Interested Article - Джуга

Джугa (Азербайджан)
Точка
Джугa
Джугa, Азербайджан

Джуга ( арм. Ջուղա , азерб. Cula ) — армянский город раннего средневековья, неподалёку от современного города Джульфы , Азербайджан .

История

Джульфа в Древности и в Средние века

Согласно авторитетной « Encyclopædia Iranica » Джульфа — древняя деревня на территории исторической Армении . Часть армянской историко-географической области Сюник . По преданию Джульфа была основана легендарным армянским царем Тиграном Ервандуни жившим в VI веке до н. э.. Впервые упоминается у армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци под именем, передаваемым в русской транскрипции как «Джула». Согласно Мовсесу, Тигран Ервандуни поселил в ней пленных мидийцев :

Джульфа (Zulpha) на карте Великой Армении, 1736 год

(Отводит им) также три авана (волости) — Храм, Джулу и Хошакуник — по другую сторону реки ( Аракса ), всю равнину от Ажданакана до той же крепости Нахчавана.

Мовсес Хоренаци «История Армении» .

Говоря о периоде VII—X столетий британский ученый Клиффорд Эдмунд Босуорт причисляет Джульфу, вместе с Двином и Ани , к процветающим армянским торговым городам на долине Аракса .

Между X—XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли (прежде всего шелком), сохранявшим своё преимущественно армянское население .

Из церквей и монастырей Джуги в источниках упоминаются пустынь Св. Ованнеса, церковь Катан, церкви Св. Богородицы и Св. Всеспасителя, Св. Геворга и др .

Население города было в основном армянским. Джон Картрайт, английский путешественник упоминает среди жителей и грузин , но никаких других упоминаний о значительном грузинском или мусульманском населении города нет, так же как и надписей на грузинском, арабском или персидском. Все известные религиозные сооружения относились к Армянской апостольской церкви .

А. Якобсон отмечает, что Джульфа был одним из городов юго-восточной Армении переживший экономический подъём в XVI—XVIII веках . Согласно историку Инне Багдиандз Маккейб из Университета Тафтса « Джульфа в исторической Армении располагалась на реке Аракс на старинном торговом пути » . Армянский торговый городок Джульфа во второй половине XVI века имела, по оценкам И. Петрушевского , 15-20 тысяч жителей, и являлось крупной биржей европейско-азиатской торговли шелком .

Разорение Джульфы

Город имел преимущественно армянское население . Побывавший в 1602 году в этих местах с австрийским посольством Георг Тектандер говоря о населении города отмечал

Прибывши в Армению, Его Величество также не встретил никакого сопротивления, и все продолжало идти вполне благополучно. В городе Джульфа (Sulpha), сильной крепости, населенной исключительно одними христианами, Армянами, Шаха приняли необыкновенно великолепным образом: в честь его в Езда все дома в городе, выстроенного без крыш, но с балконами на верху, были утыканы (bestecket) свечами, коих всех было до 50.000 и кои горели в течение всей ночи. Что касается прочих выдающихся городов, которых насчитывается до 54-х, то об них доложить Вашему Императорскому Величеству посол, ныне находящийся в Персии.

«Путешествие в Персию через Московию: 1602-1603 гг.» .

В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями, шах Персии, Аббас I Великий , чтобы удержать под своей властью Закавказье применил в Армении тактику выжженной земли , в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское .

Население было насильственно переселено в Исфахан , где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа . Одним из причин депортации «Всемирная история» называет желание шаха избавиться от конкуренции армянского купечества . Е. Родионова называет три причины։ военно-стратегическая, политическая и экономическая . Количество депортированных французский историк оценивает около 1200 семейств։ «… в 1605 году царь Персии шах Аббас насильственно переселил 1200 армянских семей из Джульфы на Араксе в Армении » .

Аббас был настолько непреклонен в своей решимости оставить Джульфу безлюдной, что на следующий год послал армию, чтобы изгнать около тысячи вернувшихся жителей города, и в 1616/17 годах вновь изгнал около тысячи семей из разрушенного города и окрестностей .

Внезапное и драматическое падение Джульфы произвело глубокое и продолжительное впечатление на армянское общество и культуру, что отмечается в летописях начиная XVII века . Город остается важным символом в коллективной памяти иранских армян .

Джульфа в Новое время

Год Армяне % Азербайджанцы % Русские % Всего
1897 751 98 763
1926 293 43,9 243 36,4 87 13 667
1939 866 34,2 1 358 53,7 225 8,9 2.530
1959 656 16,3 2 797 69,6 460 11,5 4.017
1970 581 10,7 4 321 79,6 452 8,3 5.431
1979 193 2,8 5 904 85,3 763 11,0 6 919

В начале XIX в. поселение было перенесено с древних развалин на новое место, в 3 км к востоку от исторического армянского города.

По Туркманчайскому мирному договору 1828 года, проведшему по Араксу русско-персидскую границу, южная часть Джульфы осталась за Персией, северная же стала отошла к России. Она была в составе Армянской области , затем (c 1847 г.) Эриваньской губернии .

При русском владычестве Джульфа превратилась в пограничный таможенный пункт, а её население стало увеличиваться, особенно с постройкой железной дороги (1908). В 1891 г. годы там было 649 жителей, к 1897 г. 763 (751 из них армяне) .

Русский путешественник начала XX века Гурьев Б. М., во время своего путешествия в Тавриз упоминает и Джульфу:

Джульфа, как было указано, расположена непосредственно на границе нашей с Персией. Переправившись через реку Аракс, вы уже находитесь в пределах Персии и в первом персидском селении, которым является персидская Джульфа. Мусульманское население последней, как мне сообщали, собрало двадцать пять тысяч на постройку мечети, которую почему-то желало построить не в своей Джульте, а в русской. Однако русскими властями им это не было разрешено, и теперь мечет будет строиться мусульманами в своей персидской Джульфе.

Б. М. Гурьев «Поездка в Тавриз» .

Известные уроженцы

  • Братья Петик и Санос — влиятельные армянские ходжи.
  • Маттеос Джугаеци — армянский мыслитель, литературовед и богослов XIV—XV веков
  • Акоп Джугаеци — армянский художник-миниатюрист конца XVI начала XVII века, виднейший представитель Джульфинской школы армянской миниатюры.
  • Симеон Джугаеци — армянский философ, богослов, языковед, педагог, и общественный деятель XVII века.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 июня 2020. 4 декабря 2019 года.
  2. — статья из Encyclopædia Iranica . Multiple Authors
  3. Robert H. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions. — Reichert, 1992. — P. 190.
  4. .
  5. , с. 557.
  6. .
  7. — статья из Encyclopædia Iranica . W. B. Fisher, C. E. Bosworth
  8. .
  9. .
  10. . — М. , 1958. — Т. 4. — С. 563. 6 мая 2012 года.
  11. , p. 18—22.
  12. А. Л. Якобсон . Армянские хачкары. — 1986. — С. 62—63.
  13. . — Berg, 2005. — P. 27.
  14. И. П. Петрушевский . Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 93.
  15. , с. 83.
  16. .
  17. .
  18. .
  19. , с. 262.
  20. .
  21. , с. 84—85.
  22. / Edited by Gray Tuttle and Kurtis R. Schaeffer. — Columbia University Press, 2013. — P. 474.
  23. Petra Košťálová. // Archiv orientální. — 2014. — № 82 . — С. 477 . 2 ноября 2019 года.
  24. James Barry. . — Cambridge University Press, 2018.
  25. , с. 53.
  26. . Дата обращения: 19 ноября 2020. 9 августа 2021 года.
  27. . Дата обращения: 19 ноября 2020. 3 июня 2012 года.
  28. . Дата обращения: 19 ноября 2020. 23 января 2020 года.
  29. . Дата обращения: 19 ноября 2020. 23 января 2020 года.
  30. . Дата обращения: 19 ноября 2020. 30 мая 2012 года.
  31. .

Литература

  • Baltrušaitis J. , Kouymjian D. Julfa on the Arax and Its Funerary Monuments // = Armenian Studies Etudes Armeniennes in Memoriam Haig Berberian / Под ред. D. Kouymjian. — Galouste Gulbenkian Foundation, 1986. — P. 18—22. — 883 p.
  • George A Bournoutian. = A history of the Armenian people, Volume 2: 1500 A.D. to the Present. — Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 1994. — Vol. 2. — 238 p. — (History of Armenia). — ISBN 978-1568590325 .
  • Maeda Hirotake. // . — Sapporo: Slavic Research Denter Hokkaido University, 2006. — С. 262. — 373 с. — (21st Century COE Program Slavic Eurasian Studies). — ISBN 978-4938637392 .
  • Айвазян А. А . = ՋՈՒՂԱ. — Ереван: Советакан грох, 1985. — 152 с.
  • / Е. Д. Джагацпанян // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  • Джульфа // Демосфен — Докембрий. — М. : Советская энциклопедия, 1952. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 14).
  • Гурьев Б. М. // Исторический вестник : историко-литературный журнал. — СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1912. — № 6 .
  • Аракел Даврижеци . / Пер. с арм., пред. и комментарии Л А Хандаряна. — М. : Наука, 1973. — Т. XXXVII. — 624 с. — (Памятники письменности Востока). — 15 000 экз.
  • Какаш Стефан , Тектандер Георг. / Пер. с нем. [и авт. вступ. ст.] Алексей Станкевич. — М. : Университетская типография, 1896. — 62 с.
  • Родионова Е. М. Армяно-иранские связи в сефевидском Иране XVII в // / Ответственный редактор С. В. Пахомов. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — С. 83—102. — 234 с.
  • / Под ред. Н.А. Тройницкого. — СПб. : тип. «Обществ. польза». Паровая типо-лит. Н. Л. Ныркина, 1905. — С. 37. — X, 270, 120 с.; 27 с.
  • Мовсес Хоренаци . = ՀԱՅՈՑ ՊԱՏՄՈՒԹԻՒՆ / Саркисян Г. Х.. — Ереван: «Айастан», 1990. — 291 с. — 13 000 экз. ISBN 5-540-01084-1 .
  • Масальский В. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. Xa. — С. 557.
Источник —

Same as Джуга