Interested Article - Автопортрет (картина Кустодиева)

«Автопортрет» российского художника Бориса Кустодиева , был написан им в 1912 году. Находится в коллекции Галереи Уффици во Флоренции .

История

Портрет Матэ кисти Кустодиева, 1902 год

Борис Кустодиев стал известен в Европе в 1907 году, когда золотой медали VII Международной выставки во Венеции был удостоен его портрет В. В. Матэ (хранится в Государственном Русском музее ) . Через три года, вернувшись в Россию после лечения от опухоли спинного мозга в Швейцарии , зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе , выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников» . Кустодиев стал третьим русским художником, удостоенным такой чести, после Ореста Кипренского и Ивана Айвазовского ; предложение также поступало Валентину Серову и Илье Репину , но они не откликнулись . После выставки в Дрездене в первых числах мая 1913 года, портрет был подарен Кустодиевым для Галереи автопортретов в галерею Уффици во Флоренции , в запасниках которой и хранится в настоящее время .

Композиция

«Автопортрет (в шубе)», эскиз

Автопортрет размером 100 x 85 см выполнен гуашью и темперой по картону . Кустодиев изобразил себя в довольно щеголеватом виде — с пышными усами, в богатой тёмной шубе с большим воротником и барской, тёплой меховой шапке . Он стоит на некотором возвышении на фоне зимнего пейзажа, панорамы припорошенных снегом стен Троице-Сергиевой Лавры — образца древнерусской церковной архитектуры и доминанты всего полотна. Силуэт тёмной фигуры выделяется среди красочного колорита второго плана с праздничной ярмарочной толпой, неотъемлемой частью которой он и является. У Кустодиева озорной, но вместе с тем и печальный взгляд, в котором можно увидеть расстройство от неудачного лечения, либо любовь к родине, которая питала его творчество и с которой он часто расставался ради отъезда к заграничным врачам . Колористические, композиционные и идейные принципы данного полотна были развиты Кустодиевым в последующих работах, в особенности в портрете Шаляпина , положившем начало «типичному» творческому методу художника, впоследствии описанном искусствоведом : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста; сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия» .

Примечания

  1. , с. 137.
  2. . Венецианская биеннале . Дата обращения: 12 июля 2019.
  3. . Государственный Русский музей . Дата обращения: 17 апреля 2017.
  4. , с. 113, 114.
  5. . Тюменский государственный медицинский университет (15 ноября 2016). Дата обращения: 17 апреля 2017. 18 апреля 2017 года.
  6. . — Consilium Medicum, 2011. — № 7 . — С. 48—51 . 18 апреля 2017 года.
  7. Matteo Bertelé. . — Университет Ка' Фоскари , 2010. — С. 173. — 288 с. 18 апреля 2017 года.
  8. , с. 127.
  9. , с. 93.
  10. , с. 216.
  11. . Kustodiev-Art.ru. Дата обращения: 17 апреля 2017. 18 апреля 2017 года.
  12. . Галерея Уффици . Дата обращения: 17 апреля 2017. 18 апреля 2017 года.
  13. , с. 48.
  14. , с. 12.
  15. Яралова М. С. . — Российский государственный гуманитарный университет , 2013. — С. 31—33. — 51 с. 26 июня 2016 года.

Литература

  • Воинов В. В. . — Госуд. издат., 1925. — 95 с.
  • Черкашин Н. А. . — Издательство «Советская Россия», 1984. — 219 с.
  • Турков А. М. . — Терра, 1998. — 255 с. — ISBN 9785300022259 .
  • Останина С. П. . — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — 349 с. — (Энциклопедия натюрморта). — ISBN 9785948490205 .
  • Кудря А. И. Глава XII. Распад Союза русских художников и возрождение «Мира искусства» // . — Молодая гвардия, 2006. — 321 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 9785235027817 .
  • . — Комсомольская правда/Директ-Медиа, 2014. — 49 с. — (Великие художники). — ISBN 9785871072011 .

Ссылки

Источник —

Same as Автопортрет (картина Кустодиева)