Бану-Кальб, и они вместе атаковали Фатимидов в Хауране , пока не были изгнаны в Тадмор в пустыне. После этого император Роман III убедил Хасана и Бану-Тайи переместить свои лагеря на византийскую территорию недалеко от Антиохии, и 20-тысячное племя тайитов мигрировало в на северо-западе Сирии. Там они отразили два нападения Фатимидов на и . Позже Джаррахиды совершили набег на Афамию от имени византийцев и помогли последним захватить крепость в хребте Джебель-Нусайрия .

Византийцы и Фатимиды вступили в мирные переговоры в 1032 году, и Хасан присутствовал на этих переговорах в Константинополе . Византийцы поставили условием мира восстановление губернаторства Джаррахидов в Палестине под сюзеренитетом Фатимидов, но аз-Захир отказался, что способствовало провалу мирных переговоров. В следующем году Джаррахиды предложили свою поддержку Ануш-тегину в обмен на их прежние владения в Палестине, но попытка не удалась. Фатимиды и византийцы в конечном итоге заключили десятилетний мирный договор в 1035 году без учёта интересов Джаррахидов. Впоследствии Хасан и его сын Аллаф иногда упоминаются: например, в 1036 году они помогали византийцам в защите Эдессы от Марванидов и Нумайридов . В 1037 году Джаррахиды участвовали в завоевании Ануш-тегином Халеба , удерживаемого Мирдасидами . В результате Хасан был заключён в Константинополе до 1039 года, чтобы предотвратить возможное нападение его племени на Антиохию. Последнее упоминание о Хасане относится к 1041 году, когда Фатимиды разрешили Джаррахидам снова переселиться в Палестину. Правлению Хасана в то время противостоял фатимидский губернатор Дамаска.

Поздние правители

Джаррахиды вновь упоминаются в источниках в 1065 году, когда племянники Хасана — и Хумайд ибн Махмуд — поддержали Абд-аль-Шарифа ибн Аби’ль-Джанна в его попытке вырвать контроль над Дамаском у войск фатимидского визиря . После этого племянники были схвачены и заключены в тюрьму в Каире. Их освобождения потребовал полководец Фатимидов и потомок Хамданидов в 1066 году. У Хазима были сыновья по имени Бадр и Рабиа. По словам сирийского историка Мустафы А. Хияри, информация о Рабиа в средневековых источниках запутана, хотя он, скорее всего, был командиром вспомогательных бедуинских отрядов Туг-тегина , буридского эмира Дамаска ( 1103 1128 ). Больше о нём в источниках ничего не упоминается, но отмечается военная деятельность его сыновей Миры и Фадля. Другими его сыновьями были Дагфаль, Табит и Фарадж.

Фадль описан в хронике историка XIII века Ибн-аль-Асира как эмир, который в 1107 году колебался между крестоносцами , завоевавшими побережье Леванта в 1099 году, и Фатимидами, чьё правление было ограничено Египтом с 1071 года. Это побудило Туг-тегина изгнать Фадля из Сирии, после чего тот заключил союз с Садакой I ибн Мансуром , мазьядидским эмиром Хиллы в Ираке ( 1086 1107 ), а затем перешёл на сторону сельджуков . По словам Ибн-аль-Асира, эпизод, когда Фадль вошёл в Анбар , чтобы заблокировать Садаке путь через пустыню, «было последним, что о нём слышали».

Марью Канар описывает Джаррахидов как «неспокойную семью, не лишённую значения в качестве пешек на шахматной доске Сирии в X—XI веках, на которую то нападали, то ублажали её Фатимиды, которую византийцам удалось использовать, но которые, по-видимому, создали для себя, в своих интересах, правило двуличия, измены и грабежа».

Потомки династии

Фадль ибн Рабиа был прародителем клана (вместе с их ветвью аль-Али), а его братья Мира и Фарадж стали предками кланов аль-Мира и аль-Фарадж соответственно. В совокупности эти кланы образовали союз Бану-Рабиа и вместе со своими союзниками господствовали в пустынных и степных районах между долиной Евфрата на севере и центральным Недждом и северным Хиджазом на юге. Во время правления Айюбидов в Сирии ( 1181 1260 ) эмиры аль-Фадля и аль-Фараджа чередовались как умара-аль-араб («вожди бедуинских племен»). Однако при мамлюках ( 1260 1515 ) этот пост стал наследственным в доме аль-Фадль, который имел власть над бедуинами северной Сирии и владел многочисленными владениями, включая Тадмор , Саламию , Мааррат-ан-Нуман , Сармин и Думу . Эмиры из клана аль-Мира обладали аналогичной властью при мамлюках и были известны как мулюк-аль-араб («цари бедуинских племен») в южной части Сирийской пустыни. Клан аль-Фадль оставался влиятельным и во время османского владычества.

Список правителей

Известные по письменным источникам правители из династии Джаррахидов:

Годы правления Титул и имя Примечание
начало конец
до 969 после 977 Дагфаль ибн аль-Джаррах сын аль-Джарраха
до 969 после 977 аль-Хасан ибн аль-Джаррах сын аль-Джарраха
после 977 1012 аль-Муфарридж ибн Дагфаль сын Дагфаля ибн аль-Джарраха
1012 после 1040 аль-Хасан ибн аль-Муфарридж сын аль-Муфарриджа ибн Дагфаля
до 1065 после 1067 Хазим ибн Али внук аль-Муфарриджа ибн Дагфаля
до 1065 после 1067 Хумайд ибн Махмуд внук аль-Муфарриджа ибн Дагфаля
около 1069 Али ибн аль-Хасан сын аль-Хасана ибн аль-Муфарриджа
около 1069 Махмуд ибн аль-Хасан сын аль-Хасана ибн аль-Муфарриджа
около 1069 Раби’а ибн Хазим сын Хазима ибн Али
около 1106 Абу-Имран Фадль ибн Раби’а сын Раби’и ибн Хазима

Генеалогия

Генеалогическое древо династии Джаррахидов и их потомков:

Джаррахиды и их потомки.

Примечания

  1. The encyclopaedia of Islam. — т. II, сс. 482—485
  2. M. Gil : A History of Palestine. — сс. 351, 354—355, 358
  3. A.J. Cappel : The Byzantine response to the ’Arab. — с. 124—126
  4. Encyclopaedia of Islam (1 ed.). — с. 624
  5. E. Landau-Tasseron : The participation of Tayyi in the Ridda. — сс. 85—86
  6. Ibn 'Abd Rabbih : The unique necklace. — сс. 294—295
  7. H.C. Kay : Yaman. Its early medieval history. — с. 217
  8. J. Retsö: The Arabs in antiquity. — с. 704
  9. The encyclopaedia of Islam. — т. X, с. 402
  10. W. Lancaster, F. Williams : People, land and water… — с. 36
  11. H.E. Kennedy : The Prophet and the age of the Caliphates. — с. 286
  12. The encyclopaedia of Islam. — т. VII, сс. 461—462
  13. Y. Lev : Turks in the political and military life… — сс. 47—49
  14. M.A. Hiyari : The origins and development of the Amīrate… — сс. 512—517
  15. D.S. Richards : The chronicle of Ibn al-Athir… — с. 126
  16. M.A. Bakhit : The Ottoman province of Damascus… — с. 201
  17. Zambaur, Eduard de : Manuel de généalogie et de chronologie. — с. 102

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Джаррахиды